Слайд 1История Древнего мира
5 класс
урок № 37
Учитель истории и обществознания
Киселева
Н.П.
МОУ «Русско-Устьиская основная общеобразовательная школа»
Слайд 2Цель:
Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации
Продолжить формирование умений правильно
показывать на карте исторические объекты, составлять рассказ.
Основание греческих колоний.
План
урока
Причины переселения греков в другие страны.
Греческие колонии.
Отношения греков со скифами.
Слайд 3Актуализация опорных знаний по теме:
«Древняя Спарта»
Кто нес большую ответственность
за воспитание детей в Спарте :государство или родители?
Кто решал вопрос,
жить или не жить маленькому спартанцу?
С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?
Почему питание мальчиков было скудным?
Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?
Учили ли спартанцев грамоте?
Какой должна была быть речь спартанцев?
Слайд 4Сделай вывод:
«Для чего нужна была такая система воспитания? Что
тебе в ней нравится?
В древней Спарте главную ответственность в воспитании
детей играло
государство, а не родители. Старейшины решали, жить ребенку или нет.
Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым- сбрасывали с
обрыва. С 7 лет мальчиков отбирали у родителей и воспитанием их
занимались самые уважаемые спартанцы. Кормили мальчиков скудно, так
как это должно было заставить их самих добывать пищу. Одеты они были
плохо, жили в суровых условиях потому,
что это воспитывало их неприхотливыми, умеющими переносить
трудности. Грамоте их учили мало, а вот их физическому развитию
уделялось много внимания. Речь спартанцев была краткой. Таким образом,
такая система воспитания давала государству сильных, храбрых и жестоких воинов.
Слайд 5600 лет до нашей эры на территорию древних скифов высадились
древние греки - представители одной из уникальных Цивилизаций мира. Менее
богатые греки, не имеющие земли, решили осваивать территории Причерноморья. Выращивание хлеба, виноградарство, добыча золота, меди и железа - все это было для них главной целью. Кроме того, они искали рынки для своих товаров. Все это устраивало прибывших и на протяжении почти что 600 лет, в дружбе со скифскими царями, они строили, торговали, созидали.
Слайд 6Изучив источник и литературу мы поняли, что греки основывали колонии,
т.к.:
Причины переселения греков
Слайд 7Местоположение греческих колоний.
Слайд 8Направления греческой колонизации
Северо-Западное
Средиземноморье
Северное
Причерноморье
Малая Азия
Северная Африка
Южные
Аппенины
Слайд 9Переселение носило организованный характер. Власти полиса устраивали разведывательные экспедиции, назначали
ответственных лиц за организацию отъезда и основание колонии.
Таким образом,
они управляли всем процессом колонизации.
Колонизация — освоение и заселение новых территорий внутри или вне своей страны
Слайд 10Перед дальней дорогой будущие колонисты посещали Дельфийский храм. Если предсказания
богов были неблагоприятными, то отъезд переносился.
Если жизнь на новом
месте складывалась благополучно, делегация колонистов посещала бывший родной город с богатыми дарами.
Слайд 11Переселялись группами по 100 – 200 человек. Это были люди,
которые хорошо знали друг друга. Как правило, из одного города.
Они везли с собой скот, оружие, семена, горсть земли своей отчизны и огонь. На пути к новой родине их ждало много опасностей – бури, болезни, голод и холод, пираты. Средняя скорость греческого корабля составляла 9 – 10 км в час.
Слайд 12Но вот все тяготы путешествия позади. Переселенцы выбирали удобное место
возле гавани или в устье реки, на возвышении. Высыпали под
ноги землю, привезенную с родины. Раскладывали на ней костер и поджигали его от огня, который тщательно охраняли во время своего беспокойного путешествия. После этого приносили жертву богам в знак благодарности и с надеждой на будущее.
Затем делили землю на ровные участки под пашню и для выпаса скота. Строили храмы и жилища. Город окружали стенами. Устроившись, перевозили женщин, детей и стариков. Так начиналась новая жизнь на новом месте.
Слайд 13 Греки-колонисты не порывали связей с родным городом, из которого приплыли.
Они называли его метрополией – городом-матерью. Если колонист возвращался на родину, он
наделялся всеми правами гражданина.
В то же время новые города были совершенно независимы от метрополий.
Крупнейшей метрополией был город Милеет в Малой Азии. Им было основано несколько десятков колоний. Всего одну колонию основала Спарта. И ни одной – Афины.
Слайд 14Греция
Ввозили
Вывозили
Последствия колонизации.
Колонизация оказала огромное влияние на весь древнегреческий мир.
Она способствовала развитию хозяйства, торговли и кораблестроения. Из колоний в
метрополии вывозили зерно, рабов, скот, соль, сырье (древесину и металлы). В колонии из Греции везли товары и вещи, которые колонисты не могли первоначально производить сами: ремесленные изделия, оливковое масло, вино.
Слайд 15На берегах каких морей древние греки основали свои колонии и
как они назывались?
Слайд 16ГРЕКИ И СКИФЫ
Скифский лучник. Изображение на древнегреческой вазе
Золотые вещи
из скифских курганов
Слайд 17ЧТО ДАЛА КОЛОНИЗАЦИЯ ГРЕКАМ
расширила знания древних греков. Они встретились со
множеством новых для них народов, узнали об их обычаях, религии
и культуре
способствовала развитию хозяйства и торговли, а также мореплавания. Росли и богатели новые города
заставила греков осознать себя единым народом, отличающимся от других народов. Греки стали называть себя эллинами, а свою страну - Элладой. Другие народы они называли варварами
Колонизация:
Слайд 18Колонизация раздвигала границы древнегреческого мира. Эллины плотно заселили побережье Южной
Италии и Сицилии, а также – Южной Франции и Испании.
Основали крупные колонии на северных берегах Черного моря – территории современных России и Украины.
Это способствовало расширению знаний греков об окружающем мире. Эллины встретились с народами, которые отличались от них по языку, обычаям, религии и культуре.
Всех, кто говорил на непонятном языке, они называли варварами (от звукоподражательного «вар-вар»). И персов, и египтян, и жителей Вавилонии, не говоря уже об отсталых племенах. Слово варвар означало «чужак», «не эллин».
Со временем греки стали считать себя лучше других и что они во всем превосходят варваров, рожденных для рабства.
Слайд 19вывод
Таким образом, колонизация сыграла важную роль в развитии Древней Греции.
Она способствовала подъему хозяйственной жизни, торговли и кораблестроения, формированию у
греков чувства принадлежности к единому народу.
Слайд 20Самостоятельная работа с историческим документом
Прочти отрывок из документа и ответь
на вопросы.
Изменились ли религиозные обряды жителй г. Милет с их
пребыванием в колонии Ольвия?
Нет, не изменились, значит, и верования религиозные не изменились тоже
2. Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии?
Нет, не будут
3. Имеет ли право житель Милета обратиться в суд в Ольвии в случае необходимости?
Да, имеет такое право.
4. Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в г. Милет?
Нет, не теряют, так как колония- это «маленькая» часть Греции
Слайд 21Домашнее задание
Прочитать & 32
Ответь на вопросы № 1,2
Слайд 22Источники изображений
http://patcollinscm.webs.com/globe2.png
http://74202s031.edusite.ru/images/risunok1.png
http://i016.radikal.ru/0805/11/baa91c67ab38.png
http://www.map-world.ru/geo-small.jpg
Географическая карта