Слайд 1
Методическая разработка урока
по истории России
«Отмена крепостного права»
Работу выполнили
Титова Любовь Юрьевна
учитель истории
и обществознания
высшей категории
МОУ Кушнурской СОШ
Шарангского района
Нижегородской области
Протасова Роза Михайловна
учитель истории и обществознания
высшей категории
МБОУ Большеустинской ООШ
Шарангского района
Нижегородской области
Слайд 2Аннотация
В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы 19
века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального
алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна , индивидуальную работу.
Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы , проведённой сверху, в интересах помещиков –крепостников, а не в результате буржуазной революции. Соответственно характер крестьянской реформы –помещичье-крепостнический.
Данный урок является частью темы «Великие реформы» Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Слайд 3Характеристика темы
Программа по истории и обществознанию. М, Просвещение,
Учебник А.А. Данилов,
Л.Г.Косулина История России 19 век § 20 . М, Просвещение
2007
Данный урок является частью темы «Отмена крепостного права» .Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Слайд 4Место урока в изучаемой теме
Слайд 5Краткий анализ применяемой на уроке технологии
Критическое мышление
Дифференцированный алгоритм чтения исторического
текста- основные положения крестьянской реформы 1861 года
Маркированный текст
Синквейн
Анализ литературных источников
- отрывок из поэмы Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»
Слайд 6План урока
Тип урока: урок изучения нового
материала
Вид урока: смешанный
Цели урока:
Образовательная : познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны , дать оценку реформе;
Развивающая: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять
главное.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма
План урока:
Подготовка крестьянской реформы
Основные положения крестьянской реформы 1861 года.
Значение отмены крепостного права
Слайд 7Новые термины и даты
19 февраля 1861 года-»Манифест об освобождении помещичьих
крестьян»;
«Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки;
мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
Слайд 8Материально-техническое обеспечение урока
1.Мультимедийный проектор 2.Компьютер.
3.Карта «Отмена крепостного права в
России в 1861 году»
Слайд 9Межпредметные и внутрипредметные связи
Новая история: Движение за отмену рабства и
Гражданская война в США.
Обществознание: Роль политической сферы в жизни общества.
Реформы.
Литература: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Слайд 13Дидактический материал к уроку
Александр 2 Освободитель
Слайд 14Отмена крепостного
права в России
Слайд 15Подготовка
крестьянской
реформы
30 марта 1856 г. речь Александра I перед
представителями московского дворянства
3 января 1857 г. – образован Секретный
комитет
Октябрь 1857 г. адрес В.И.Назимова (освобождение крестьян без земли)
20 ноября 1857 г. – рескрипт В.И.Назимову
(освобождение с землей за выкуп)
Февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный (председатель – Константин Николаевич)
Март 1859 г. – создание Редакционных комиссий (председатель – Я.И.Ростовцев)
Слайд 16Основные
положения
реформы
19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста
5 марта
- объявление об отмене крепостного права
Предоставление свободы крестьянам
Наделение землей
Выкупная сделка
на определенных условиях
Крестьяне – собственники
Крестьяне - временнообязанные
Отрезки
Порядок выкупной сделки определялся «Уставной грамотой»
Слайд 17Значение отмены
крепостного права
Личная свобода крестьян
Социальное расслоение:
Сохранение помещичьего
землевладения
Малоземелье крестьян
Необходимость других реформ
Создание условий для развития капитализма
Слайд 18Проект отмены крепостного права
Редакционные комиссии
Губернские дворянские комитеты
Губернские
проекты
Губернские
проекты
Губернские
проекты
Слайд 19отрезки
максимальный
Р О С С И Я
Нечерноземная полоса
Черноземная полоса
Степная полоса
РАЗМЕР НАДЕЛА
минимальный
отрезки
Надел,
которым пользовался крестьянин до реформы
10 – 40 %
надела
помещику
Слайд 20ВЫКУПНАЯ СУММА
в 1,5 раза больше реальной стоимости земли
20% крестьянин
платил сам
80% государственная ссуда
выплатил
не выплатил
полностью свободен
временно-обязанный (несет феодальные повинности)
крестьянин
должен возвратить
в течении 49 лет
начисление 6 % годовых
Порядок совершения выкупной сделки
Выкупные платежи до 1907 года
Слайд 22Схемы для заполнения в тетрадях
1.Подготовка проекта отмены крепостного права
2.Основные положения
крестьянской реформы
3.Значение отмены крепостного права
Слайд 23Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
"Чтение манифеста 19 февраля 1861 года"
(1873)
Слайд 24Дифференциальный алгоритм
1 этап
Выделение ключевых слов в отрезке текста (абзаца)
2 этап
Составление
из них смысловых предложений
3 этап
Выделение основного смысла отрезка текста
Слайд 25Синквейн
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения,
тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Слайд 26Литература
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век»
М. – «Просвещение» –
2008
А.Г.Важенин «Конспекты уроков для учителя истории
8 класс. История России
XIX век»
М. – Владос-Пресс – 2001.
Слайд 27Домашнее задание
Задание в рабочей тетради
ст 5-9
§ 20