Слайд 1
Праздничные женские головные уборы XVIII – XIX вв.
Выполнила: учитель
истории и
обществознания
МБОУ «ТСОШ № 2»
Клинова Любовь Александровна
Слайд 2Чебак – зимний женский головной убор
Повязка
Венец
Коруна
Девичьи накосники
Разновидности «сороки»
Кокошник
Сборник
Убрус
Рефлексия
План урока:
Слайд 3Чебак – зимний женский головной убор
Традиционный костюм – бесценное сокровище
каждого народа. Особое место следует отнести головным уборам. Одни из
них летом хранят от лучей солнца, дождя, а вот другие наоборот оберегают от леденящего холода. Однако, в этот период головной убор особой формой, ярким узором, указывал на то место, которое человек по возрасту, чину занимал в семье и обществе.
Слайд 4Повязка
была распространена в центре России
Девичий праздничный головной убор «повязка» –
твердая или мягкая широкая полоса. Она повязывалась на лоб и
скреплялась сзади лентами, украшалась золотым шитьем, речным жемчугом. Алый цвет лент и кораллов на поднизи – знак девичьей красоты и жизненной силы.
Слайд 5У всех славянских народов с древних времен существовал обычай: девушка
могла появиться на люди с распущенными волосами или заплетя их
в одну косу, не покрывая головы. Замужняя женщина заплетала две косы, была всегда с покрытой головой, даже дома, боясь « засветить волосом» и тем самым причинить вред себе и окружающим, особенно детям.
Это интересно!
Слайд 6Венец
Девичьи головные уборы были довольно простыми по форме и способу
изготовления. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две
косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке.
Слайд 7Коруна
Особой красоты были объемные «венцы» или «коруны». Очелье и три
ленты этой коруны сшиты из старинных тканей на подкладах. Круги
из жемчуга и золотистой фольгой будто плывут вокруг девичьей головы. Золотые листочки – знак вечно живого древа жизни.
Слайд 8Название, безусловно, происходит от слова «Корона».
Исследователи считают, что коруны
и венцы конца XVII — начала XIX века возникли в
результате синтеза народных и великокняжеских головных уборов еще в домонгольское время. Сама форма венца — одна из древнейших, а старое его название — «венец с городы», или «венец теремчат», то есть с теремами.
Слайд 9Девичьи накосники
Косу украшали шелковыми лентами, расшитыми травяными узорами, к концу
прикрепляли косник. Они были в виде банта из шелковой, атласной,
парчовой ленты или обтянуты узорной тканью с жемчужным шитьем и самоцветами. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой голо-вой, а волосы необходимо было заплетать в одну косу — в знак того, что девушка пока одна, не замужем. Девичья коса считалась символом чести, и дернуть за косу — значило оскорбить девушку.
Слайд 10Сорока
Соро́ка — старинный русский головной убор замужних женщин или его
часть. Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько
пониже, а с боков несколько повыше обычной кички. В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички. Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваются сдерихой на затылке.
Слайд 11 Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички
с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы.
Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины.
Слайд 12Сорока с рогатой кичкой
Сорока состоит из кички и собственно сороки
с позатыльней ( прямоугольный кусок ткани, спускающий на спину). Кичка
– твердая основа, надеваемая на голову, в виде одного или двух рогов, в виде копытца, в виде опрокинутой чашки. Позже кика стала атрибутом наряда новобрачной и замужней женщины, так как она, в отличие от девичьего «венца» полностью скрывала волосы. В связи с этим кика стала именоваться «короной замужества».
Слайд 13Кокошник
Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они
профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый
бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы. Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.
Слайд 14Ученые считают, что кокошник возник слиянием в единый головной убор
твердой основы кички и мягкого верха сороки. Кокошники шили из
дорогих шелковых, бархатных тканей, цвет алый, красный – цвет жизни.
Слайд 15Сборник
В северных губерниях были распространены кокошники типа сборника, их называли:
сборники, мархатки, борушки, шамшуры. Сборники разных местностей различаются размерами, видом
сборчатого выступа над очельем, декоративным оформлением. Украшение сборника – растительный узор золотого шитья, жемчуга и самоцветов, ажурная жемчужная поднизь.
Слайд 16Убрус
Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые
орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало,
украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на плечи, спину.
Слайд 17Сегодня на уроке я узнал……
Меня заинтересовало…….
Я хотел больше узнать о……
Я
не совсем разобрался……
Рефлексия