Слайд 1Демонтаж тоталитарных структур
Слайд 2Новое политическое мышление.
На первом этапе «перестройки» М. С. Горбачев
и его сторонники в руководстве КПСС не помышляли о политической
реформе. При всех переменах советская система не претерпела коренных изменений, начавшееся движение от тоталитаризма к авторитаризму, и тем более к демократии, завершено не было.
Слайд 3
Фактически тоталитарные структуры сохранялись и в экономической, и в политической
сферах советского общества, гражданское общество делало лишь первые робкие шаги.
Логика революции «сверху» требовала определенной постепенности.
Слайд 4
Натолкнувшись на вязкое и упорное сопротивление бюрократического аппарата экономическим преобразованиям,
реформаторы впервые задумываются о необходимости поддержки реформ «снизу». После январского
(1987 г.) Пленума ЦК КПСС борьба с бюрократией и переход к демократическим принципам управления объявляются главными в партийной работе.
Слайд 5
После январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС борьба с бюрократией и
переход к демократическим принципам управления объявляются главными в партийной работе.
Теоретическое обоснование нового курса, получившего название «новое мышление», было сделано в вышедшей в том же году книге Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира».
Слайд 6
Отправной ее тезис — признание целостности мира, взаимосвязанности и взаимозависимости
составляющих его государств. Сердцевиной «нового мышления» стали выводы о приоритете
общечеловеческих интересов и ценностей над классовыми, о необходимости деидеологизации межгосударственных отношений.
Слайд 7
«Новое мышление», сочетая в себе здравый смысл и утопизм, создало
тем не менее принципиально новую основу для практических действий. После
длительных дипломатических переговоров с Афганистаном 15 мая 1988 г. начался вывод советского контингента войск из этой страны. В феврале 1989 г. советские войска полностью покинули афганскую территорию.
Слайд 8
По меркам тоталитарного общества были по-настоящему радикальными провозглашенные Горбачевым идеи
гласности и плюрализма. В результате многие диссиденты вышли из тюрем
и психбольниц, из горьковской ссылки возвратился опальный академик А. Д. Сахаров. Впервые инакомыслие перестало считаться политическим преступлением. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, М. С. Горбачев положил начало новому этапу духовного развития страны.
Слайд 9
Средства массовой информации получают «сверху», хотя и сильно ограниченную, свободу
критики существовавших реалий, всевозможных «безобразий, слабостей и прорех», о которых
в прошлом запрещалось говорить. В рамках политики гласности были сняты многие цензурные запреты, возвращены с полок «спецхранов» запрещенные к показу кинофильмы, началось переиздание диссидентской и эмигрантской литературы.
Слайд 10
Важной вехой в развитии демократического процесса стало критическое переосмысливание истории
советского периода. Ослабление идеологического контроля позволило вначале публицистам, литераторам, а
затем и профессиональным историкам коснуться многих «белых пятен» отечественной истории.
Слайд 11
В атмосфере поиска истины были продолжены работы по реабилитации жертв
политического террора. Созданная в сентябре 1987 г. на волне обостренного интереса
общества к своей истории Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30–40-х и начала 50-х гг., приходит к выводу о том, что наиболее крупные политические процессы 30–50-х гг. явились результатом грубого произвола и нарушения законности.
Слайд 12
Создание Комиссии означало для власти практический разрыв с репрессивным тоталитарным
режимом. За полтора года работы Комиссия реабилитировала около миллиона несправедливо
репрессированных граждан, в том числе Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева.
Слайд 13
Процесс переосмысливания затронул общественные науки — философию, политэкономию, право.
Слайд 14
Предоставление некоторых свобод привело к тому, что возрос интерес к
политике, интенсивно шел поиск новых идеалов и политической идентичности. Гласность
позволила миллионам граждан страны сформировать собственную позицию по ключевым вопросам жизни общества. В общественных дискуссиях все чаще поднимался вопрос о неэффективности однопартийной системы.
Слайд 15Возникновение неформального движения.
Одним из неизбежных последствий начавшейся «сверху» демократизации
советского общества становится постепенное формирование открытой политической оппозиции режиму.
Слайд 16
В условиях созданной открытости в стране быстро набирают силу неформальные
клубы и объединения в поддержку «перестройки», такие как красноярский «Союз
в поддержку перестройки», московские «Перестройка», «Община», «Фонд социальных инициатив», ленинградский «Диалектик».
Слайд 17
На первом этапе «перестройки» неформалы действовали в русле официальной политики
и не представляли собой серьезной оппозиционной силы. Возникшие по инициативе
«снизу» самодеятельные общественные формирования стихийно ориентировались на демократический социализм, на поддержку политики «перестройки».
Слайд 18
Вместе с тем все активнее проявляли себя несоциалистические и национал-патриотические
группировки и объединения, предлагавшие альтернативные концепции. Так, наиболее старая из
этих организаций — общество «Память», возникшее изначально как объединение книголюбов, выделялось на общем фоне своей националистической ориентацией. Группа «Гражданское достоинство» отстаивала либерально-антитоталитарные позиции. Постепенно неформалы все более дистанцируются от власти. Переломным для самодеятельных общественных объединений стал 1987 г.
Слайд 19
Осенью этого года в условиях быстрого ухудшения социально-экономической обстановки нарастают
процессы размежевания, поляризации политических сил. В ряде союзных и автономных
республик оформились и начали активно действовать народные фронты. Первый из них возник в Эстонии в апреле 1988 г. Летом сформировался Московский народный фронт. Затем аналогичные массовые движения появляются в Латвии, Молдавии, других регионах.
Слайд 20
Общими идеями, консолидирующими людей в народные фронты союзных республик, становятся
признание суверенитета своих республик, создание независимых государств. Им идейно противостояли
интерфронты, которые боролись против развала союзного государства, за равные гражданские права всех жителей национальных республик.
Слайд 21
В 1988 г. появляются первые антисистемные общественные организации. В мае на
основе радикального неприятия существующей власти образуется оппозиционный «Демократический союз» во
главе с В. Новодворской и Е. Дебрянской. Одновременно на другом полюсе политического спектра кристаллизуются силы, оппонирующие режиму с национал-большевистских позиций. К весне 1989 г. происходит окончательная политизация неформального движения.
Слайд 22
Поляризация сил затрагивает партийно-государственную элиту и даже команду реформаторов, которая
также распадается на отдельные группировки. Очень скоро во главе консервативного
крыла в КПСС оказываются недавние сторонники Горбачева — Е. К. Лигачев, В. И. Чебриков, И. К. Полозков. За недостаточно радикальную либерализацию общественной жизни критикует «отца перестройки» другая группа его сторонников — А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварнадзе, Б. Н. Ельцин.
Слайд 23
Первые шаги Б. Н. Ельцина в качестве руководителя Московской городской
партийной организации, начавшего борьбу с привилегиями партноменклатуры, с бюрократизмом партийного
и государственного аппарата, вызывают в стране огромный резонанс. Попытка руководства КПСС устранить Ельцина из политической жизни привела к обратному результату — его популярность в народе резко выросла.
Слайд 24Новый этап политических реформ.
В 1988 г. в стране проходили многотысячные
митинги под демократическими лозунгами, на которых уже ставился вопрос о
демонтаже советской системы. Стремясь удержаться во главе процессов обновления, Горбачев и его сторонники меняют стратегию реформ.
Слайд 25
Первая серьезная попытка разорвать порочный круг была сделана летом 1988 г.
на XIX партконференции, которая декларировала передачу власти Советам, разграничение функций
партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов.
Слайд 26
Стратегический замысел Горбачева состоял в том, чтобы, обновляя Советы, сохранить
«авангардную» роль КПСС. По этой причине Горбачев еще на стадии
подготовки конференции отверг все другие варианты новой политической системы, включая «Республику Советов» (предложение А. И. Лукьянова) и президентскую систему, за которую выступали А. Н. Яковлев и Г. Х. Шахназаров. Эту же цель преследовал Горбачев, предложив делегатам конференции (большинство которых представляли интересы партийной и хозяйственной элиты) идею соединения партийной и советской власти.
Слайд 27
В декабре 1988 г. в соответствии с установками партконференции в действующую
Конституцию были внесены изменения, согласно которым высшим органом власти в
СССР становился Съезд народных депутатов, состоявший из 2250 депутатов; его заседания должны были проводиться один раз в год, а его делегаты должны были заниматься в свободное от работы съезда время своими прежними делами.
Слайд 28
Изменения затронули и избирательную систему, которая становилась более демократичной, хотя
и сохраняла определенные недостатки, включая избрание одной трети народных депутатов
от общественных организаций.
Слайд 29
После конференции было проведено наиболее существенное обновление состава Политбюро и
секретарей ЦК, упразднены отраслевые отделы ЦК, кроме аграрного. Их число
сократилось с 20 до 8. Но Горбачев не устранил КПСС от власти, и это обстоятельство имело решающее значение для всего последующего развития.
Слайд 30
В выборах, проходивших 26 марта 1989 г., приняло участие почти 90 %
зарегистрированных избирателей. Их итоги также принесли много неожиданностей, главная из
которых — серьезное поражение номенклатурных кандидатов от КПСС.
Слайд 31
Из 169 первых секретарей обкомов партии избиратели забаллотировали 32. Значительное
поражение партийные кандидаты потерпели во многих крупных промышленных центрах Поволжья
и Урала, в Прибалтике, Закавказье.
Слайд 32Отмена 6-й статьи Конституции.
Созыв съезда означал окончание «перестройки» как
«революции сверху». Процесс демократизации, начатый КПСС, вышел из-под ее контроля.
Летом 1989 г. «перестройка» стала делом миллионов, в этом качестве она обрела новых лидеров, новые цели и задачи. Соответственно новое измерение получила и политическая реформа.
Слайд 33
Первый Съезд народных депутатов, открывшийся в Москве 25 мая 1989 г.,
по многим характеристикам отличался от прежнего Верховного Совета. Благодаря поддержке
народных фронтов в его состав вошли многие демократические лидеры, включая А. Д. Сахарова, Ю. Н. Афанасьева, Д. С. Лихачева.
Слайд 34
На съезде начали оформляться политические фракции как реформистской, так и
антиреформистской направленности. В противовес «агрессивно-послушному большинству» съезда, вопреки регламенту на
съезде возникла Межрегиональная депутатская группа. Ее лидерами стали такие известные ученые и политики, как А. Д. Сахаров, Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, Г. В. Старовойтова.
Слайд 35
К концу работы съезда в ней насчитывалось около 150 депутатов. «Межрегионалы»
не имели четкой программы реформ, единственное, что их объединяло в
тот момент, это стремление отменить шестую статью Конституции, закреплявшую монополию КПСС на власть в стране. В декабре 1989 г. МДГ безуспешно пыталась включить этот вопрос в повестку дня Второго Съезда народных депутатов СССР.
Слайд 36
К осени 1989 г. идея многопартийности, первоначально прозвучавшая как крамола, находила
все большую поддержку во всех слоях общества. В конце 1989
— начале 1990 г. создается целый ряд оппозиционных по отношению к КПСС партий. Девятнадцатимиллионная КПСС быстро теряла доверие в народе.
Слайд 37
Ее подтачивали прежде всего структурные пороки — отсутствие внутрипартийной демократии,
бесконтрольная монополизация власти в руках только исполнительных партийных органов (бюро)
и их штатного аппарата, составлявших незначительные доли процента общей численности партии, обстановка строжайшей секретности.
Слайд 38
В начале 1990 г. настроения в пользу отмены шестой статьи Конституции
приняли массовый характер. Созванный в марте 1990 г. внеочередной Третий Съезд
народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции и тем самым признал существование многопартийности в стране.
Слайд 39
Съезд учредил пост президента СССР, внеся необходимые поправки в Конституцию,
в соответствии с которыми президент являлся главой Советского государства и
наделялся широкими полномочиями. Ему предоставлялось право налагать вето на законы, принимаемые Верховным Советом страны, объявлять военное или чрезвычайное положение в отдельных местностях.
Слайд 40
Единственным кандидатом на президентский пост стал М. С. Горбачев, за
которого 15 марта 1990 г. было подано почти 60 % голосов депутатов.
Другие претенденты — премьер-министр Н. И. Рыжков и министр внутренних дел В. В. Бакатин — сняли свои кандидатуры в пользу М. С. Горбачева.
Слайд 41
Сохранив пост генерального секретаря ЦК КПСС (так решило большинство съезда),
М. С. Горбачев стал первым президентом СССР. Введение института президентства
стало шагом вперед в деле демократизации страны, создания правового государства. Впервые в советской истории ответственность власти была персонифицирована. Но это был запоздалый шаг.