Слайд 1СССР в конце 50-х – начале 60-х годов XX века
Контрольно-обобщающий
урок.
Работа с заданиями части С.
Слайд 2Тема: «СССР в конце 50-х – начале 60-х годов XX
века».
Тип урока: подготовка к ЕГЭ.
Форма урока: групповая работа.
Цели: - развивать
умения анализировать и классифицировать текстовую информацию;
- рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссии, работать с понятиями
- вырабатывать личностные качества, такие как толерантность, критичность.
Оборудование: презентация, мультимедийная доска, тексты.
Понятия и термины: плюрализм, демилитаризация, демократизация, децентрализация, десталинизм.
Слайд 3Ход урока.
1. Организационный момент (на доске слайд).
Слово учителя: На предыдущих
уроках мы прошли с вами тему «СССР в конце 50-х
– начале 60-х годов XX века», сегодня на уроке мы повторим некоторые аспекты этой темы.
Мы продолжаем с вами подготовку к ЕГЭ и отрабатываем отдельные элементы заданий части «С».
Наибольшее количество баллов ученик получает за работу с текстом (до 6 баллов). На уроке мы с вами будем заниматься работой над текстом.
Класс делится на 3 группы.
Задание: Каждая группа изучает определенный материал и готовит ответ (если ответ не совсем точный, их ответ может дополнить другая группа).
2. Работа с терминами плюрализм, демилитаризация, демократизация, децентрализация, десталинизм.
3. Работа с текстом, задание «С1», «С2», «С3», ответы записываются в листах.
Слово учителя: Таким образом, заполнив лист, у вас получается образец работы с текстом.
4. Работа с заданиями «С4».
5. Домашнее задание: Написать портрет исторического деятеля (задание «С6»).
Слайд 4Из исторического документа.
«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас
просил делать это? По какому праву Вы это сделали?
Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим! Что значит согласиться с этим требованием? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же аппелируете не к разуму, а хотите нас запугать… Я не могу с этим согласиться... Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.
…Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем тогда вынуждены со своей стороны предпринимать меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое».
С1. Укажите событие, о котором идет речь, год, когда происходило событие, фамилию руководителя СССР, сделавшего данное заявление.
С2. Как автор относится к проблеме, возникшей в международных отношениях? Приведите не менее трех примеров высказанного отношения.
С3. Привлекая знания из истории, укажите, каков был итог описываемых событий и в чем заключалось его историческое значение. Приведи не менее трех положений.
Слайд 8Ответы на задания.
С1. Карибский кризис, 1962 год.
Н.С.Хрущев.
С2. - Автор
демонстрирует негативное отношение к ультиматуму, выдвинутому СССР.
- Автор выражает неудовольствие формой заявления правительства США.
- В словах автора выражена готовность СССР отстаивать свои интересы силовыми методами.
С3. - Советские ракеты на Кубе были демонтированы.
- США гарантировали безопасность Кубе.
- Был заключен договор США и СССР в 1963 году о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой.
- Было положено начало разрядке международной напряженности.
Слайд 9Работа с заданиями части С4.
С4. назовите не менее трех итогов
периода «оттепели» в СССР. Приведите не менее трех аргументов, свидетельствующих
о противоречивости данного периода.
Слайд 10Ответы на задание.
Итоги: - начало процесса десталинизации;
- Начало процесса реабилитации
политических заключенных;
- Падение сельскохозяйственного производства;
- Начало освоения космоса;
- Повышение жизненного уровня населения;
- Появление некоторой свободы творчества.
Аргументы: - В политической сфере: либерализация советского общества сочеталась с подавлением выступлений против партии и советских порядков(восстание в Новочеркасске 1962г.).
- Во внешней политике: либерализация внешнеполитического курсе сочеталась с продолжением «холодной» войны (Карибский кризис).
- В экономической сфере: попытки реформ не привели к улучшению положения в сельском хозяйстве и легкой промышленности.
Слайд 11Домашнее задание (С6)
Выберите из предложенных вариантов одного исторического деятеля:
1. И.В.Сталин
2.
Г.К.Жуков
3. Н.С.Хрущев
Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных
направлений и результатов его деятельности.