Слайд 1Ушакова Л.А., учитель ГБОУ школы № 518 Санкт - Петербурга
Слайд 2Медный всадник
Ушакова Л.А., учитель ГБОУ СОШ № 518
Слайд 31.Вы узнали этот памятник?
Расскажите всё, что вам известно о
нём.
2. А что такое памятник?
Памятник - это архитектурное или скульптурное сооружение в память или
в честь какого-либо лица или события.
3.Как вы думаете, что мы сегодня сможем узнать на занятии об этом памятнике?
Слайд 4«Медный всадник» - памятник Петру I, расположенный в центре Сенатской площади.
Он обращен в сторону широкой, полноводной Невы. Его изготовление и
возведение заняло более 10 лет.
Открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа)1782 г.
Вес "Медного всадника" - 8 тонн, высота - более 5 метров.
Слайд 5
Что значит «одноимённая?»
Носящая то же имя, название.
Между тем, на самом деле скульптура выполнена не из меди, а из бронзы.
Но выражение "Медный всадник" было настолько популярным, что стало практически официальным.
А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.
"Медным всадником" назвал скульптуру в своей одноимённой поэме А. С. Пушкин.
Слайд 6Автор скульптуры - французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. По приказу Екатерины
II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын.
Из Парижа в
Санкт-Петербург Фальконе отправился в сопровождении скульптора-резчика Фонтэна и семнадцатилетней ученицы Мари-Анн Колло.
Слайд 7Когда поступило приглашение в Россию для возведения в её столице
грандиозного памятника, Фальконе, не раздумывая, подписал контракт (договор).
Его условия
: памятник Петру должен состоять из "главным образом конной статуи колоссального размера".
Гонорар (вознаграждение за труд) скульптору предложили достаточно скромный, другие мастера просили в два раза больше.
Слайд 8Видение памятника Петру I автором скульптуры отличалось от желания императрицы
и большинства русской знати. Но французский скульптор на пути к
реализации своей идеи проявил упрямство и настойчивость.
Скульптор писал:
« Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной.
Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей".
Слайд 9Над моделью "Медного всадника" Фальконе работал три года. Она велась
в мастерской у скульптора, который квартировал в доме №8 по
Малой Морской улице.
Во дворе этого дома можно было наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.
У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное.
Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз.
Слайд 10Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову "Медного всадника". Сам скульптор
трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II
советовала переделать модель.
Назревал скандал, но Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей.
За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств.
Слайд 11По замыслу скульптора основанием памятника – постаментом служит естественная скала
в виде волны. Форма волны - словно напоминание о том,
что именно Пётр I вывел Россию к морю.
Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.
Знаете ли вы, что такое «монолит»?
Это цельная каменная
глыба.
Слайд 12Первоначально о монолите Фальконе даже не мечтал, собираясь создать постамент
из нескольких частей. Но гранитный монолит всё-таки был найден в
районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. О находке сообщил крестьянин Семён Григорьевич Вишняков.
Это была огромная скала, глубоко погрузившаяся в землю. Из её расщелины росли пять берёз до семи метров высотой.
По местным преданиям когда-то в скалу попала молния. Среди местных жителей её прозвали "Гром-камень". За находку Вишнякова наградили премией в 100 рублей.
Предполагаемые осколки Гром- камня
Слайд 13Первоначальный вес монолита - около 2 000 тонн.
Работы по подготовке
скалы к перемещению начались 26 сентября 1768 года. Рядом со
скалой построили казармы для 400 рабочих, а затем до берега Финского залива прорубили просеку шириной 40 метров.
Далее раскопали скалу, которая ушла в глубь земли на пять метров. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн.
Камень - Гром в лесу
(рисунок Подбельского с гравюры Шлея)
Слайд 1448 каменотёсов продолжали придавать "гром-камню" необходимую форму. В результате его
длина составила 13,5 метров, ширина 6,5 метров, высота – 4
метра.
Работы по обтёсыванию "гром-камня" производились под руководством каменных дел мастера итальянца Джованни Джеронимо Руска.
Слайд 15С наступлением зимы, когда проложенная дорога промёрзла на полтора метра,
скалу при помощи огромных домкратов приподняли, платформу заменили специальной машиной,
созданной для перевозки столь необычного груза. Перевозка груза продолжались и в мороз, и в жару. Работали сотни людей.
«Вид Гром-камня во время перевозки»
Слайд 16По суше скалу перетаскивали до 27 марта 1770г. На берегу
залива к этому времени была построена дамба, уходящая в мелководье
почти на 900 метров. Только там можно было перегрузить скалу на специальное плоскодонное судно - прам, способное перевозить груз весом более 2 500 тонн (длина прама - 54 м, ширина 32 метра и высота 3,6 м).
Прам двигался по Финскому заливу при помощи силы 300 гребцов. Императрица Екатерина II в память этого трудного предприятия велела выбить медаль с надписью: «Дерзновению подобно. Генваря 20, 1770».
Слайд 17 22 сентября, в годовщину коронации Екатерины II, прам находился напротив
Зимнего дворца. На следующий день скала прибыла к Сенатской площади.
11 октября "гром-камень" был перемещён на 43 метра по суше, превратившись в пьедестал для памятника Петру I.
Слайд 18Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные
мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её
размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими - не более сантиметра.
От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции Б. Эрсман.
Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, и что она не удастся.
Слайд 19Екатерина II рекомендовала Фальконе самому приняться за отливку. В конце
концов скульптор изучил соответствующую литературу и принял предложение императрицы.
Технология
была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.
Слайд 20Неудача с отливкой статуи и последующие промедления в её исправлении
испортили отношение императрицы и скульптора. В начале сентября 1778 года
Фальконе вместе с Мари-Анн Колло покинул город. Впоследствии он больше не создал ни одной скульптуры.
Установкой "Медного всадника" на постамент руководил архитектор Ф. Г. Гордеев.
После этого к скульптуре приделали голову всадника, под ноги коня поместили выполненную Гордеевым змею.
Слайд 21 Скульптор Фальконе одел Петра в простую и легкую одежду. Богатое
седло он заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную царём.
Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея обеспечивает устойчивость монумента.
Змея под ногами вздыбленного коня изображает «враждебные силы».
И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.
Слайд 22По повелению Екатерины II на постаменте начертано: "Екатерина II Петру
I". Так императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.
Торжественное открытие памятника
Петру I состоялось 7 августа 1782 года. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. Военным парадом управлял князь А. М. Голицын.
На шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II.
Она поднялась на балкон здания Сената и дала сигнал к открытию памятника.
Слайд 23В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с
его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну
золотую и одну серебряную медаль Екатерина II отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783г.
Сразу после появления на Сенатской площади "Медного всадника" площадь была названа Петровской. Таковой она именовалась в официальных документах. Но на словах горожане часто продолжали называть площадь по старому - Сенатской.
Жетон 1782 г. на открытие 6 августа памятника Петру I ("Медный всадник"). Серебро, Санкт-Петербургский монетный двор.
Слайд 24Первую реставрацию памятника осуществили в 1909 году. Созданная для этого
комиссия составила протокол, согласно которому «при вскрытии большого отверстия в
крупе лошади выяснилось, что в задних ногах имеется солидный кованый каркас, тщательно запаянный, вследствие чего вода в него не проникала и оставалась в брюхе коня». Из брюха лошади было выкачано 125 вёдер воды.
Во время блокады Ленинграда "Медный всадник" был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.
Слайд 26Легенды и Мифы о Медном всаднике
Существует легенда, что Петр I,
находясь в веселом расположении духа решил на своей любимой лошади
Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и моё» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу.
И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все моё и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник.
Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I.
Слайд 27Существует несколько мифов и легенд, в которых Пётр I пророчит:
«Пока я на месте, моему городу нечего опасаться».
И действительно,
Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны.
Пётр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России.
Слайд 28Интересные факты о памятнике
В 1976 году проводилось обследование Медного
всадника, проведенное с помощью гамма лучей. Оно показало, что каркас
скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведённой реставрации и газета от 3 сентября 1976 года.
Фальконе задумал монумент без ограды. В 1781 г. памятник был окружен решёткой, исполненной Стефаном Вебером, хотя Фальконе был категорически против ограды: «Кругом Петра Великого не будет никакой решётки, — писал художник. — Зачем сажать его в клетку?»
До наших дней ограда не сохранилась.
Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник.
Как вы полагаете, нужно ли вокруг Медного всадника вновь установить ограждение?
Слайд 29Повторим
Где установлен «Медный всадник»?
На Сенатской площади Санкт - Петербурга
Почему
памятник Петру I так назван?
"Медным всадником" скульптуру в своей
одноимённой поэме назвал А. С. Пушкин.
Кто автор скульптуры?
Французский скульптор Этьен-Морис Фальконе и его ученица Мари-Анн Колло.
Слайд 30Повторим
Что служит основанием памятника императору?
Основанием памятника служит естественная
скала, так называемый "Гром-камень".
Что напоминает по форме основание памятника
и почему?
Основание - в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю.
Слайд 31Повторим
По приказу какого императора (императрицы) был создан памятник Петру
I ?
Екатерины II.
Что такое памятник?
Это архитектурное или скульптурное сооружение
в память или в честь какого-либо лица или события.
Сколько точек опоры у скульптуры?
Три: задние ноги лошади и змея.
Слайд 32Мне всё понятно!
Не всё понял, но хочу разобраться
Ничего не
понял
1
2
3
Подведём итоги
Продолжи предложение:
- На этом занятии я узнал…
- Я задумался…
Слайд 33Источники
http://www.hellopiter.ru/The_copper_horseman.html
http://walkspb.ru/pam/medn_vsad.html
http://www.liveinternet.ru/users/3650746/post137697951/
http://www.liveinternet.ru/users/4605279/post292028723/
1 слайд: http://infoglaz.ru/?p=26677
2 слайд: http://s-pb.in/pamyatniki/pamyatnik-medniy-vsadnik
«Пушкин и медный всадник»: http://www.liveinternet.ru/users/3650746/post137697951/
Портрет Мари
Колло: http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE#urlhash=829494750265375854
Портрет Фальконе: http://infoglaz.ru/?p=26677
Слайд 34Источники
Медаль, 1770г: http://nnm.me/blogs/patrickk/istoriya-kamnya/
Змея: http://www.vedamost.info/2012/08/blog-post_3395.html
Гром – камень: http://www.spb.aif.ru/culture/event/1170190
http://alternathistory.org.ua/megalit-nashikh-dnei-grom-kamen-pod-petrom
http://kn.sobaka.ru/n106/04.html
Жетон на открытие памятника:
http://www.staraya-moneta.ru/shop/134/1653/
Фото головы статуи: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st005.shtml
Памятник в годы войны: http://www.dp.ru/a/2014/05/08/Fotohronika_Pobedi/gallery/20722/153255/
Анимация: http://liubavyshka.ru/photo/4-0-147
Слайд 35Фильм « Медный всадник» https://www.youtube.com/watch?v=Yx1B281-eR0
8, 30мин.
Что нового вы узнали после
просмотра этого фильма?
Что вам запомнилось?