Слайд 1Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Образовательная
система «Школа 2100» 5 класс
Данилов Д.Д. и др. Всеобщая
история. 5-й класс. История Древнего мира. § 13.
Слайд 2Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Цели
урока
1.Из фактов истории цивилизации Междуречья научить объяснять особенности образования
и развития народов и государств Западной Азии.
2. Используя исторические понятия (свободные граждане, долговое рабство), научить характеризовать правление вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1792–1750 гг. до н.э.
3. Научить выявлять варианты причин и следствий быстрого развития Междуречья и всей Западной Азии.
Анализируя правление Хаммурапи, научить представлять мотивы принятия законов вавилонским царём.
Слайд 3Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Создание
проблемной ситуации
Внимательно рассмотри таблицу.
Какие выводы можно сделать?
Слайд 4Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Создание
проблемной ситуации
Исторический факт: Междуречье
развивалось быстрее.
– Сравните мнение Антошки с данными
таблицы.
- Какое наблюдается противоречие?
– Какой возникает вопрос?
противоречие
Слайд 5Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Проблема:
Почему Междуречье развивалось
быстрее, чем Египет?
Слайд 6Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Версии:
Что
изображено
красными точками?
Торговые пути.
Какую особенность
заметили?
Через Междуречье проходит
много торговых путей.
Что можете сказать
про Египет?
Через Египет проходит только один торговый путь.
Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья?
Те народы, которые проходили через Междуречье, приносили с собой что-то новое.
Слайд 7Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Версии:
Этот
столб, на котором были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи, нашли
археологи.
Как вы думаете, что могло заставить царя принять эти законы?
Слайд 8Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Версии:
Пересечение
торговых путей.
Активная борьба между государством и людьми в одном
обществе.
Слайд 9Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Вспоминаем
то, что знаем
Даны две схемы и два значения понятия «цивилизации»:
1) цивилизация — ступень развития человечества, следующая за первобытностью;
2) цивилизация - исторически сложившаяся общность людей, отличающихся друг от друга рядом особенностей.
Выберите и запишите нужные значения этого понятия под соответствующими схемами.
Слайд 10Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
-Объясните
значение слов: цивилизация (два значения), государство, народ, закон, соседская община,
граждане (словарь).
Вспоминаем то, что знаем
Слайд 11Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Вспоминаем
то, что знаем
Шумеры первыми придумали, как записать слова и мысли.
Сначала они это делали при помощи рисунков. Потом рисунки превратились в значки. Их наносили на сырую глиняную дощечку, и значки были похожи на маленькие клинышки. Поэтому такое письмо назвали клинописью. Когда учёным удалось прочесть дощечки с клинописью, то оказалось, что тысячи лет тому назад шумеры знали математику и астрономию. Их жрецы уже тогда наблюдали за Солнцем и звёздами со священных башен-храмов зиккуратов. Они подсчитали, сколько в году дней, разделили год на 12 месяцев, неделю на 7 дней, определили, что в сутках 24 часа, а в часе 60 минут. Чем больше находили шумерских текстов, тем больше удивлялись историки. Оказывается, именно шумеры изобрели лук, плуг и колесо. Они первыми начали выращивать пшеницу, лён, горох и виноград.
Слайд 12Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Вспоминаем
то, что знаем
Способ нанесения клинописи на глиняные таблички.
Шумерская керамика
Слайд 13Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Вспоминаем
то, что знаем
Слайд 14Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Легенда
о Вавилонской башне
В чём смысл этой легенды?
Слайд 15Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Надо
узнать
Причины быстрого развития Междуречья.
Планирование деятельности
Теперь давайте подумаем, что нам
надо узнать, чтобы проверить версии и ответить на главный вопрос
урока
Слайд 16Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Давайте вспомним, как читать карту, извлекая нужную
информацию.
Правила работы
с картой
1) внимательно изучить легенду карты (условные обозначения);
2) найти необходимые объекты на карте;
3) установить взаимосвязь анализируемых объектов;
4) преобразовать информацию, полученную из карты;
5) сделать вывод на основе анализа карты.
Слайд 17Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
По карте на с. 79 определите, по каким торговым
путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино.
Слайд 18Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Слайд 19Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Заимствовали:
Слайд 20Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Причины быстрого развития Междуречья
Пересечение торговых путей.
Тесное взаимодействие с
другими народами.
Законы Хаммурапи.
Слайд 21Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Законы царя Хаммурапи.
Внимательно прочитайте законы.
Чьи интересы они защищали?
...Если человек
причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола. Если человек убьет раба, он должен отдать раба за раба...
...Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф. Если человек уда- рит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи...
Слайд 22Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Законы царя Хаммурапи.
Царь следил за исправной работой каналов. Около
столицы был построен канал огромных размеров.
Среди законов была статья о защите земледельцев от разорения.
? Почему царь был заин-тересован в благополучии населения страны?
Стелла с законами
Хаммурапи из Суз.
Слайд 23Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Открытие
нового знания
Почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет?
Междуречье развивалось быстрее, чем
Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких торговых путей, что способствовало активному взаимодействию шумеров с различными народами, тем самым обогащая опыт и достижения местных жителей. Законы Хаммурапи позволяли управлять государством и поддержать порядок в обществе, что способствовало укреплению самой развитой державы Западной Азии – Вавилонского царства.
Слайд 24Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Применение
новых знаний
Слайд 25Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Применение
новых знаний
Слайд 26Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Применение
новых знаний
Слайд 27Иркутская обл. г.Усолье-Сибирское МБОУ "СОШ №2" учитель истории Масленникова Г.В.
Домашнее
задание
Прочитать §14, подготовить ответы на вопросы перед ним.