Слайд 1Археологические исследования древних городищ и могильников по программе «Культурное наследие»
История
Казахстана 6 класс.
Урок 58.
Слайд 2Триединая цель урока:
Познакомить учащихся с программой «Культурное наследие», изучить задачи
программы.
Выяснить, какую роль играют археологические исследования, изучить наиболее значимые памятники
древности на территории нашей страны.
Способствовать формированию патриотических качеств личности, воспитывать уважение к историческому и культурному достоянию народа.
Слайд 3Культурное наследие
Археологические исследования являются важнейшей составляющей изучения, восстановления и сохранения
духовных и материальных ценностей культурного наследия. По итогам археологических исследований,
проводимых в рамках программы «Культурное наследие», получен колоссальный материал, найдено множество новых сведений, позволяющих глубже понимать и знать нашу историю. Всего с 2004 года – начала реализации программы «Культурное наследие» – проведено 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков.
Слайд 5Археологический памятник Ботай открыт в 1980 году. Он находится на
юге Северо-Казахстанской области в Айыртауском районе. Площадь поселения 15 гектар.
Археологов сразу заинтересовало большое количество впадин, оставшихся после разрушенных жилищ. Раскопки на поселении превзошли самые смелые ожидания археологов.
На поселении за период его существования было построено не менее 250 жилищ. Ученым удалось реконструировать весь процесс строительства жилищ древними строителями. Вначале выкапывали котлован многоугольной или округлой формы. Глубина котлованов 60-80 см, площадь от 30 до 70 кв. м. Затем мочили глину и комками укладывали в стены, которые изнутри и снаружи укрепляли костями животных. Ширина стен древних жилищ составляла 80-120 см, высота – от 60 до 100 см. Рядом с жилищами рыли специальные ямы, из которых брали глину для обмазки стен и пола. По периметру стен возводили из бревен шатровое перекрытие с отверстием в центре для дыма. Щели между бревнами замазывали глиной, а сверху покрывали дерном и шкурами животных. Таким образом, высота внутри помещения составляла 250-320 см.
Слайд 6Интересны «ямы-консервы», в которых долго хранили мясо. Делалось это следующим
образом: выкапывали яму глубиной до 1 м, в которую складывали
части туши лошади, затем закрывали шкурами и глиной. Сверху разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород. После приготовления мясо могло без доступа воздуха находиться там долгое время.
На берегу реки находились производственные сооружения, в которых древние люди обрабатывали камень, дерево, кости, шкуры животных, шили одежду, изготавливали керамические сосуды.
Из камня, чаще всего из кремня, изготавливали наконечники стрел, дротиков, копий, ножи, скребла. Из костей лошади – долота для обработки дерева, из костей птиц – иглы для шитья одежды.
Пища была мясной, молочной, растительной, рыбной. Это ученые определили благодаря химическим анализам, сделанным с сосудов.
Слайд 7С первого дня ученых удивило огромное количество костей лошади, найденных
во время раскопок. Для работы были приглашены ученые-остеологи, которые занимаются
изучением костей животных. Ими была проделана огромная работа. Исследовано было около 133 тысячи костей лошади. Результат оказался очень интересным: лошади Ботая не принадлежат ни к одному из известных раньше видов лошадей. Кости ботайской лошади отличались от костей других древних лошадей. Ученые пришли к мнению – ботайская лошадь была одомашнена. Это были не дикие животные, которые паслись на степных просторах. Лошадь была приручена и использовалась древним человеком на охоте, в домашнем хозяйстве. Это была настоящая сенсация! До сих пор считалось, что лошадь одомашнили гораздо позже. Материалами поселения заинтересовались ученые всего мира. Для изучения феномена ботайской лошади в Северо-Казахстанскую область приезжали ученые из Новосибирска, Москвы, Англии, Германии. Мнение многих ученых совпадает – поселение Ботай является центром скотоводства в евразийских степях.
Слайд 8В рамках госпрограммы «Культурное наследие» Сарыаркинской экспедицией Института археологии им.
А.Х.Маргулана в 2007 году были проведены археологические исследования памятников эпохи
бронзы в урочище Бегазы.
Было зафиксировано 50 оград андроновской эпохи, 6 мавзолеев бегазы-дандыбаевского периода, 12 каменных, каменно-земляных курганов, 3 сырцовых мазара и около 250 малых каменных погребений.
Слайд 9Некрополь Кырыкоба VII век до н.э
С VII века до
н.э степные районы Западного Казахстана населяли племена, известные в письменных
источниках под общим собирательным названием савроматы, а с конца IV века до н.э. — сарматы. Среди раскопанных савроматских памятников Западного Казахстана наиболее яркие материалы были получены из курганного некрополя Кырыкоба, где находились захоронения племенных вождей, военной аристократии и жрецов ранних кочевников западного Казахстана и Южного Приуралья.
Памятник расположен на территории Бурлинского района Западно-Казахстанской области. Некрополь с двух сторон примыкает к международной автотрассе Уральск-Оренбург. Памятник относится к середине первого тысячелетия до н.э.
Слайд 10Здесь не было кулыптасов, привычных оград. Люди до последнего момента
не знали, что раскапывают именно могилы. В обыденном восприятии курганы
- это природные земляные холмы. Высота некоторых из них три-четыре метра, это сильно уплотненная осевшая земля. В момент постройки высота могла доходить до девяти-десяти метров, что сродни пятиэтажному дому. Это захоронения ровесников египетских фараонов.
Камня в этой местности нет. В степи эти «пирамиды» воздвигали из наиболее подходящих подручных материалов - глины, песка, дерева.
Возраст исторического памятника четыре тысячи триста лет в среднем. Хотя такое большое количество курганов с несколькими захоронениями под насыпями воздвигались не единомоментно. Скорее всего, родовое кладбище функционировало более двух веков
Слайд 11Аналогов найденному родовому кладбищу в Западном Казахстане нет.
Покойник был посажен
на глиняные подушки. Интересен погребальный обряд. Телам придавали разные позы.
Если этот сидит, значит, он занимал высокий социальный статус. Людей более бедных или подчиненных ставили часто на колени. Применялось расчленение тел с определенной, но пока непонятной нам символизацией. Некоторым придавали скорченные позы на боку. Ученые бьются над тем, чтобы выяснить, что это означает. Возможно, смерть воспринимали как долговременный сон, что находит подтверждение в фольклоре.
Слайд 12Так выглядели наши предки во времена фараонов.
Слайд 13Чирик-Рабат.
Сырдарья, известная по трудам античных греко-римских историков, путешественников и по
средневековым арабским источникам как Яксарт и Сейхун, была заселена с
каменного века. Первые упоминания о древних памятниках, локализованных в этой местности, встречаются в трудах античных авторов. Античный историк, географ Страбон в своих трудах описывает племена массагетов, «обитавших в болотистых местах» берегов Арала, а также летописцы, описавшие поход Александра Македонского, выделяют 4 племени: апасиак, тохар, аугас, сакаравак.
Эти племена жили в I тыс. до н.э. в долинах ныне высохших рек – Карадарья, Инкардарья, Жанадарья, Кувандарья, Ескидарья и Жетыасар. К настоящему времени около этих рек зафиксировано свыше 200 памятников, самыми крупными из которых являются городища Бабишмолла и Чирик-Рабат, курганы Алыпа и Кабыла, поселения с оборонительными сооружениями Жетыасар, мавзолеи Сенгиртам и Баланды.
Слайд 14В 2004 году в рамках Государственной программы «Культурное наследие» была
создана Чирик-Рабатская археологическая экспедиция под руководством Ж. Курманкулова, которая продолжает
изучение городища и близрасположенных памятников.
Городище Чирик-Рабат расположено в 300 км к юго-западу от г.Кызылорда, в 110 км к югу от села Жанакала Кармакчинского района на левом берегу древнего притока Сырдарьи-Жанадарьи. Городище занимает всю площадь естественного холма, размерами 850 х 600 м. Городище укреплено мощной фортификационной системой. У основания холма вырыт ров шириной местами - 40 м, глубиной - до 4,5 м, из выкидок рва сооружен внешний вал. Сохранившаяся высота его в настоящее время достигает 3 м, ширина у основания - до 8-10 м.
Слайд 16Могильник Шиликты VIII - VII век до н.э.
Шиликтинские курганы расположены
на одноименной долине в Зайсанском районе Восточно-Казахстанской области. С трех
сторон долину, протянувшуюся в длину на 80 и в ширину на 30 км, окружают горные массивы: на юге и западе – Тарбагатай, на востоке – Сауыр, на севере – Манырак. Долина выгодно отличается своими благоприятными климатическими условиями: лето здесь прохладное, зима – теплая и бесснежная. Поэтому, начиная с эпохи бронзы, эти земли были густо заселены раннеземледельческими и скотоводческими племенами.
В Шиликтинской долине расположено более двухсот памятников раннего железного века, из них около 130 курганов сако-скифского времени находятся в центральной ее части, на площади, охватывающей 1,5 км в ширину и 6 км в длину. Такая плотная концентрация элитарных памятников сакской культуры на небольшой площади территории Казахстана встречается очень редко. Кроме того, в долине и в предгорьях имеются поселения и могильники эпохи бронзы, ограды, курганы и каменные изваяния тюркского времени. Окружающие долину горы богаты наскальными изображениями, относящимися к периоду с эпохи бронзы до позднего средневековья.
Слайд 17Первым ученым, проводившим исследование в начале прошлого века памятников Шиликтинской
долины, был гидротехник из Семипалатинска Г.Н.Бокий. В 1949, 1959-1962 годах
исследование шиликтинских могильников проводил проф. С.С. Черников, им раскопано 13 курганов. С 2003 года эти памятники изучаются экспедицией проф. А.Т.Толеубаева. На сегодняшний день научными сотрудниками Института археологии им. А.Х. Маргулана изучены курганы № 1 могильника Шиликты-3, №1, 2, 4 могильника Шиликты -2.
Слайд 18Сенсационный материал получен с кургана Байгетобе, где был обнаружен третий
по счету на территории Казахстана сакский «золотой человек». Всего в
кургане Байгетобе могильника Шиликты–3 найдено 4325 экземпляров золотых изделий, из них: 153 бляхи в виде маски барса, 36 блях в виде беркута, 20 блях в виде оленей, 39 блях в виде волчонка (медвежонка), одна бляха в виде скульптурного изображения архара, одна пуговица–бляха в виде пятиконечной звезды, 23 украшения в виде бубенчика, 63 рифленого трубчатого украшения, 17 листовых золотых полосок, 7 штук золотых листовых проволочек, 141 штука миниатюрных подвесок полушаровидной формы, 2835 миниатюрных чашеобразных подвесочек с припаянным ушком, 223 штуки миниатюрного трубчатого бисера, 743 штук кольцевидного бисера и одна миниатюрная скоба.
Курган Байгетобе из группы Шиликты-3 представлял собой грандиозное архитектурное строение. Размеры кургана (высота 8 м., диаметр 100 м.) как социальный знак не вызывают никакого сомнения в том, что здесь был похоронен один из сакских царей.
Слайд 19Далеко за пределами Казахстана известны сегодня Берельские курганы. Они размещены
в Восточно-Казахстанской области в семи километрах юго-западнее одноименного села на
третьей надпойменной террасе живописной высокогорной долины. Она возвышается над уровнем моря на абсолютную высоту 1120 метров. Здесь долина реки Бухтарма ограничена впадающими в нее горными речками Ак Берель, Буланты и Сохатуха.
Слайд 20Могильник Берел V - IV век до н.э.
Слайд 21Чем же так потрясли мир Берельские курганы?
В самом большом из
них погребена скифская царская пара и 13 лошадей. Парадное снаряжение
берельской лошади поражает своим великолепием, ведь изготовлено оно из мельхиора, бронзы, латуни, позолоты, натурального конского волоса.
Все найденные там художественные изделия — от ювелирных украшений до конского снаряжения — сделаны из дерева богато покрытого золотом. Если опираться на письменные источники, в частности на Геродота, то на территории современного казахстанского Алтая, простирающегося вплоть до Зайсанской котловины, обитали «племена грифов, стерегущих золото»
Слайд 22По словам первооткрывателя курганов, профессора З. Самашева, само название этого
народа ученые не знают до сих пор. Если судить по
китайским источникам, то есть основания предполагать, что они называли себя юэдчжи. Этимология слова связана с ранней добычей нефрита. Здесь также можно провести связь с функционированием так называемого Нефритового пути, предшествовавшего Великому Шелковому. В то же время племена, проживавшие на казахстанском Алтае, можно связать с периодом формирования раннегуннского культурного комплекса. То, что Геродот назвал их «грифами, стерегущими золото», объясняется довольно просто. Эти народы добывали на Алтае золото, из которого изготавливали различные изделия в зверином скифском стиле. Основной мотив искусства — изображение полуптиц-полузверей грифонов. К примеру, в погребении царя был найден царский штандарт в виде скульптуры рогатого, крылатого, ушастого грифона.
Слайд 23Памятники раннего железного века
(8 век до н.э. – 3
век до н.э.)
Отдельный отряд Ишимской археологической экспедиции Евразийского национального университета
им. Л.Н. Гумилева под руководством старшего преподавателя кафедры Археологии и этнологии Свиридова А.Н. производил раскопки памятников археологии на территории Есильского района Акмолинской области. В составе отряда помимо представителей ЕНУ им. Л.Н. Гумилева работали специалисты из Института археологии РАН г. Москвы, школьники с. Запорожье Жаксынского района.
Слайд 25Для исследования был выбран могильник раннего железного века. Раскопки уже
первого кургана принесли очень интересные материалы, позволяющие лучше понять культуру
населения региона в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. В ходе научных работ было раскопано неграбленое погребение относящиеся к ранним этапам тамолинской культуры. В неглубокой могиле головой на запад покоился молодой воин с набором вооружения. Деревянные части лука и стрел не сохранились, но взору археологов представились бронзовые втульчатые, двухлопастные наконечники стрел. В районе тазовых костей были расчищены остатки украшений пояса в виде бронзовых предметов.