Слайд 13- ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН
Патриарх
Никон (в миру Никита) родился в 1605 году в крестьянской
семье. На двадцатом году он был священником, но потеряв всех своих детей, вступил в монашество и с 1642 по 1646 год был игуменом Кожеозерской пустыни. Отправясь по делам монастыря в Москву, Никон явился с поклоном к молодому царю, как тогда делали все настоятели. Алексею Михайловичу так сильно понравился игумен, что патриарх Иосиф по царскому желанию посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря в Москве, где находилась родовая усыпальница бояр Романовых. Пользуясь расположением царя, Никон говорил о всех обиженных и тем приобрел в народе славу доброго пастыря.
После смерти Московского патриарха Иосифа, патриархом
был избран Никон (25 июля 1652 года). Сделавшись патриархом, Никон затворился в книгохранилище, чтобы изучить старые книги и спорные тексты. Найдя не соответствие, стал творить «свои законы».
С «тихим согласием» царя и Боярской думы Никон провозглашал себя «великим государем».
В 1653 году началась церковная реформа патриарха Никона.
Художник Ф. Солнцев. Патриарх Никон со своим клиром.
Слайд 143. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
- ПРИМЕНЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АЖУРНАЯ ПИЛА»
Учитель готовит материал для изучения, который можно разделить на несколько частей.
(Костомаров Н.И.. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Том второй. Ростов-на-дону. 1998г)
Обратите внимание, он делится на смысловые куски, а не разрезается случайным образом.
«Патриарх Никон». (Приложение №1)
Часть 1. «Порода и богатство ценились выше личных достоинств…»
Часть 2. «Детство Никиты».
Часть 3. «Никита выучился читать, он захотел изведать всю мудрость божественного писания…».
Часть 4. «…Его неудержимо влекло к себе церковь и богослужение…»
Создается 4 группы. (Учащиеся самостоятельно делятся на группы). Каждой группе присваивается номер:
1,2,3,4 и ученикам внутри группы, выдаются жетоны различного цвета (красный, синий, зеленый, желтый) соответственно
выданному приложению: часть 1 – красный цвет, часть 2- синий цвет, часть 3- зеленый цвет, часть 4- желтый цвет). Так в
каждой группе есть все куски одного текста. Учащиеся изучают предложенные отрывки текста.
По сигналу учителя учащиеся объединяются в новые группы.( 1 группа - красные (часть1) , 2 группа – синие
(часть2), 3 группа - зелёные (часть 3), 4 группа – желтые (часть4). Так каждый, становится экспертом по одному из
периодов жизни Патриарха Никона). Идет обсуждение по тематике в каждой группе.
Учитель задает ребятам вопрос - каждой группе: «Вы познакомились с историческим источником. Кто такой
патриарх Никон? ». (Дети дают ответ на данный вопрос, работая в своей группе).
Снова сигнал учителя – ребята объединяются в первоначальные учебные
группы. Каждый из экспертов знакомит остальных с содержанием своего ответа,
обосновывая его.
«Ораторы» докладывают о результатах работы, своих групп всему классу.
Схема примерного построения, альтернативного вопроса:
Он считал….
разработал…
предложил…
опроверг…
утверждал…
Слайд 15РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 группа:
Раскол
Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и др. меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и др. считали, что русская церковь сохранила «древнее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги.
Никон, хотел следовать греческим богослужебным образцам . При поддержке царя Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обряды (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и т.д.). Нововведения были одобрены церковными соборами 1654—55. В течение 1653—1656 на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.
Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия».
Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи раскола подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях рус. общества, что привело к возникновению движения, названного расколом. .
2 группа:
Старообрядчество
Религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в. в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении «крестного знамения» и др.).
Слайд 16 - РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
3 группа:
Аввакум Петрович
(1620 или 1621 — 14.4.1682)
Протопоп, один из основателей русского старообрядчества , писатель. Сын сельского священника. В 1646—1647, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителей благочестия» и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. Аввакум резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить Аввакума с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но Аввакум не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками Аввакум был сожжён в срубе.
4 группа:
Морозова Феодосия Прокофьевна [1632, Москва, — 2(12).11.1675, Боровск]
Деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума, боярыня. Дочь окольничего П. Ф. Соковнина, родственника М. И. Милославской, жены царя Алексея Михайловича. В 1649 выдана замуж за боярина Г. И. Морозова, брата Б. И. Морозова. Овдовела в 1662. Около 1670 тайно постриглась в монахини под именем Феодоры. За принадлежность к старой вере, «противление» царю и патриарху арестована в ночь на 16 ноября 1671; огромное состояние М. было конфисковано. Зимой 1673 вместе с сестрой — княгиней Е. П. Урусовой и женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой подвергнута пыткам. Позднее Морозова вместе с «союзницами» была отправлена в Боровск, где её уморили голодом в земляной тюрьме. На смерть Морозовой один из руководителей старообрядчества протопоп Аввакум написал прочувствованное «О трёх исповедницах слово плачевное». В конце 70-х гг. 17 в. о жизни Морозовой была написана «Повесть», автор которой — аноним, тайно посетивший Морозову в боровском заключении. Морозовой посвящены рисунки и картины В. И. Сурикова, В. Г. Перова, А. Д. Литовченко, К. В. Лебедева и других художников.
Слайд 25Я.А. ТЕПИН.
1 ГРУППА:
Подумайте, ведь историю о боярыне Морозовой
рассказала Сурикову в детстве по изустным преданиям его тетка Ольга
Матвеевна! Когда впоследствии он прочел о Морозовой в книге Забелина «Домашний быт русских цариц», он точно старый сон вспомнил. « Знаете,- говорил он мне,- ведь все, что описывает Забелин, было для меня действительной жизнью». Отсюда пошло у Сурикова то острое ощущение женской прелести в старой Руси, которое выразилось в «Боярыне Морозовой»…
… её основная тема – русские сани и ворона на снегу. Исходя из соотношений сизовато-черного крыла к розовому снегу- вечной антитезы черного с белым, - Суриков развил их в вибрирующей массе густого воздуха. Эта живописная тема обусловила и историческую тему – религиозные противоречия в душевной атмосфере московского государства. Но Суриков не судья истории – он её поэт. Его путь шел не от словянофилов, а от «Персты твои тонкостны, и очи твои молниеностны», - как писал Морозовой прототип Аввакум. Отсюда, через узор саней, высокие крыши, поверх жалованной шапочки княгини Урусовой, его путь шел к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе, в которой – разрешение всех живописных и исторических вопросов. Трагический элемент, начавшейся с правого угла картины от двуперстия блаженного, развился по диагоняли в воздетой руке Морозовой в высшее напряжение и рассыпался в том же направлении в подлом смехе московского попа.
Слайд 27ВОСПОМИНАНИЯ ХУДОЖНИКА.
3 ГРУППА:
…« Боярыню Морозову» я задумал еще раньше
«Меньшикова» - сейчас после «Стрельцов». Но потом, чтобы отдохнуть, «Меньшикова»
начал».
Но первый эскиз «Морозовой» еще в 1881 году сделал, а писать начал в восемьдесят четвертом, а выставил в восемьдесят седьмом. Я на третьем холсте написал. Первый был совсем мал. А этот я из Парижа выписал. Три года для неё материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя, Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Федоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд, как я ее написал.
Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И как ни напишу её лицо- толпа бьет. Очень трудно её лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось.
В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище – ведь вот где её нашел. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили – у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там, а Преображенском, все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки – начетчицы. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину – она всех победила…. «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев»…это прототип Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет.
А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан.
А Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Так на снегу его и писал…»
КАРТИНЫ:
Русские сани и ворона на снегу.
Исходя из соотношений сизовато-черного крыла
к розовому снегу – вечной антитезы черного с белым, как символ религиозного раскола.
В картине мы видим контрасты роскоши и нищеты.
Шёлк, порча и самоцветы боярышень соседствуют с лохмотьями нищих, рубищем и веригами юродивого.
Показана и красота русского «узорочья».
Красота народного творчества, народных изделий: платки, шали.
Протяженность времени события в картине отмерена движением саней, бегом мальчика среди толпы.
Мы видим, как изменяются выражения лиц, чувства, мысли, переживания столпившихся по мере того, как в поле их зрения попадает Морозова с истово поднятым двуперстием, бледным лицом и сверкающим взглядом.
Природа и предметная среда - объективная основа колорита.
Некую цветовую целостность дает климат, погода, освещение.
От двуперстия блаженного по диагонали к поднятой руке Морозовой – впереди храм, как знак неизбежного будущего. А взгляд Морозовой через жалованную шапочку княгини Урусовой падает к печальному лику Гребенской божьей матери и от него уже к гудящей толпе.
ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ:
А.К. Лебедев, А.В. Солодников «В.В. Стасов» Москва «Искусство»
1982г;
Костомаров Н.И. русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. в 3-х томах. Том второй- Ростов-на-Дону «Феникс» 1998г;
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Просвещение, 1995;
История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967;
Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966;
Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917—1953 гг., в сб.:
Труды Отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.—Л., 1954; Гусев В. Е., «Житие» протопопа Аввакума — произведение демократической литературы XVII в., там же, [т.] 14, М.—Л., 1958;
Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.
Щапов А. П., Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII в. и в первой половине XVIII в., Соч., т. 1, СПБ, 1906;
Сапожников Д. И., Самосожжение в русском расколе. Со 2-й половины XVII в. до конца XVIII в., М., 1891;
Смирнов П. С., Внутренние вопросы в расколе в XVII в., СПБ, 1898;
Смирнов П. С., История русского раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895;
Смирнов П. С., Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., СПБ, 1909;
Каптерев Н, Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—1912;
Плеханов Г. В., История русской общественной мысли, т. 2, [М., 1915];
Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М. — Л., 1931;
Сахаров Ф., Литература истории и обличения русского раскола. Систематический указатель книг, брошюр и статей о расколе..., в. 1—3, Тамбов — СПБ, 1887—1900.
Тихонравов Н. С., Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола, «Русский вестник», 1865, т. 59, № 9;
Забелин И. Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии, 3 изд., М., 1901;
Мазунин А. И., Повесть о боярыне Морозовой (памятник русской литературы XVII в.), Л., 1965.
Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев-Посад, 1909—12; Устюгов Н. В., Чаев Н. С., Русская церковь в XVII в., в сборнике: Русское государство в XVII в., М., 1961.