Слайд 2В XVI веке
на Руси завершается
процесс
объединение земель
вокруг Москвы.
Художественные
процессы,
сопровождавшие
формирование
централизованного
русского государства,
нередко называют
«русским
возрождением».
Слайд 3Развитие и укрепление государства требовало
демонстрации его силы и мощи. Храмовое
строительство
как нельзя лучше подходило для этой цели.
Спасский
Преображенский
собор
Новоспасского
монастыря
в Москве,
1645-47
Слайд 4В конце XV века формируется центральный
архитектурно-культовый ансамбль
государства – Соборная площадь
Московского
Кремля.
Слайд 5Соборная площадь явилась не только
средоточием главных государственных храмов.
Здесь представлены важнейшие
типы
русского храмового зодчества:
пятиглавые и одноглавые храмы,
гражданские палаты, столпные колокольни.
Д. Кваренги.
Соборная
площадь,
1797
Слайд 6Архангельский
собор –
усыпальница
Великих
князей и
царей московских
(1505-1508).
Это
величественный
пятиглавых храм
с чертами
итальянского
Возрождения.
Слайд 7Успенский собор –
главный храм
государства, где
короновались цари и
объявлялись указы
(1475-79).
Этот тип храма
будет
культивироваться
в течение четырех веков
в качестве основного,
государственного.
Слайд 8Благовещенский собор –
домовый храм
русских князей
и царей
(переделка
1563-66 годов).
Такие многоглавые
храмы будут
и в
дальнейшем
выражать торжество
и ликование.
Слайд 9К XVII веку большой
пятиглавый храм,
в разработке которого
принял деятельное
участие
патриарх Никон,
станет единственно
разрешенным
официальным
типом
храма.
Спасский
Преображенский
собор
Новоспасского
монастыря
в Москве,
1645-47
Слайд 10Очень часто каменные храмы стоили
на месте старых деревянных. В новые
постройки
невольно переносили привычные черты
деревянного зодчества (шатровые верхи,
галереи-гульбища, четверики и восьмерики).
Церковь
Вознесения
в
селе
Коломенском
под Москвой,
вход
на галерею,
1533
Слайд 11Одним из самых значительных храмов подобного типа
стала церковь Вознесения в
царском селе Коломенское
под Москвой (1533).
Слайд 12Для защиты
молодого русского
государства возводилось
множество крепостей.
Большинство
русских крепостей,
сохранившихся сегодня,
построены в это время.
Симонов
монастырь
под
Москвой,
башня «Дуло»,
XVI век
(шатер XVII века)
Слайд 13И в храмовую архитектуру
зодчие переносили
приемы крепостного
строительства.
Появились храмы,
напоминающие
крепостные башни –
столпные храмы.
Церковь
Усекновения
главы
Иоанна Предтечи
в селе Дьяково
под Москвой,
XVI век
Слайд 14В самых значительных
постройках зодчие
часто сочетали
особенности
строительства
шатровых
и столпных храмов.
Самой яркой
постройкой
такого типа стал
Покровский
собор
в Москве
(1552-54).
Слайд 15Главный фасад собора с галереями и крыльцами
обращен в сторону Кремля.
Слайд 16Потому в самой
постройке видели
символ
Небесного
Иерусалима
(града Божьего),
либо
легендарного
града Китежа.
В структуре Покровского собора
(собора Василия
Блаженного)
отразилась центральная
государственная идея того времени –
утверждение Москвы как третьего Рима.
Слайд 17Черты деревянного строительства, с его обильными
украшениями резьбой, были перенесены русскими
мастерами
в монастырское и гражданское зодчество.
Крутицкое
подворье
в Москве,
окна
трапезной,
1682
Слайд 18Примером для подражания здесь стал
Теремной дворец Московского Кремля.
1635-36
Слайд 19Его почти венецианская
внешность прекрасно
дополнялась типично
русским «травным»
орнаментом в интерьерах.
Слайд 20К XVII веку Московский Кремль окончательно
потерял свое оборонное значение,
и в
соответствии с новыми вкусами
над его башнями были возведены
многоярусные шатры.
Слайд 21В XVII веке
обилие
каменных
узоров
пришло и
в храмовое
зодчество,
породив
особый
стиль –
«русское
узорочье».
Церковь
Рождества
Богородицы,
в Путинках,
1646-52
Слайд 22Церковь
Троицы
в Никитниках
в Москве,
1628-51
Слайд 23Бурно расцветает
в это время
древнее искусство
изразцовой керамики.
Теперь расписными
керамическими
плитками
закрывают наружные
стены здания,
выводя прихотливые
фризы
и узоры.
Крутицкое подворье
в Москве,
изразцы
Надвратного терема,
1693-94
Слайд 24В самом конце
XVII столетия
на Русь проникают
идеи модного тогда
в Западной Европе
барокко.
Появляется
множество
подражаний, которые
однако еще продолжают
линию «русского узорочья».
Церковь
Покрова
Богородицы
в селе
Фили
под Москвой,
1693
Слайд 25Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими
усадьбами. Потому и называют постройки
такого стиля
«голицынским барокко» или «нарышкинским барокко».
Церковь
Покрова
Богородицы
в селе
Фили
под Москвой,
1693
Слайд 26В этих постройках
видны попытки зодчего
выстроить абсолютно
симметричную
композицию,
которая, тем не менее,
повторяет форму
русского
столпного
храма.
Церковь
Знамения
в селе
Дубровицы
под Москвой,
1690-1704
Слайд 27Несмотря на обилие скульптуры и употребление
некоторых барочных форм, эти постройки
завершают
развитие «русского узорочья». Настоящее русское
барокко развивается по иному пути уже
в XVIII веке.
Церковь
Знамения
в селе
Дубровицы
под Москвой,
1690-1704