Разделы презентаций


Развитие учебно-исследовательских навыков на уроках истории

Содержание

«Не мыслям надо учить, а учить мыслить»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Развитие учебно-исследовательских навыков учащихся на уроках истории и обществознания»
Обобщение опыта

учителя общественных дисциплин МБОУ "Кировская СОШ им.ГСС П.М.Смирнова" Нургалиевой А.Б.


«Развитие учебно-исследовательских навыков учащихся на уроках истории и обществознания» Обобщение опыта учителя общественных дисциплин МБОУ

Слайд 2«Не мыслям надо учить,
а учить мыслить»

И.Кант

«Не мыслям надо учить, а учить мыслить»

Слайд 3 Задача учителя – создать модель по формированию образовательной

толерантной среды для учащихся, задать формы и условия исследовательской деятельности,

способствующие формированию мотива у ученика. В самой «формуле» сотрудничества заложен принцип равноправия, толерантности


Развитие учебно-исследовательских навыков способствует становлению и развитию таких личностных свойств подростков, как миролюбие, готовность к позитивному общению, к диалогу

Задача учителя – создать модель по формированию образовательной толерантной среды для учащихся, задать формы и

Слайд 4 Условия возникновения

и становления опыта. 1. Возросшая объективная потребность в социально-зрелой,

высоконравственной личности, выделяющейся активной гражданской позицией. 2.Изучение познавательного интереса учащихся к исследовательской деятельности. 3.Изучение источников: А.В.Леонтович «Учебно-исследовательская деятельность школьников», А.Н.Обухов «Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения», "Исследовательская работа школьников» Ссылка: http://www.issl.dnttm.ru/

4.Наблюдение за совместной работой учащихся в группе (сотрудничество), за проявлением коммуникативных умений. 5.Потребность в вовлечении каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Условия возникновения и становления опыта.  1. Возросшая

Слайд 5 6.Необходимость рассматривать события и явления прошлого с позиций

историзма, овладев элементами исторического анализа явлений прошлого. 7.Возросшая социальная потребность в

воспитании у молодежи способности уважать иную точку зрения, вести цивилизованный диалог с оппонентами, находить убедительные аргументы в научном споре, ставить новые, неожиданные вопросы и стараться давать на них убедительные ответы. 8.Возросшая объективная
потребность в развитии
толерантности и
компетентности у учащихся. 9.Индивидуальный подход
в обучении.
6.Необходимость рассматривать события и явления прошлого с позиций историзма, овладев элементами исторического анализа явлений прошлого.

Слайд 6.
Урок – семинар (с элементами дискуссии).

Проблемный урок.
Урок – исследование.
Сюжетно-ролевые и

деловые игры.
Практические занятия.
Сущность
опыта

.  Урок – семинар (с элементами дискуссии).Проблемный урок.Урок – исследование.Сюжетно-ролевые и деловые игры.Практические занятия.Сущностьопыта

Слайд 7Для современной школы наиболее характерны исследовательские проекты :
Информационно-реферативные творческие

работы, написанные на основе нескольких источников с целью наиболее полного

освещения какой-либо проблемы.
Проблемно-реферативные работы, предполагают сопоставление данных разных литературных источников, на основе которого даётся собственная трактовка поставленной проблемы.
Экспериментальные работы - описывают научный эксперимент, имеющий известный результат.
Натуралистические и описательные работы – направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления (работы, выполненные в этом жанре, не имеют научного подхода).
Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной методики, имеющей собственный экспериментальный материал


Для современной школы наиболее характерны исследовательские проекты : Информационно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких источников с

Слайд 8








Исследовательскую деятельность, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность в принятии решений в новых условиях, адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности

косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, учитель также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся

открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников


В процессе исследовательских проектов учитель может


Слайд 9Работа с мультимедийными программами также оказывает помощь при исследовательской работе

Работа с мультимедийными программами также оказывает помощь при исследовательской работе

Слайд 10
Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов

в учебном процессе

Современные технологии мультимедиа в интерактивном режиме расширяет области применения видеофрагментов в учебном процессе

Слайд 11Семинар-исследование




Подготовительный этап:
организационные вопросы
опросные листы
проведение

опроса
подбор литературы
Обсуждение темы:
актуализация темы,
мотивационная беседа,
работа по

вопросам семинара.

Заключительный этап
подвести итоги, оценить действия учащихся,
сориентировать на последующую работу

Семинар-исследование   Подготовительный этап:организационные вопросы опросные листы проведение опроса подбор литературы Обсуждение темы:актуализация темы, мотивационная беседа,

Слайд 12


Проблемное изложение учителя
Проблемная ситуация
Проблемное задание

Выводы
Самостоятельная работа

учащихся




Проблемный урок

Проблемное изложение учителя Проблемная ситуация Проблемное задание Выводы Самостоятельная работа учащихся Проблемный урок

Слайд 13Деловые и ролевые игры


1.Этап подготовки класса, участников и экспертов. Консультирование и отбор материала

Цель

учебной деловой игры - формирование самостоятельности в поиске знаний, приобретении и развитии общеучебных умений; а также развитие способности выступать перед классом с сообщением или докладом.
Деловые и ролевые игры       1.Этап подготовки класса, участников и экспертов. Консультирование

Слайд 14Область применения:
7класс –
урок- исследование «Смутное время»,
урок-игра «Путешествие по Петербургу»,


урок-игра «Эпоха Великих географических открытий»
8 класс –
урок- исследование «Международные отношения

в конце XIX – начале XX вв.».
урок-экскурсия «Архитектура и живопись XIX века»
урок-игра «Правила общения»
9 класс –
урок- исследование «Выборы в демократичном обществе»,
урок- исследование «Правовое государство»,
урок-исследование «Кровавое воскресенье – загадка истории?»

Область применения:7класс – урок- исследование «Смутное время»,урок-игра «Путешествие по Петербургу», урок-игра «Эпоха Великих географических открытий»8 класс –урок-

Слайд 1510 класс –
урок-исследование «Первобытное равенство» или миф о «золотом

веке»,
урок-исследование «Восстание под предводительством Е.Пугачева»,


проблемный урок «Наука и философия»,
семинар-исследование «Предпосылки образования государства у славян»,
11 класс –
урок-суд «Суд над И.В.Сталиным»,
семинар «Русская культура конца 19- начала 20 веков»;
семинар- исследование «Гражданская война и интервенция».
урок-исследование «СМИ- четвертая власть»
урок-игра «Трудоустройство несовершеннолетних»
урок-игра «Нации и межнациональные отношения»
урок-суд « Слушается дело о кавказской войне…»

Область применения:

10 класс – урок-исследование «Первобытное равенство» или миф о «золотом веке», урок-исследование «Восстание под предводительством Е.Пугачева»,

Слайд 16Прочитайте фрагмент из документа, укажите его название и в каком

году он был принят. Объясните, на основании чего вы это

определили.
«Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин…выбежали до нынешнего году за 5 лет…тех беглых крестьян … сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил…»

Работа с источниками:

Прочитайте фрагмент из документа, укажите его название и в каком году он был принят. Объясните, на основании

Слайд 17Курс "История Нового времени«7 класс, тема «Повседневная жизнь в Европе

XVI-XVIIв".





Задание: От первого лица составить рассказ об одном дне

европейца XVI-XVIIв



Курс

Слайд 18Задания по новой истории (8 класс)
«Прочитав отрывки из устава армии

нового образца и записок современника, обсудите вопрос о целях установленных

в этой армии порядков. Выскажите свое мнение о том, способствовали ли существовавшие в армии порядки достижению названных целей. Как вы оцениваете эти порядки: одобряете или осуждаете? Свою оценку обоснуйте».
Задания по новой истории (8 класс)«Прочитав отрывки из устава армии нового образца и записок современника, обсудите вопрос

Слайд 19Задания по истории краеведения (9 класс) Назовите памятники архитектуры. Что вам

известно о истории их происхождения?

Задания по истории краеведения  (9 класс)  Назовите памятники архитектуры. Что вам известно о истории их

Слайд 20Продуктивность.
Вырабатывать умение самостоятельно оценивать неоднозначные исторические эпохи, явления, деятелей;
Размышлять

над различными точками зрения;
Сравнивать аргументы;
Подбирать факты для доказательства

собственной позиции.
…как эффективное средство развития речи, умения общаться.
Формировать не только сознание детей на основе культурно-исторических и духовных ценностей, но и развивать у ребенка активную жизненную позицию.

Продуктивность.Вырабатывать умение самостоятельно оценивать неоднозначные исторические эпохи, явления, деятелей; Размышлять над различными точками зрения; Сравнивать аргументы; Подбирать

Слайд 2188% школьников повышается активность.
-85% детей утверждают, что на таких

уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.
Повышать эрудицию учащихся.

Активизировать их познавательный процесс.
Воспитывать толерантную и компетентную личность, через работу в группе.
Способствует формированию мировоззрения.
решать информационные задачи;
организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса;
создавать комфортные условия обучения;
активизировать мыслительную деятельность школьников;
снимать нервную нагрузку (релаксация).



88% школьников повышается активность. -85% детей утверждают, что на таких уроках им значительнее интереснее, чем на обычных.

Слайд 22Трудоемкость
Трудоемкость учебно-исследовательской деятельности заключается в сборе материала, их обработке,

систематизаций, анализе источников.
Конечный итог - защита собственного исследования

(если речь идет об участий исследовательской работы в научно-практической конференций или конкурсе исследовательских работ).
Самостоятельный поиск информации по изучаемому вопросу делает ученика самым активным участником образовательной деятельности. Написание исследовательской работы по истории  кропотливый труд: сбор информации из различных источников, затем ее обработка, поиск ответа на поставленные в ходе работы вопросы, возможно рождение собственной теории. Ученик испытывает радость от собственного открытия.
Что же касается применения данной технологии на уроках, то это:
ответы на опережающие проблемные вопросы по группам, анализ документов, подготовка сообщения, к семинару, составление презентаций.



Трудоемкость  Трудоемкость учебно-исследовательской деятельности заключается в сборе материала, их обработке, систематизаций, анализе источников. Конечный итог -

Слайд 23Область внедрения.
Учебно-исследовательская деятельность:
Урок – семинар (с элементами дискуссии).

Урок – исследование.


Проблемный

урок.


Сюжетно-ролевые и деловые игры.

Практические занятия.

Область внедрения.Учебно-исследовательская деятельность:Урок – семинар (с элементами дискуссии).Урок – исследование.Проблемный урок.Сюжетно-ролевые и деловые игры.Практические занятия.

Слайд 24 Внеурочная учебно-исследовательская деятельность:
а) Внеклассные мероприятия
«Путешествие по древнему

Египту»,
«Блокадный Ленинград»,
Игра-конкурс «Голосует молодежь»
Брейн-ринг: «Избирательное право»
б) Конкурсные работы: «Человек в

истории. Россия XX век.»
Ивлентьева Е. «Позавчера и вчера»
Клещевский О. «Эхо войны»
Сосновскакя К. «Как это было...»
в) классные часы:
«Здоровье нации в наших руках»
(социологический опрос
«Исследование здорового
образа жизни»)
«Терроризм- угроза XXI века»


Внеурочная учебно-исследовательская деятельность:     а) Внеклассные мероприятия«Путешествие по древнему Египту»,«Блокадный Ленинград»,Игра-конкурс «Голосует

Слайд 25Участие учащихся в научно-практической конференции:
Клещева Т. «Судьба

русского крестьянства»
Сатемирова А. «Политическая система современной России»
Токсамбаева И. «Общественно-политические события

современной России»
Ивченко А. «Чеченская трагедия
Макарова К. «Имею право на семью»
Кишкина Е. «Купеческие усадьбы»
Андреев С. «Военная служба: вчера,
сегодня, завтра. Какая армия нужна России?»
Наушева А. «История зарождения
и развития п.Кировский»

Участие учащихся в научно-практической конференции:   Клещева Т. «Судьба русского крестьянства»Сатемирова А. «Политическая система современной России»Токсамбаева

Слайд 26РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Разработанные мною уроки и внеклассные мероприятия по теме самообразования

размещены на сайте АИПКП (АРЦДО) в рубрике хранилища «История. Педагогический

опыт».
Ссылка: http//www.arcdo.astripk.ru/index.php?option=com content&view=article&id=113:2009-06-01-12-11-14&catid=13:2008-12-01-13-30-38&Itemid=8
Рост познавательного интереса к предмету;
Формирование мировоззрения, расширение кругозора;
Развитие умений и навыков аналитического мышления;
Дальнейшее вовлечение во внеклассную деятельность, в исследовательскую работу;
Воспитание толерантности и компетентности у учащихся.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Разработанные мною уроки и внеклассные мероприятия по теме самообразования размещены на сайте АИПКП (АРЦДО) в рубрике

Слайд 27
Спасибо за

внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика