Личность Александра II
Гуманное
начало
Милитаристскоеначало
Александр II родился 17 апреля 1818 г.
18 февраля 1855г. – умер Николай I
отец – Николай I
АлександрII вступил на престол
в возрасте 36 лет.
Особенности личности
АЛЕКСАНДРА II
Россия во 2-й пол. 50-х годов 19 в.
Предпосылки реформ
Определить
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ФАКТЫ ПО СХЕМЕ:
1.Что показала Крымская война ?
2.Какова была социально-экономическая ситуация?
3.Какова была общественно- политическая ситуация в стране?
-
Вопрос: Каковы были предпосылки отмены
крепостного права?
Проверьте свои выводы.
Рост крестьянского движения :
Число крестьянских волнений в среднем за год:
1801—1825 гг. - 26 1851—1855 гг. - 32
1856—1860 гг.- в среднем уже по 170 крестьянских волнений в год
Крепостное право - угроза общественного спокойствия.
Внутриполитические
4. Состояние общественного мнения
Точки зрения на решение крестьянского вопроса в российском обществе:
Радикалы
Либералы
Консерваторы
Герцен А.И.*
ЧернышевскийН.Г.
-
Кавелин К.Д.
ШуваловП.А. ГагаринП.П.
Вопрос: Сравните точки зрения. Какая из них вам кажется более
радикальной? А какая более реальна для России в то время?
Основные положения реформы 1861г.:
Личное освобождение крестьян
Создание крестьянского самоуправления
Наделение крестьян землей
Вопрос . В чем ограниченность свободы крестьян ?
Всеми ли гражданскими правами обладали крестьяне после освобождения?
Размер надела от 3 до 12 дес.
Надел, которым
пользовался
крестьянин
до реформы
Надел крестьянина
после реформы
«Отрезок»*
Помещику (все споры разрешал мировой посредник)
*Земля, которая была у крестьянина сверх нормы изымалась-
«отрезалась» «отрезки»(10-40% от прежнего надела)
«Прирезок»- земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.
20%-25% крестьянин
платил сам
75-80%
государственная ссуда
крестьянину на 49 лет
(+ 6% годовых)
Если выплатил
Полностью
свободен
Если не перешел
на выкуп
Временнообязанное положение
(д.б.нести строго определенные
повинности –барщина и оброк)
Выкупные платежи до 1907г.
Вопрос. Каковы прогрессивные черты реформы?
В чем вы видите ее незавершенность?
Проверьте свои выводы.
5 марта 1861г.- «Манифест» был
обнародован.
Вопрос : Как вы думаете , почему обнародование «Манифеста» произошло не сразу?
Кустодиев Б.М. Чтение «Манифеста»
крестьянам.
Памятная медаль
Задание . Посмотрите на карту и определите , в каких губерниях и почему крестьяне будут недовольны «волей» ?
Наиболее значительные крестьянские выступления:
В селе Бездна Казанской губернии
В селе Кандеевка Пензенской
губернии
«Положение о губернских и уездных учреждениях»
Земства не были введены в Сибири , Архангельской губернии , Правобережной Украине, в Белоруссии и Литве, а также на территории казачьего самоуправления.
Вопрос. Как вы думаете , почему ?
Исполнительные органы
Председатель
Уездное собрание
(гласные)
Председатель
Губернское собрание
(гласные)
Председатель
Губернская земская управа
Председатель
Уездная земская управа
Распорядительные органы
контроль
контроль
Три избирательные курии .
1-я курия –земледельческая – землевладельцы должны были иметь не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс.руб.
2-курия – городская –собственники неземельных недвижимых имуществ, имевшие доход не менее 6 тыс.руб. и владевшие недвижимостью на сумму от 600 руб. (в мелких городах) и от 3,6 тыс.руб (в крупных городах)
3-я курия – крестьянская :
Сельский сход избирает уполномоченных
Волостной сход
избирает
выборщиков
Выборщики
выдвигают представителей в уездные органы
Задание. Дайте оценку земской системы выборов?
Вопрос: Какие вопросы оказались
вне ведения земств ? Почему?
Мясоедов Г.Г. «Земство обедает»
Задание. В чем вы видите силу и слабость земской реформы?
Проверьте свои выводы
непоследовательно выдержан принцип всесословности (большинство в земствах составляли дворяне)
полномочия земств ограничены (из их ведения выведены политические вопросы)
Земства создавались только на уровне уездов и губерний(не был создан центральный представительный земский орган)
проведение реформы затянулось на полтора десятка лет и охватило не всю Россию
работа земств была под контролем губернатора
Городская дума
(гласные)
избирают
Городской голова
Городская управа
Распорядительный орган
Исполнительный орган
Стоит во главе
Стоит во главе
Контроль государства
1-я курия- крупные владельцы недвижимости (платили 1/3 городских налогов)
2-я курия- средние собственники(платили 1/3 городских налогов)
3-я курия- мелкие собственники(платили 1/3 городских налогов)
Каждая из курий избирала равное количество гласных в городскую думу
( 1/3 состава думы)
Вопросы : 1. Сравните городскую и земскую реформы. Что между ними общего?
2. В чем состоит прогрессивность городской реформы и в чем ее непоследовательность?
Заседание суда
Вопрос . Почему было необходимо реформировать судебную систему в России?
Орган судебного надзора. Прокурор поддерживает обвинение на суде
ОБЩИЙ
СУД
(в губерниях)
-Рассматривает уголовные и сложные гражданские дела Судьи назначаются императором -В заседании суда участвуют 12 присяжных заседателей:
Судьи
Высшая судебная инстанция
назначались
императором
несменяемы
1.Избираются на основе имущественного ценза ,по жребию на каждый судебный процесс из «уважаемых» людей 2.Присяжные выносили вердикт : «виновен», «не виновен», «виновен ,но заслуживает снисхождения» 3.Решение суда с участием присяжных можно было обжаловать только в Сенате
избирает
на 3 года
избирает
на 3 года
Мировые судьи
Городская
дума
Земское
собрание
уезда
Мировой судья :
-вершит суд единолично -рассматривает мелкие уголовные и гражданские дела -избирается на основе высокого имущественного и возрастного ценза
МИРОВОЙ СУД
(в городе и уезде)
Вопрос . В чем вы видите прогрессивность судебной реформы? В чем ее незавершенность?
Здесь можно было обжаловать решение мирового судьи
Но сохранились сословные суды для военных ,для духовенства ,а главное крестьянский волостной суд
Знак волостного судьи
4.Строительство стратегических Ж/Д к западным и южным границам , создание Ж/Д войск
5. Приняты новые военные уставы(изменение тактических приемов)
Военные гимназии
Военные училища
7. Проведена реформа военных учебных заведений:
Военные прогимназии
Юнкерские училища
Армия пополнилась высококвалифицированными офицерскими кадрами
Увеличено число военных академий
6.Отменены телесные наказания в армии , улучшено питание и обмундирование
для мужчин с 21 года
сроки службы: для армии- 6 лет + 9 лет запаса для флота- 7 лет + 3 года запаса
сокращенный срок службы для имеющих образование: 4 года- с начальным образованием 1,5 года – после гимназии 6 месяцев – с высшим образованием
освобождались от службы :
Духовные лица
Единственный сын
Если старший брат уже отслужил
Кормилец в семье
Некоторые национальные меньшинства (народы Крайнего Севера , часть жителей Кавказа , население Туркестана)
Вопрос. В чем вы видите прогрессивность военных реформ ?
А в чем заключается их непоследовательность?
Офицерский корпус ,несмотря на некоторую демократизацию оставался преимущественно дворянским
Процветало официально запрещенное рукоприкладсто
Головнин А.В.- министр народного просвещения
Вопрос. Почему были необходимы реформы в области просвещения?
Система образования
в результате реформы
Начальные народные училища
Низшая ступень
государственные
земские
церковноприходские
воскресные
Средняя ступень
гимназии
Классические
Реальные
Высшая ступень
Университеты
Высшие технические
учебные заведения
2.«Школьный устав» 1864г. :
Классические
обучение-7 лет
(с 1871г.-8 лет)
Гимназии
Реальные
обучение - 7 лет
Готовили к поступлению в университет
Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
Упор на гуманитарные предметы
Главное внимание на математику. естествознание . технические науки
В гимназии принимали детей «всех сословий , без различия звания и вероисповедания .Но при этом была высокая плата за обучение
3.Получает развитие женское образование :
Появляются женские гимназии( 7 лет обучения)
1872г.- высшие женские курсы в Москве, Киеве , Казани 1878г.- в Петербурге «Бестужевские курсы»
Появляются высшие учебные заведения для женщин:
Состав учащихся в 1874 г. (в процентах)
Задание. Сделайте выводы на основе данных таблицы.
-присуждать ученые степени
-утверждать смету расходов - решать ряд других вопросов
Головнин предусматривал создание студенческих организаций и
представительство студентов в университетском самоуправлении, однако Государственный совет исключил эти предложения из устава.
Созданы новые университеты: Одесский , Варшавский
Женщины не имели право учиться в университете
Задание.
Дайте общую оценку реформам в области просвещения
Вопрос. Чем объяснялось отстранение студентов от участия в университетском самоуправлении? Как это должно было сказаться на жизни университетов?
Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, поэтому значительная часть детей из низших слоев общества не посещала школу.
Гимназии из-за высокой платы за обучение были доступны лишь зажиточной верхушке общества
Демократизация системы образования
Появление женского образования
Расширение сети учебных заведений
Строгий государственный контроль за системой образования
Прогрессивные черты
Вопрос : В чем вы видите значение цензурной реформы?
Министерство финансов стало главным распорядителем доходов и расходов
ежегодные публикации бюджета
Вопрос Дайте оценку финансовым реформам.
Рейтерн М.Х. министр финансов (1862-78)
.
Автор проекта - Лорис – Меликов М.Т.
Главная идея проекта :
создание выборного законосовещательного органа при царе из представителей земств и городов
Вопрос : Можно ли считать проект Лорис-Меликова конституционным?
Александр II
проект одобрил
Утверждение назначено на 4 марта
1 марта 1881г.
Александр II
был убит
Александр II
Покушение совершили члены «Народной воли»:
Н.Рысаков
И.Гриневицкий
С.Перовская
И . Гриневицкий
С .Перовская
Убийство Александра II
3 апреля 1881г. публично повешены 5 народовольцев: Перовская , Желябов , Рысаков , Михайлов , Кибальчич
Суд над народовольцами
Проверьте себя
1.Реформы были половинчаты и непоследовательны , имели компромиссный характер , сохраняется много феодально-крепостнических пережитков
2.Реформы чередовались с охранительными мерами
3.Сохраняется сословная неполноправность
4.Не создана конституция и центрального представительного органа
Н.Г.Чернышевский
(«Современник»)
Освобождение крестьян без выкупа с землей, за которую государство внесет символическую плату
Путь - крестьянская революция
Сравнить позиции
Вопрос : Какова Ваша оценка точки зрения Кавелина?
Чьи интересы пытался учесть автор?
Гагарин П.П
Освобождение крестьян за выкуп. Крестьянам могут предоставить лишь право выкупа усадьбы,но без пахотной земли.
Вопрос: Чем схожи и чем различны позиции Гагарина и Шувалова?
Гагарин П.П.
Шувалов П.А.
Главный комитет по крестьянскому делу
проекты
Ход подготовки проекта отмены крепостного права:
Помещики черноземных губерний(проекты)
Помещики степных губерний(проекты)
За предоставление крестья-нам больших наделов, но на-стаивали на длительном переходном периоде, в тече-ние которого крестьяне должны были по-прежнему работать на барщине.
За наделение кресть-ян минимальным на-делом
Выкуп должен был вознаградить помещика за потерю крепостного труда
Вопрос: Почему отличались проекты помещиков разных губерний? Что в них общего?
Проекты решения крестьянского вопроса
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть