Разделы презентаций


Реформы Александра II Освободителя

Содержание

Ответить на вопросы :В1. В чем особенности личности , воспитания и образования Александра II ?В чем отличие подготовки к царствованию Александра II и его отца Николая I? В2.При каких условиях Александр

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Александр II Освободитель (материалы к урокам )
Автор : Червен - Водали

Наталья Юрьевна
учитель истории ГБОУ Лицей №1535

Александр II Освободитель   (материалы к урокам )Автор : Червен - Водали Наталья Юрьевнаучитель истории ГБОУ

Слайд 2Ответить на вопросы :
В1. В чем особенности личности , воспитания

и образования Александра II ?В чем отличие подготовки к царствованию

Александра II и его отца Николая I?
В2.При каких условиях Александр II взошел на престол ?Что имел ввиду Николай I , говоря : „Сдаю Тебе Мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя Тебе много трудов и забот».
Какие задачи во внутренней и внешней политике ему необходимо было решать?
Ответить на вопросы :В1. В чем особенности личности , воспитания и образования Александра II ?В чем отличие

Слайд 3 Личность Александра II
Поэт Жуковский В.А.-
воспитатель
Капитан
Мердер

К.К.-


воспитатель

Личность Александра II

Гуманное
начало

Милитаристскоеначало

Александр II родился 17 апреля 1818 г.
18 февраля 1855г. – умер Николай I

отец – Николай I

АлександрII вступил на престол
в возрасте 36 лет.

Личность Александра IIПоэт Жуковский В.А.-воспитатель  Капитан Мердер К.К.-

Слайд 4 «Смерть Николая — больше, чем смерть человека, это

смерть начал, неумолимо строго проверенных и дошедших до своего предела.

Россия сильно потрясена последними событиями. Что бы ни было, она не может возвратиться к застою», — писал А.И.Герцен

Особенности личности
АЛЕКСАНДРА II

Россия во 2-й пол. 50-х годов 19 в.


Предпосылки реформ


Определить

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ФАКТЫ ПО СХЕМЕ:




1.Что показала Крымская война ?
2.Какова была социально-экономическая ситуация?
3.Какова была общественно- политическая ситуация в стране?

«Смерть Николая — больше, чем смерть человека, это смерть начал, неумолимо строго

Слайд 5I-Отмена крепостного права
«Первое дело — нужно освободить крестьян, потому

что здесь узел всяких зол», — писал Александр II

Вопрос: Согласны ли вы с мнением Александр II ?
Было ли решение крестьянского вопроса первейшей необходимостью для России?

-

Вопрос: Каковы были предпосылки отмены
крепостного права?

Проверьте свои выводы.



I-Отмена крепостного права «Первое дело — нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол», — писал Александр

Слайд 6 Предпосылки отмены

крепостного права.
1)Экономические предпосылки
Крепостное право –тормоз экономического развития

страны:
-оно мешает развитию капитализма накоплению капиталов,формированию свободной рабочей силы, сужает внутренний рынок
- замедляет модернизацию экономики и ход ПП
- низкий уровень производительности крепостного труда
-разорение крестьянских и помещичьих хозяйств
- феодально-крепостническая система находилась в стадии разложения, а в 30-е г.г. вступила в кризис(исчерпала резервы своего развития)
2)Социальные предпосылки
Из отчета III отделения: «Вообще крепостное состояние есть пороховой по­греб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же».
В. Чем суть социальной предпосылки отмены крепостного права?

Рост крестьянского движения :
Число крестьянских волнений в среднем за год:
1801—1825 гг. - 26 1851—1855 гг. - 32
1856—1860 гг.- в среднем уже по 170 крестьянских волнений в год
Крепостное право - угроза общественного спокойствия.

Предпосылки отмены        крепостного права.1)Экономические предпосылкиКрепостное

Слайд 7Предпосылки отмены крепостного права
3.Политические предпосылки
Работа с документом
Из речи

Александра II, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед московскими

губернскими и уездными предводителями дворянства.
«Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство, враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастию, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения к помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения. Со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».
В.Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить «свыше, нежели снизу»?
Предпосылки отмены  крепостного права 3.Политические предпосылки Работа с документомИз речи Александра II, произнесенной им 30 марта

Слайд 8- Особенности личности Александра II=>личное желание императора:
-воспитанный гуманистом Жуковским, царь

не мог не понимать, что крепостное право - форма рабства,

оно безнравственно.
- Николай I – завещал отменить крепостное право
-Среди части правящих кругов утвердилось понимание необходимости отмены крепостного права, реформирования и совершенствования системы государственного управления страной для сохранения основ социально-политического строя России(Вокруг Александра II сложился круг единомышленников – среди них были члены императорской фамилии (брат Александра — великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна), некоторые представители высшей бюрократии (министр внутренних дел С.С. Ланской, генерал-адъютант, граф Я.И. Ростовцев), видные дворяне (князь ВЛ. Черкасский, Ю.Ф. Самарин). Особую роль в подготовке и проведении крестьянской реформы сыграл Н.А. Милютин

Внутриполитические

- Особенности личности Александра II=>личное желание императора:-воспитанный гуманистом Жуковским, царь не мог не понимать, что крепостное право

Слайд 9Внешнеполитические:
Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки

реформ.
-Ход войны и ее итоги продемонстрировали отсталость социально-политической системы

страны, экономическую и военно-техническую отсталость . Поражение в Крымской войне наглядно показало , что Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право
- Сложившаяся после Парижского конгресса внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.
В первой половине XIX в. страны Европы смотрели на Россию, как на страну, где существует рабство. Поэтому отмены крепостного права требовала необходимость усиления международного престижа России.

4. Состояние общественного мнения

Внешнеполитические:Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки реформ. -Ход войны и ее итоги продемонстрировали

Слайд 10Во второй половине 1850-х годов идею экономической и политической необходимости

отмены крепостного права открыто высказывали не только радикалы и либералы,

но и отдельные консервативные деятели. Публицистические выступления представителей разных общественно- политических направлений во второй половине 1850-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию необходимости решения крестьянского вопроса


Точки зрения на решение крестьянского вопроса в российском обществе:

Радикалы

Либералы

Консерваторы

Герцен А.И.*

ЧернышевскийН.Г.

-

Кавелин К.Д.

ШуваловП.А. ГагаринП.П.

Вопрос: Сравните точки зрения. Какая из них вам кажется более
радикальной? А какая более реальна для России в то время?

Во второй половине 1850-х годов идею экономической и политической необходимости отмены крепостного права открыто высказывали не только

Слайд 11Хроника подготовки крестьянской реформы
Ростовцев Д.И.


Н.А.Милютин-
«мотор»
крестьянской
реформы



Хроника подготовки крестьянской реформыРостовцев Д.И.Н.А.Милютин-«мотор» крестьянской реформы

Слайд 12Крестьянская реформа 1861г.
«Манифест» об отмене крепостного права

«Положение о кре-стьянах, вышедших

из крепостной зависи-мости»
19 февраля 1861г. – Александр II подписал

«Манифест» и «Положение»,содержавшие основные положения крестьянской реформы.



Основные положения реформы 1861г.:

Личное освобождение крестьян
Создание крестьянского самоуправления
Наделение крестьян землей

Крестьянская реформа 1861г.«Манифест» об отмене крепостного права«Положение о кре-стьянах, вышедших  из крепостной зависи-мости»19 февраля 1861г. –

Слайд 131.Личное освобождение крестьян
Крестьяне получали :


личную свободу
статус «сельских обывателей»
некоторые гражданские и экономические права:
- право перехода в другие сословия
-право на собственность
-могли защищать свои права в суде
-право поступать в учебные заведения и на службу
-право на свободу торговли, на основание
фабрик ,торговых и ремесленных заведений.

Вопрос . В чем ограниченность свободы крестьян ?
Всеми ли гражданскими правами обладали крестьяне после освобождения?

1.Личное освобождение крестьянКрестьяне получали :

Слайд 14Неполноправность крестьян:
1)Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась, так как

в деревне сохранялась община.
Это означало, что земля являлась не

личной собственностью каждого отдельного крестьянина, а собственностью всех крестьян, объединенных в общине!!!
Общинная собственность на землю, переделы наделов, круговая порука тормозили буржуазную эволюцию деревни. Крестьянин не стал подлинным хозяином земли.
2) не все гражданские права получили ,крестьяне оставались неполноправными, тк.
- по-прежнему платили подушную подать
-несли рекрут. повинность
-подвергались телес. наказаниям
-были прикреплены к месту жительства


Неполноправность крестьян:1)Вместе с тем личная свобода крестьянина ограничивалась, так как в деревне сохранялась община. Это означало, что

Слайд 152.Крестьянское самоуправление
Крестьяне-домохозяева
Сельский сход
Сельский староста
Волостной сход
Волостной староста
Губернатор
Контроль за крестьянским самоуправлением
Вопрос :

С какой целью была сохранена община?

Мировой посредник
Сенат назначал из местных

дворян
2.Крестьянское самоуправлениеКрестьяне-домохозяеваСельский сходСельский старостаВолостной сходВолостной старостаГубернаторКонтроль за крестьянским самоуправлениемВопрос : С какой целью была сохранена община?Мировой посредникСенат

Слайд 163.Наделение крестьян землей.
Размер крестьянского надела
Россия
Нечерноземная
полоса
Черноземная

полоса
Степная зона
Размер надела от 3 до7дес.
Размер надела

от 2,7 до 6 дес.

Размер надела от 3 до 12 дес.

Надел, которым
пользовался
крестьянин
до реформы

Надел крестьянина
после реформы

«Отрезок»*

Помещику (все споры разрешал мировой посредник)

*Земля, которая была у крестьянина сверх нормы изымалась-
«отрезалась» «отрезки»(10-40% от прежнего надела)
«Прирезок»- земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.

3.Наделение крестьян землей.    Размер крестьянского наделаРоссияНечерноземная полосаЧерноземная полосаСтепная зонаРазмер надела от 3 до7дес.Размер надела

Слайд 173.Наделение крестьян землей

(продолжение)
Порядок совершения выкупной операции:
Выкупная сумма
В 1,5

раза больше реальной стоимости земли, т.к.

20%-25% крестьянин
платил сам


75-80%
государственная ссуда
крестьянину на 49 лет
(+ 6% годовых)

Если выплатил

Полностью
свободен

Если не перешел
на выкуп

Временнообязанное положение
(д.б.нести строго определенные
повинности –барщина и оброк)

Выкупные платежи до 1907г.

3.Наделение крестьян землей         (продолжение)Порядок совершения выкупной

Слайд 183.Наделение крестьян землей (окончание)
Оформление сделки
Уставная

грамота
помещик
крестьянин
Составляется при участии
мирового посредника
Контроль за исполнением
условий уставной

грамоты

Вопрос. Каковы прогрессивные черты реформы?
В чем вы видите ее незавершенность?


Проверьте свои выводы.

3.Наделение крестьян землей       (окончание)Оформление сделкиУставная грамотапомещиккрестьянинСоставляется при участии мирового посредника Контроль

Слайд 19 Оценка реформы 1861г.


Незавершенность реформы

Прогрессивные черты реформы

Оценка реформы 1861г.Незавершенность реформыПрогрессивные черты реформы

Слайд 20Отношение крестьян к реформе 1861г.
Вопрос: Предположите , как

восприняли
крестьяне

отмену крепостного права?
Почему вы так думаете?

5 марта 1861г.- «Манифест» был
обнародован.

Вопрос : Как вы думаете , почему обнародование «Манифеста» произошло не сразу?


Кустодиев Б.М. Чтение «Манифеста»
крестьянам.

Памятная медаль

Отношение крестьян к реформе 1861г.Вопрос:   Предположите , как восприняли

Слайд 21Крестьянские выступления :
За первые пять месяцев 1861 г. произошло

1340 крестьянских волнений
За год — более 1850.
Более 900

раз против крестьян посылались войска. В подавлении крестьянских волнений участвовали 64 пехотных и 16 кавалерийских полков.

Задание . Посмотрите на карту и определите , в каких губерниях и почему крестьяне будут недовольны «волей» ?

Наиболее значительные крестьянские выступления:

В селе Бездна Казанской губернии

В селе Кандеевка Пензенской
губернии

Крестьянские выступления : За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 крестьянских волнений За год — более

Слайд 22Почему требовалась реорганизация системы местного управления?
-К концу царствования Николая I

бюрократическая система местного управления полностью себя изжила. В провинции царили

произвол и некомпетентность чиновников, казнокрадство и взяточничество.
-После реформы российская деревня, в особенности бывшая владельческая, была лишена какой-либо социальной инфраструктуры(в бывшей помещичьей деревне не было больниц, школ, о дорогах никто не заботился) и административной инфраструктуры также ( поскольку ранее большая часть управленческих и полицейских функций была возложена на помещиков).

В.Почему было решено опереться именно на земское самоуправление, а не на силы государства?
Государственная казна была истощена, своими силами правительство не могла поднять деревню - было решено пойти навстречу либеральным требованиями и предоставить местное самоуправление, которое более эффективно могло решать все насущные вопросы на местах.
Почему требовалась реорганизация системы местного управления?-К концу царствования Николая I бюрократическая система местного управления полностью себя изжила.

Слайд 23 II-Земская реформа (1864г.)
Н.А.Милютин

Сыграл огромную роль в подготовке
земской реформы
Земства –

всесословные, выборные представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.






«Положение о губернских и уездных учреждениях»

Земства не были введены в Сибири , Архангельской губернии , Правобережной Украине, в Белоруссии и Литве, а также на территории казачьего самоуправления.

Вопрос. Как вы думаете , почему ?

II-Земская реформа (1864г.)Н.А.МилютинСыграл огромную роль в подготовкеземской реформыЗемства – всесословные, выборные представительные органы местного самоуправления в

Слайд 24Структура земского самоуправления :
Губернатор


3-я курия- крестьянская
2-я курия

- городская
1-я курия- земледельческая
Избирательные

курии

Исполнительные органы

Председатель

Уездное собрание
(гласные)

Председатель

Губернское собрание
(гласные)

Председатель

Губернская земская управа

Председатель

Уездная земская управа


Распорядительные органы


контроль

контроль

Структура земского самоуправления :    Губернатор3-я курия- крестьянская2-я курия - городская1-я курия- земледельческаяИзбирательные

Слайд 25 Порядок выборов в земства:
Знак члена избирательной

комиссии
1 раз в 3 года
участвуют только мужчины с 25

лет
Избиратели делились на 3 курии

Три избирательные курии .

1-я курия –земледельческая – землевладельцы должны были иметь не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс.руб.

2-курия – городская –собственники неземельных недвижимых имуществ, имевшие доход не менее 6 тыс.руб. и владевшие недвижимостью на сумму от 600 руб. (в мелких городах) и от 3,6 тыс.руб (в крупных городах)

3-я курия – крестьянская :

Сельский сход избирает уполномоченных



Волостной сход
избирает
выборщиков


Выборщики
выдвигают представителей в уездные органы

Задание. Дайте оценку земской системы выборов?


Порядок выборов в земства: Знак члена избирательной   комиссии1 раз в 3 годаучаствуют только

Слайд 26 Полномочия

земств
ведали местными хозяйственными


и социальными вопросами :
просвещение
строительство дорог
лечебные и богоугодные заведения
продовольственное снабжение
статистика и т.п.

Вопрос: Какие вопросы оказались
вне ведения земств ? Почему?

Мясоедов Г.Г. «Земство обедает»

Задание. В чем вы видите силу и слабость земской реформы?

Проверьте свои выводы


Полномочия земств

Слайд 27Историческое значение земской реформы
Прогрессивные черты
Недостатки земской реформы
созданы всесословные представительные

органы на местах(губ. и уездах)
улучшение положения населения на местах


подъем местного хозяйства, здравоохранения, просвещения , развитие статистики и т.п
вокруг земств сплотилась энергичная , демократически настроенная интеллигенция(«третий элемент)=>земства включатся в политическую борьбу вопреки ожиданиям власти , станут активными участниками либерального движения в России, земская оппозиция
способствовала складыванию основ гражданского общества

непоследовательно выдержан принцип всесословности (большинство в земствах составляли дворяне)
полномочия земств ограничены (из их ведения выведены политические вопросы)
Земства создавались только на уровне уездов и губерний(не был создан центральный представительный земский орган)
проведение реформы затянулось на полтора десятка лет и охватило не всю Россию
работа земств была под контролем губернатора


Историческое значение земской реформыПрогрессивные чертыНедостатки земской реформы созданы всесословные представительные органы на местах(губ. и уездах) улучшение положения

Слайд 28III- Городская реформа (1870 г.)
Знак городского головы г.Костромы
Здание Московской городской

думы (фото нач.XXвека)
Городская реформа
Созданы всесословные, выборные органы городского

самоуправления. Полномочия такие же , как у земств.

Городская дума
(гласные)

избирают

Городской голова


Городская управа

Распорядительный орган

Исполнительный орган

Стоит во главе

Стоит во главе

Контроль государства


III- Городская реформа (1870 г.)Знак городского головы г.КостромыЗдание Московской городской думы (фото нач.XXвека)Городская реформа Созданы всесословные, выборные

Слайд 29Система выборов в органы городского самоуправления. Оценка реформы.

1

раз в 4 года
участвуют только мужчины, достигшие 25 лет

на основе имущественного ценза(платившие городские налоги и имевшие собственность
избиратели делились на 3 курии:

1-я курия- крупные владельцы недвижимости (платили 1/3 городских налогов)
2-я курия- средние собственники(платили 1/3 городских налогов)
3-я курия- мелкие собственники(платили 1/3 городских налогов)


Каждая из курий избирала равное количество гласных в городскую думу
( 1/3 состава думы)

Вопросы : 1. Сравните городскую и земскую реформы. Что между ними общего?
2. В чем состоит прогрессивность городской реформы и в чем ее непоследовательность?

Система выборов в органы городского самоуправления. Оценка реформы. 1 раз в 4 года участвуют только мужчины, достигшие

Слайд 30IV-Судебная реформа(1864г.) автор: Зарудный
Кони А.Ф.- известнейший юрист того времени
Реформа ввела новые

принципы судопроизводства :
Гласность
Выборность (выборы мировых судей , присяжных заседателей)
Бессословность(решение суда

не зависит от сословной принадлежности граждан)
Независимость судебных органов от исполнительной и законодательной власти
Состязательность (прокурор адвокат)


Заседание суда

Вопрос . Почему было необходимо реформировать судебную систему в России?


IV-Судебная реформа(1864г.) автор: ЗарудныйКони А.Ф.- известнейший юрист того времениРеформа ввела новые принципы судопроизводства :ГласностьВыборность (выборы мировых судей

Слайд 31 Схема:«Судебная система по реформе 1864г.»

(1-я часть)

Император
Сенат
Здание Сената
Судебная палата
Окружной суд
Прокуратура
Адвокатура
Защита на

судебном процессе

Орган судебного надзора. Прокурор поддерживает обвинение на суде



ОБЩИЙ
СУД

(в губерниях)







-Рассматривает уголовные и сложные гражданские дела Судьи назначаются императором -В заседании суда участвуют 12 присяжных заседателей:

Судьи

Высшая судебная инстанция


назначались
императором

несменяемы

1.Избираются на основе имущественного ценза ,по жребию на каждый судебный процесс из «уважаемых» людей 2.Присяжные выносили вердикт : «виновен», «не виновен», «виновен ,но заслуживает снисхождения» 3.Решение суда с участием присяжных можно было обжаловать только в Сенате

Схема:«Судебная система по реформе 1864г.»          (1-я часть)ИмператорСенатЗдание

Слайд 32Схема: «Судебная система по реформе 1864г.»

(2-я часть)

Знак мирового судьи
Съезд мировых

судей

избирает
на 3 года

избирает
на 3 года

Мировые судьи

Городская
дума

Земское
собрание
уезда

Мировой судья :
-вершит суд единолично -рассматривает мелкие уголовные и гражданские дела -избирается на основе высокого имущественного и возрастного ценза

МИРОВОЙ СУД
(в городе и уезде)


Вопрос . В чем вы видите прогрессивность судебной реформы? В чем ее незавершенность?


Здесь можно было обжаловать решение мирового судьи


Но сохранились сословные суды для военных ,для духовенства ,а главное крестьянский волостной суд

Знак волостного судьи

Схема: «Судебная система по реформе 1864г.»           (2-я

Слайд 33Оценка судебной реформы

Оценка судебной реформы

Слайд 34V-Военные реформы(1861-1874г.г.)
Милютин Д.А. военный министр
Вопрос: Вспомните уроки Крымской войны .

Какие преобразования были необходимы в армии ?


Суть военных реформ:
1.Усовершенствована система военного управлении 2.Проведена военно- судебная реформа(введены состязательность и гласность военного суда ) 3.Развитие военной промышленности (перестройка старых заводов и строительство новых) налажено массовое производство новых видов вооружения

4.Строительство стратегических Ж/Д к западным и южным границам , создание Ж/Д войск



5. Приняты новые военные уставы(изменение тактических приемов)

Военные гимназии

Военные училища

7. Проведена реформа военных учебных заведений:

Военные прогимназии

Юнкерские училища


Армия пополнилась высококвалифицированными офицерскими кадрами

Увеличено число военных академий

6.Отменены телесные наказания в армии , улучшено питание и обмундирование

V-Военные реформы(1861-1874г.г.)Милютин Д.А. военный министрВопрос: Вспомните уроки Крымской войны .   Какие преобразования были необходимы в

Слайд 35
8.Отмена рекрутчины введена

всеобщая воинская повинность(1874г.)





для мужчин с 21 года
сроки службы: для армии- 6 лет + 9 лет запаса для флота- 7 лет + 3 года запаса
сокращенный срок службы для имеющих образование: 4 года- с начальным образованием 1,5 года – после гимназии 6 месяцев – с высшим образованием
освобождались от службы :

Духовные лица
Единственный сын
Если старший брат уже отслужил
Кормилец в семье
Некоторые национальные меньшинства (народы Крайнего Севера , часть жителей Кавказа , население Туркестана)

Вопрос. В чем вы видите прогрессивность военных реформ ?
А в чем заключается их непоследовательность?

8.Отмена рекрутчины     введена

Слайд 36Историческое значение военных

реформ
Прогрессивные черты
военных реформ
Непоследовательность
военных реформ
Армия

стала более соответствовать современным требованиям
(вооружение, подготовка
офицеров , снабжение, управление)
Из армии были изгнаны муштра , жестокие телесные наказания
Строительство Ж/Д
Введен бессословный принцип комплектования армии



Офицерский корпус ,несмотря на некоторую демократизацию оставался преимущественно дворянским
Процветало официально запрещенное рукоприкладсто

Историческое значение военных              реформПрогрессивные

Слайд 37VI- Реформы в области

просвещения

Головнин А.В.- министр народного просвещения

Вопрос. Почему были необходимы реформы в области просвещения?

Система образования
в результате реформы


Начальные народные училища

Низшая ступень

государственные

земские


церковноприходские

воскресные

Средняя ступень

гимназии

Классические

Реальные

Высшая ступень

Университеты

Высшие технические
учебные заведения


VI- Реформы в области

Слайд 38Ход изменений в системе образования:
1.«Положения о начальных народных училищах» 1864г.


--их могли открывать общественные учреждения и частные лица
-срок обучения не

превышал 3 лет
-изучали : 4 правила арифметики, чтение и письмо, закон божий , церковное пение



2.«Школьный устав» 1864г. :

Классические
обучение-7 лет
(с 1871г.-8 лет)

Гимназии


Реальные
обучение - 7 лет


Готовили к поступлению в университет

Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

Упор на гуманитарные предметы

Главное внимание на математику. естествознание . технические науки

В гимназии принимали детей «всех сословий , без различия звания и вероисповедания .Но при этом была высокая плата за обучение

Ход изменений в системе образования:1.«Положения о начальных народных училищах» 1864г. --их могли открывать общественные учреждения и частные

Слайд 39Ход изменений в системе образования:
Женская гимназия .

(г. Кирсанов)

3.Получает развитие женское образование :

Появляются женские гимназии( 7 лет обучения)


1872г.- высшие женские курсы в Москве, Киеве , Казани 1878г.- в Петербурге «Бестужевские курсы»



Появляются высшие учебные заведения для женщин:

Состав учащихся в 1874 г. (в процентах)

Задание. Сделайте выводы на основе данных таблицы.

Ход изменений в системе образования:Женская гимназия .

Слайд 40Ход изменений в системе образования:
4.«Университетский устав» 1863г. :
Университетам возвращена

прежняя автономия
Совет
Университета
имел право:
-избирать ректора ,деканов и университетский

суд
-утверждать программы

-присуждать ученые степени
-утверждать смету расходов - решать ряд других вопросов

Головнин предусматривал создание студенческих организаций и
представительство студентов в университетском самоуправлении, однако Государственный совет исключил эти предложения из устава.

Созданы новые университеты: Одесский , Варшавский

Женщины не имели право учиться в университете

Задание.

Дайте общую оценку реформам в области просвещения

Вопрос. Чем объяснялось отстранение студентов от участия в университетском самоуправлении? Как это должно было сказаться на жизни университетов?

Ход изменений в системе  образования:4.«Университетский устав» 1863г. :Университетам возвращена прежняя автономияСовет Университета имел право: -избирать ректора

Слайд 41Историческое значение реформ

в области просвещения
Реформа школы была направлена


на создание бессословного
образования.

Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, поэтому значительная часть детей из низших слоев общества не посещала школу.
Гимназии из-за высокой платы за обучение были доступны лишь зажиточной верхушке общества

Демократизация системы образования
Появление женского образования
Расширение сети учебных заведений

Строгий государственный контроль за системой образования

Прогрессивные черты


Историческое значение реформ            в области просвещенияРеформа

Слайд 42VII- Цензурная реформа
Билет петербургского цензурного комитета на право издания брошюры

в 1870г.
. В 1857 г. была создана комиссия при МВД

для разработки нового цензурного устава

В 1865 г. были изданы новые Временные правила, действовавшие в течение следующих сорока лет.
Суть:
-Была отменена предварительная цензура для книг объемов более 10 печатных листов.
-Периодические издания освобождались от предварительной цензуры по усмотрению министра внутренних дел. (На практике эта мера коснулась лишь столичных изданий.)


Вопрос : В чем вы видите значение цензурной реформы?

VII- Цензурная реформаБилет петербургского цензурного комитета на право издания брошюры в 1870г.. В 1857 г. была создана

Слайд 43VIII - Финансовые реформы

Государственный банк Российской империи в СПб.
1. 1860г.

- создан Госбанк Российской империи
Госбанк имел преимущественное прав

кредитовать торгово - промышленные заведения
2.Создана система акционерных банков
3. 1862г.– проведена неудачная денежная реформа
(не смогли поднять курс рубля)
4. Отменена система откупов
5.Упорядочен госбюджет

Министерство финансов стало главным распорядителем доходов и расходов
ежегодные публикации бюджета



Вопрос Дайте оценку финансовым реформам.

Рейтерн М.Х. министр финансов (1862-78)

.

VIII - Финансовые реформыГосударственный банк Российской империи в СПб.1. 1860г. - создан Госбанк Российской империиГосбанк имел преимущественное

Слайд 44 IX- Проект реформы государственного

управления

Автор проекта - Лорис – Меликов М.Т.


Главная идея проекта :
создание выборного законосовещательного органа при царе из представителей земств и городов

Вопрос : Можно ли считать проект Лорис-Меликова конституционным?

Александр II
проект одобрил


Утверждение назначено на 4 марта

1 марта 1881г.
Александр II
был убит


IX- Проект реформы государственного

Слайд 45 1 марта 1881г.- убийство

Александра II



Александр II




Покушение совершили члены «Народной воли»:
Н.Рысаков
И.Гриневицкий
С.Перовская



И . Гриневицкий

С .Перовская

Убийство Александра II

1 марта 1881г.- убийство

Слайд 46 Храм Спаса –на –Крови
(построен на

месте трагедии)
Вопрос. Каково ваше отношение
к убийству царя

?


3 апреля 1881г. публично повешены 5 народовольцев: Перовская , Желябов , Рысаков , Михайлов , Кибальчич

Суд над народовольцами

Храм Спаса –на –Крови   (построен на   месте трагедии)Вопрос. Каково ваше отношение к

Слайд 47Александр III
Эпоха великих реформ
Эпоха контрреформ
Александр II

Вопрос . В чем по-вашему

мнению состоит историческое значение реформ Александр II ? Не были

ли они бессмысленны ?

Проверьте себя

Александр IIIЭпоха великих реформЭпоха контрреформАлександр IIВопрос . В чем по-вашему мнению состоит историческое значение реформ Александр II

Слайд 48Историческое значение реформ 60-70-х г.г.
Прогрессивное значение
Ограниченность реформ
1.Реформы в целом носили

прогрессивный , либеральный характер
2.Реформы продвинули Россию

по пути социально-экономической , политической и духовной модернизации , ускорили развитие капитализма
3. Демократизация жизни в России
4.Удар по сословному строю
5.Закладываются основы для формирования в будущем правового государства и гражданского общества

1.Реформы были половинчаты и непоследовательны , имели компромиссный характер , сохраняется много феодально-крепостнических пережитков
2.Реформы чередовались с охранительными мерами
3.Сохраняется сословная неполноправность
4.Не создана конституция и центрального представительного органа

Историческое значение реформ 60-70-х г.г.Прогрессивное значениеОграниченность реформ1.Реформы в целом носили прогрессивный , либеральный

Слайд 49"Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности

эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным

стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать ,что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания ..."    
А.А.Кизеветтер



Слайд 51Революционеры- демократы
А.И.Герцен*
(«Колокол»1857г. )
Освобождение крестьян с землей, выкупленной

государством
Мирный путь реформ , в крайнем случае революция

«Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить».(из открытого письма Герцена АлександруII)

Н.Г.Чернышевский
(«Современник»)

Освобождение крестьян без выкупа с землей, за которую государство внесет символическую плату
Путь - крестьянская революция


Сравнить позиции


Революционеры- демократы   А.И.Герцен*(«Колокол»1857г. )Освобождение крестьян с землей, выкупленной государствомМирный путь реформ , в крайнем случае

Слайд 52 Либералы
Кавелин

К.Д.
«Записка об освобождении крестьян»(1855г.)


Нужно отменить крепостное право «сверху», т.к.крепостное право

– это зло , но еще большее зло – его насильственная отмена снизу
Освобождение крестьян только при условии вознаграждения помещиков за потерю крепостного труда
Наделение крестьян землей за выкуп (гарантом должно было выступить государство)

Вопрос : Какова Ваша оценка точки зрения Кавелина?
Чьи интересы пытался учесть автор?


ЛибералыКавелин К.Д.«Записка об освобождении крестьян»(1855г.)Нужно отменить крепостное право

Слайд 53 Консерваторы

Шувалов П.А.
Освободить крестьян за большой выкуп , а землю оставить

в собственности помещиков .Крестьянам передавать ее аренду.

Гагарин П.П
Освобождение крестьян за выкуп. Крестьянам могут предоставить лишь право выкупа усадьбы,но без пахотной земли.

Вопрос: Чем схожи и чем различны позиции Гагарина и Шувалова?



Гагарин П.П.

Шувалов П.А.

Консерваторы  Шувалов П.А.Освободить крестьян за большой выкуп ,

Слайд 54 Проект отмены крепостного права

Редакционные комиссии





Губернские дворянские

комитеты

Главный комитет по крестьянскому делу









проекты


Ход подготовки проекта отмены крепостного права:


Проект отмены крепостного права     Редакционные комиссии

Слайд 55
Помещики нечерноземных губерний(проекты)
За наделение крестьян землей, но

при этом сохранить за собой угодья и те земли ,

которыми не пользовались крестьяне
Большой выкуп должен был соответствовать оброчным доходам помещика






Помещики черноземных губерний(проекты)

Помещики степных губерний(проекты)

За предоставление крестья-нам больших наделов, но на-стаивали на длительном переходном периоде, в тече-ние которого крестьяне должны были по-прежнему работать на барщине.

За наделение кресть-ян минимальным на-делом
Выкуп должен был вознаградить помещика за потерю крепостного труда

Вопрос: Почему отличались проекты помещиков разных губерний? Что в них общего?


Проекты решения крестьянского вопроса

Помещики нечерноземных губерний(проекты)За наделение крестьян землей, но при этом сохранить за собой угодья и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика