Слайд 2Язычество
Язычество – «народная вера»
Язычество – это вера в разных БОГОВ.
Слайд 3Этапы язычества
1 этап - представления славян об упырях и берегинях
2
этап - многобожие и впоследствии культ Перуна
Слайд 4Во что верили славяне
Боги
Духи
Ярило
Перун
Сварог
Велес
Мокошь
и др.
Леший
Домовой
Водяной
Лихо
Банник
и др.
Слайд 5Неведомая и нечистая сила
Они (духи) не принадлежали ни подземному
миру, ни небу, место их было рядом с людьми –
в близлежащих лесах, в распаханных полях, в знакомых всем водоемах, в жилищах, дворах, в хозяйственных постройках.
Если власть богов распространялась, по языческим понятиям, на весь свет, то нечисть хозяйничала на ограниченных участках. Домовой за пределами «своего» дома никакой силой почти не обладал; ни леший, ни водяной не покидали своих владений. Зато в этих пределах они обладали немалой властью и могли оказывать людям поддержку или причинять им зло.
Слайд 9Леший
Место жительства духа — глухая лесная трущоба, но иногда и
пустырь. Однако этот дух обитает в лесу не постоянно, а
только в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот день дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По русскому поверью леший любит сидеть в дуплах деревьев.
Слайд 11Водяной
Командует русалками. Вообще он добрый, но иногда любит водяной
побаловаться и затащить на дно какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он
его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Слайд 13Домовой
Относящийся к дому, семье, хозяйству;
Наши предки
не могли представить себе дома без чудесного покровителя. У каждого
жилища был свой домовой. Каждый домовой жил сам по себе: домовые-соседи не дружили, а нередко враждовали.
Слайд 14Внешность домового описывали по-разному. Чаще всего он изображался глубоким стариком
с седой бородой. Обычно домовой похож на хозяина дома,
и даже носит хозяйскую одежду и перенимает хозяйские привычки. Самое же необычайное – это способность домового менять облик: принимать вид кошки, собаки, превращаться в ворох сена или мешок с хлебом.
Слайд 15
Семья, перебираясь в новый дом, должна была взять с собою
и своего домового. Ни в коем случае нельзя было допустить,
чтобы в новом жилище оказался другой домовой,
Домовой
Слайд 17Берегини
Берегиня чаще всего изображается как молодая светловолосая девушка в простом
платье светлых оттенков. Она всегда имеет грустно-доброе выражение лица и
немного прозрачна, как и положено духу. По одной из версий Берегинями становятся молодые девушки, просватанные, но погибшие до замужества в результате происков злых сил.
Берегиня – персонаж положительный. Это понятно даже из ее имени, которое явно происходит от слова «беречь». Видимо, в образе Берегини наши далекие предки скрыли символ природы, помогающей достойному человеку бороться со злом. Это добрый и открытый образ, насквозь пронизанный любовью. Береза и плакучая ива – деревья Берегини.
Слайд 24Перун – это, прежде всего, бог грозы. В белорусском и
украинском языках слово «Перун» означает «гром», «удар грома». Если молния
зажигала какую-то постройку, то говорили: «Перуном спалило». Такой пожар тушить было нельзя. Известно проклятие, ходившее в народе: «Чтоб тебя Перун убил!»
Перун
Слайд 25Велес
Покровитель домашних животных. Именно к нему следовало обращаться
с просьбами о благополучии скотины, об избавлении ее от болезней.
Ему приносили в жертву коней, быков, овец. .
Слайд 26
В XIX веке на юге России был обычай: перед
началом жатвы старые женщины в поле «завивали бороду Велесу», то
есть, не вырывая колосьев из земли, сплетали их в узел и оставляли в знак надежды на богатый урожай. По другим данным, жертвовали «Велесу на бороздку» последнюю горсть колосьев или последний сноп. Этот обычай заставляет взглянуть на Велеса как на божество, связанное с земледелием, с надеждами на хороший урожай.
Слайд 31Связывали людей с Богами волхвы и кудесники
Особые люди, которые напрямую
общались с богами, совершали обряды
Слайд 32Языческие праздники
Коляда
Масленица
Ивана Купала
В славянском календаре крупные праздники были связаны в
первую очередь с круговоротом солнца. Весеннее и осеннее равноденствие, летнее
и зимнее солнцестояние символизировали цикличность природы и начало нового периода в жизни человека.
Слайд 33Масленица
До Крещения Руси Масленица (Комоедицы) отмечалась в течение 7
дней, предшествующих дню Весеннего Равноденствия, и 7 дней после этого
дня. Масленица — это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Последний день Масленицы — прощёное воскресенье.
Слайд 35Двоеверие
Религиозные верования наших дней напрямую восходят к прошлому. Как известно,
современное православное христианство в России соседствует и переплетается с языческими
поверьями и обрядами, которые зачастую совершаются людьми, считающими себя истинными христианами.
Например: оставление на могиле умершего конфет, печенья и прочего съестного ассортимента, праздничный стол с обильной едой сразу после погребения человека, устраиваемый его родственниками и некоторые другие обычаи настоящего времени.