Слайд 1
Тема урока:
Роль Русской Православной Церкви в ликвидации «Смуты» в
17 веке.
Слайд 2Цели урока:
Показать причины нестабильности Российского государства в период «Смуты»
в первой четверти XVII века
Раскрыть великий подвиг святителей земли Русской,
спасших Российское государство от разъединения и польско-шведской интервенции
Показать значение духовности как основы жертвенного служения Отечеству
Слайд 3План урока
1. Общая характеристика «Смутного времени».
2. Раскрытие духовного подвига святителей
земли Русской в ликвидации «Смуты».
3. Троице-Сергиева Лавра – оплот России
в защите Отечества.
Слайд 4«Смутное время» в Российском государстве в I-ой четверти XVII века
Слайд 5Художественное изображение «Смуты»
и светские персоналии в Российском государстве первой
четверти 17 века
«В смутное время»
Художник С.В. Иванов
Царь Борис Годунов
Лжедмитрий
I
Василий Шуйский
Слайд 6Великий подвиг
святителей РПЦ в ликвидации «Смуты»
Священномученник патриарх Гермоген
Филарет Ростовский
(будущий патриарх)
Сильвестр Вологодский
Преподобный Галактион
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский
Архимандриты Троице – Сергиевой
Лавры: Иоасаф и Дионисий
Келарь Лавры Авраамий Палицын
Слайд 7Великий подвиг
святителей РПЦ в подавление «Смуты»
Патриарх Гермоген
(1606 –
1612 год)
«Патриарх Гермоген в оковах»
Художник: П. Иванов
Слайд 8Последние дни священномученника Гермогена
Заключенный в Чудов монастырь, патриарх Гермоген до
последних дней воссылал молитву к Богу об избавлении Отечества. Еще
пытались склонить старца, изнуренного постом и заключением, чтобы он отменил восстание городов на защиту Москвы. Ответ святителя был один: «Пусть удалятся ляхи!» Грозили ему злою смертью, - старец указывал им на небо, говоря: «Боюся Единаго, там живущаго!»
Слайд 9Святитель Филарет Ростовский в период «Смуты»
Митрополит Филарет Ростовский, будущий патриарх
Московский показал в своем лице образец доброго пастыря. Когда в
1608 году поляки возмутили Суздаль и Переяславль, верные ростовцы предложили митрополиту удалиться в Ярославль, но Филарет сказал: «Не бегством, а кровью должно спасать отечество. Великодушная смерть лучше жизни срамной. Есть другая жизнь и венец мучеников для христиан, верных царю и Богу» После падения Переяславля поляки митрополита пленили и увезли в Тушинский лагерь.
Слайд 10Пафнутьевский Боровский монастырь
Многие обители были разорены в Смутное время и
иноки умерщвлены за ревность вере и правде. В Николаевском Малоярословецком
монастыре убита вся братия, а в Спасо-Прилуцком, близ Вологды – 200 человек. Из них – 59 монахов было сожжено. Знаменитый Боровский монастырь преподобного Пафнутия был осажден врагами. Воеводой был князь Михаил Константинович. Вместе с воинами бились иноки. В итоге и иноки, и все защитники обители были умерщвлены.
Слайд 11Осада Троице-Сергиевой лавры в 1608 году.
Осада Троице-Сергиевой лавры длилась с
августа 1608 по
12 января 1610 года. Не смогли поляки
взять монастырь, отстояли его защитники благодаря молитве господу Богу. Все остальное время обитель Сергиева помогала всем лишенным крова и пищи, врачевала раненных и изувеченных. Архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын после смерти Гермогена рассылали по всем городам и полкам увещательные грамоты, призывающие к очищению земли Русской от врагов.
Слайд 12Увещательная грамота архимандрита Дионисия и келаря Авраама Палицына
«Вспомните истинную православную
христианскую веру, что все мы родились от христианских родителей, знаменались
печатию – святым крещением, обещались веровать в
Св. Троицу; возложите упование на силу креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтобы быть всем православным христианам в соединении и стать сообща против предателей христианских, Михайлы Салтыкова и иных, и против вечных врагов христианства, польских и литовских людей. Сами видите конечную от них погибель всем христианам, видите, какое разорение учинили они в Московском государстве, где святыя Божии церкви и Божии образы? Где иноки сединами цветущие, инокини добродетелями украшенныя? Не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием? Не пощажены ни старцы, ни младенцы грудные. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, чтобы вас самих та же лютая смерть не постигла. Пусть служилые люди без всякого мешкания спешат к Москве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам. Сами знаете, что всякому делу одно время надлежит, безвременное же всякому делу начинание суетно бездельно бывает; хотя бы и были в ваших пределах какия неудовольствия, для Бога отложите это все на время, чтобы всем вам сообща потрудиться для избавления православной христианской веры, пока к врагам помощь не пришла. Смилуйтесь, сделайте это дело поскорее, ратными людьми и казною помогите, чтобы собранное теперь здесь под Москвою войско от скудности не разошлось!»
Слайд 13Конец «Смуты»
4 ноября 1612 года Москва была
освобождена и в 1613 году царем был избран Михаил Федорович
Романов. Смута закончилась.
Келарь Авраамий Палицын читает грамоту об избрании Михаила Федоровича царем.
Архимандрит Дионисий благословляет Дмитрия Пожарского и воинство на брань за веру и отечество
Слайд 14Руководители второго ополчения, ставшие святыми благоверными.
Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебского монастыря
благославляет Козьму Минина и Дмитрия Пожарского
Святой благоверный Козьма Минин
Святой благоверный
Дмитрий Пожарский
Слайд 15Итог урока.
Припомним слова священномученника
Патриарха Гермогена:
«Прославляют любовь
к отечеству. Прославление справедливое и полезное! Бог да умножит в
отечестве нашем людей достойных такого прославления, но, славя любовь к отечеству, не забудем отдать должную славу благочестию, помощи Божественной, молитвам небесных граждан о земном отечестве. Любовь к отечеству возбуждается, действует и преуспевает только тогда, когда она одушевляется благочестием и утверждается помощью свыше».