Слайд 1Русская православная церковь во второй половине XIX века.
Слайд 2Самодержавие и церковь
Во второй половине ХIХв. идет
дальнейшее поглощение церкви государством, она становится частью государственной системы. "Огосударствлением"
руководит Синод.
Слайд 3 Самодержавие нуждалось в священнослужителях послушных и исполнительных. Их
деятельность должна была сводиться к разъяснению правительственной политики, подтверждению ее
правильности ссылками на учение Христа. Какое-либо вмешательство церкви в эту политику или ее критика заведомо исключались. Верховная власть не прощала служителям культа независимости суждений. Когда киевский митрополит Филофей позволил себе некоторые критические замечания об Александре III тот предложил освидетельствовать его умственные способности.
киевский митрополит Филофей
Слайд 4 В 1880 г. обер-прокурором Синода был назначен Константин
Петрович Победоносцев (1827-1907). При нем церковь окончательно сращивается с государством,
становясь одним из его учреждений. Преследуя демократическую и либеральную печать, Победоносцев обеспечил церковным изданиям массовые тиражи.
Слайд 5 С "охранительной" прессой церковная составляет одно целое. Политика
захлестывает ее страницы, оттеснив вопросы веры на второй план. В
правительственной печати все чаще прибегают к поддержке религии. На нее делается в 80- 90-е гг. основная ставка в обосновании законности и необходимости самодержавия. Тезис о божественном происхождении царской власти, о царе - помазаннике Божьем, закрепленный в Своде законов, делал ненужным доводы общественно- политического характера. Ссылками на Божий промысел и волю Провидения пестрят царские манифесты, указы, рескрипты.
Слайд 6Духовенство
Во второй половине ХIХ в. организация церкви
и церковная иерархия в основном сохраняются неизмененными. Число епархий, соответствующее
числу губерний, остается прежним, число приходов растет. К концу века в России бы около 37 тысяч приходских церквей, 720 соборных и около 2 тысяч действующих при государственных и общественных учреждениях.
Слайд 7 В пореформенной России духовенство теряет кастовую замкнутость: с
1867 г. в семинарии разрешено было поступать выходцам из всех
сословий. Отменяется и передача прихода по наследству. Приходские церкви лишь отчасти и далеко не всегда получали содержание от государства. Большинство белого духовенства существовало за счет прихожан.
Слайд 8 Во второй половине века в стране растет число
монастырствующих (черное духовенство). К концу 90-х гг. насчитывается 450 мужских
монастырей, где обитали 8 тысяч монахов о 7,5 тысячи послушников. Женских обителей к этому времена было 250. В них нашли приют 7 тысяч монахинь и 17 тысяч послушниц. По сравнению с дореформенным временем черно духовенство возросло в З раза.
Новоспасский мужской монастырь в Москве
Покровский женский монастырь.
Слайд 9 Среди штатных монастырей находившихся на содержании государства -
крупнейшими на протяжении 60-90-х гг. оставались лавры Троице-Сергиева и Александро-Невская.
В первые пореформенные годы выделялась Саровская пустынь в Тамбовской губернии, а также Козельская Оптина пустынь, сохранявшая свою особую роль до конца ХIХв.
Слайд 10 В монастырь шли поклониться мощам святых, за духовной
помощью, за физическим исцелением. Но более всего посещаемость того или
иного монастыря зависела от авторитета старцев, в нем обитавших. В 1860 г. старцем в Оптиной пустыни был избран Амвросий (Александр Михайлович Гренков), ставший здесь центром притяжения. Эффект его "душеполезны бесед" во многом определялся образом жизни Амвросия его аскетизмом, смирением.
Амвросий Оптинский
Слайд 11Родился он в Тамбовской губернии в семье пономаря и в 17 лет
ушел в монастырь. Несколько раз в жизни он тяжело болел,
бывал при смерти и всегда имел слабое здоровье. К 40 годам он еле ходил, не выносил холода и сквозняков, очень мало ел. И тем не менее ежедневно принимал толпы стекавшихся к нему людей и отвечал на десятки писем.
Беседа со старцем длилась обычно 10—15 минут. Тонкий психолог, он читал в душе своего собеседника как в открытой книге. Легким намеком он указывал ему на его слабость, заставляя серьезно о ней подумать. На встречи со старцем ехали простые крестьяне и горожане, купцы и военные, аристократы и интеллигенты. После беседы с ним Лев Толстой сказал: “Этот старец Амвросий совсем святой человек, поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога”. Беседовал со старцем и Ф. М. Достоевский. Многие его черты он запечатлел в образе старца Зосимы в романе “Братья Карамазовы”.
Слайд 12Несмотря на постоянные хвори, Амвросий воспринимал мир в светлых тонах.
Он считал, что “всякое торжество зла над добром бывает только
мнимое, временное”. Однако он предостерегал от обольщений насчет того, что по мере общественного прогресса совершенствуется и человек, как полагали многие мыслители в XIX в. “Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни”,—писал он. В нравственном же совершенствовании каждый человек должен сам, самостоятельно пройти свой путь, сверяя его с заповедями добра.
Пример Амвросия и других духовных подвижников показывал, что православная церковь обладала большой нравственной силой. Но обстановка в стране была такова, что эта сила в значительной мере не проявлялась. Некоторые служители церкви вовлекались в накопительство, в биржевой ажиотаж, забыв о своем призвании.
Слайд 13Русская православная церковь, жившая во многом представлениями прошлых веков, зависимая
от государства, в конце XIX в. начинает терять контроль над состоянием общества.
Патриархальная набожность крестьянина у некоторых рабочих сменялась равнодушием к религии и даже атеизмом. В деревне отход от церкви происходил медленнее и незаметнее. Но рабочие были тогда тесно связаны с деревней, их настроения передавались и части крестьян. К тому же церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе, особенно обострившемся к концу века. Поэтому влияние церкви слабело и в деревне. Со снижением же авторитета церкви общество теряло важный стабилизирующий фактор.