Слайд 1Школа и наука в Древней Греции
Слайд 2План урока
1.Древнегреческий алфавит и письменность
В афинской школе.
2.Гимнастическая школа-палестра.
3.Гимнасии-школы для взрослых.
4.Научные
знания в Древней Гре-ции.
Слайд 3Задание на урок
Что в наших учебных заведениях сохранилось из древнегреческих
школ?
Слайд 4
Колесо истории влево повернись,
Расскажи о прошлом, расскажи про жизнь
Про эпохи,
войны, про борьбу за власть,
Как сумели многие в историю попасть?
Слайд 5
"Клио - богиня,
наскучив с богами сидеть
На высоком
ОЛИМПе,
На землю решила спуститься
Премудрая Клио
Слайд 6Древнегреческий алфавит, письменность
На основе финикийского алфавита в VIII в.
до н.э. греки создали свой алфавит, в нем насчитывалось 24
буквы.
Давайте сравним эти два алфавита. В чем между ними разница?
по-финикийски: ТН, КС, по-гречески: ТОН, КОСА
Слайд 7Древнегреческий алфавит, письменность
Слайд 8Учебные заведения Древней Греции.
Школа – образование в Греции было платным.
В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек
учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.
Палестра (“пале” - борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще одну школу – школу борьбы (гимнастическую).
Гимнасий– взрослые афиняне, желавшие продолжить образование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости.
Слайд 9
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!
Слайд 10При обучении грамоте учитель читал вслух текст написанный на папирусе.
Ученики
смотрели на текст и старались запомнить написанное
Слайд 11Дети богатых афинян имели персональных педагогов.Это были старые и ни
на что дру-гое не годные рыбы.
В их обязанности входило сопровождение
ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный делал уроки.Рабы могли даже наказывать детей.
Слайд 12Несмотря на то, что в Грецию из Египта привозили папирус,
он не стал материа-лом для письма.
Стиль и тетрадь
В
греческих школах ученики писали на дощечках покрытых воском специальным пером-стилом.
Содной стороны сти-ло было острым.
Это позволяло цара-пать на воске буквы и рисунки.
С другого конца стило имело вид лопа-точки.
имможно было легко стереть написанное.
Слайд 13Наиболее важные тексты писались на пергаменте-специаль- но обработанной теля-чьей коже,
реже- на па-пирусе.
Благодаря этому уче-ники могли приобщи-ться к мудрости знаме-нитых
ученых и мудре-цов .
Слайд 14Греки считали, что человек должен быть гармонично разви-тым.
В школах очень
много времени уделяли музыке-учились иг-рать на инструмен-тах, пению и стихо-сложению.
Слайд 152.Гимнастическая школа-палестра.
С 12 лет мальчики посещали палестру- спортивную школу.
Здесь они
занимались гимнастикой-борьбой бегом ,прыжками, метанием копья и диска.
Слайд 163.Гимнасии-школы для взрослых.
Взрослые афиняне, желающие продол-жить образование, посещали гимнасии
Сначала в
них зани-мались спортом, но затем здесь стали выступать знаме-нитые ученые
и политики.
Слайд 17В Древней Греции были заложены основы прак-тически всех наук.
1-ой наукой
была мате-матика.
В 6 в.до н.э. Пифагор составил таблицу умно-жения.
Евклид заложил
основы современной геометрии провозгласив ее аксиомы.
4.Научные знания в Древней Греции.
Греки открыли правило
золотого сечения, кото-
рое они применяли при
строительстве храмов.
Слайд 18Гиппократ-отец медицины
Отцом современной медицины называют Гиппократа.
Он первым стал рас-сматривать
болезнь не как кару богов, а как естественное яв-ления.
В наши
дни все врачи дают «Клятву Гиппо-крата.
Слайд 19Геродот-отец истории
Отцом современной истории называют Геродота.
Он написал «Историю»
посвященную греко-персидским
войнам.
Слайд 20Эратосфен –отец географии
Первым в мире подсчитал длину окружности земного шара
Слайд 21
Парменид предположил, что Земля-шар
Слайд 22Сократ –отец философии
будил мысли о правде, добре и зле,
Слайд 23
Придется вспомнить, что нового мы узнали сегодня на уроке.
I. Составьте
расписание уроков:
I вариант – в греческой школе
II вариант – в
палестре
Слайд 24
II. Логическая цепочка. Что здесь лишнее и почему?
а) стиль, автоматическая
ручка, деревянная книжка;
б) Гиппократ, Геродот, Перикл.
Слайд 25
III. «Поймай ошибку» . Исправьте не менее 6 ошибок в
тексте:
Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги
проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
Слайд 26
IV. Познавательное задание.
Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то
раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!”
Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? А кого называют педагогами в наши дни?
Слайд 27
V.
а) подчеркнуть слова, которые имеют греческое происхождение: Школа, праздник,
бумага, стиль, хор, авторучка, арифметика, история, театр, полис, урок;
б) отметить
знаком “+ ” предметы, относящиеся к теме урока, знаком “-” - не относящиеся:
свиток, будильник, флейта, гласные и согласные буквы, деревянная книга, бутылек с лекарством, маски, счеты, атлет, розги, бумажная книга