Слайд 1Системно - деятельностный подход в обучении
истории и обществознания .
\
Слайд 2Три подхода к разработке стандартов:
Традиционный подход – «ЗУНовский» : знания,
умения и навыки.
Компетентностный – использование знаний в действии.
Системно-деятельностный -
единство системного, разработанного учеными нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и др.) и деятельностного (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.)
Слайд 3Системный подход
это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество
решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Слайд 4Деятельностный подход
психологические способности человека -это результат преобразования
внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Слайд 5Задача учителя – создать условия для саморазвития возможностей и
творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Слайд 6
Принципы построения обучения в
системно-деятельностном подходе
Деятельности- заключается в
том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а
добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений
Непрерывности– означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Слайд 7Минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность
освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной
ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 8Компоненты овладения знаниями
при системно-деятельностном подходе:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание
образа)
Самооценка .
Слайд 9Этапы познавательной деятельности
этап мотивационно-ориентировочный;
этап уяснения знаний;
этап отработки умений
(навыков);
этап контроля.
Слайд 10Современные технологии
проектное обучение
проблемное обучение
коллективная система обучения
дифференцированное обучение
развитие критического мышления
модульное обучение
игровая
деятельность
Слайд 11Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие
знаний вместе с детьми
Традиционный урок
Проблемно-диалогический урок
Слайд 13Формы деятельности учащихся на уроке:
Составление опорных конспектов в виде плана,
схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию,
расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений.
Слайд 14Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не
только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии,
явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
«Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
Слайд 15Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности
в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений
и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Слайд 16Исторические задачи
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: « Земля
ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального
питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».
-Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?
Слайд 17Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности
способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять
в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Слайд 18Работа над понятийным рядом
Эта работа включает разные этапы:
узнавание термина
определение его
и толкование смысла
раскрытие содержания и объема понятия
установление связей
понятия с другими и т.д.
Слайд 19Работа с понятийным рядом :
исключить лишнее понятие из ряд
определить
по понятиям тему
установить соответствие между понятиям
определить сходство и
различие
расположить в индуктивном порядке
расположить в дедуктивном порядке
расположить понятия в схеме так, чтобы увидеть взаимосвязь
Слайд 20Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:
Дискуссии
Дебаты
Игры, ролевые, деловые
Различные виды
групповых работ
Турниры знатоков
Слайд 21Игры
Карфаген богатейший город Северной Африки (Х) (верно)
Риму удалось поиграть первую
войну с Карфагеном (0) (неверно)
«Крестики –нолики»
Слайд 22Пиктограммы
Гиялигре (религия)
Кусстиво (искусство)
Слайд 23Практическое занятие
форма учебных занятий по истории, где на основе
ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи,
представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
лабораторные занятия;
групповые, фронтальные семинары;
конференции;
участие в проектах.
Слайд 26Вывод:
Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете.
Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений,
из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Слайд 27Список источников:
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения
/ С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. -
N 6. - С. 30-39
Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:http://festival.1september.
Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468