Слайд 1Содержательная и технологическая интеграция в предметной области «Общественные науки»
Как учить
результативно?
Слайд 2История - это
История – это исторический процесс (историческая реальность)
История –
это процесс изучения исторического процесса (наука)
История – это процесс передачи
исторической информации, накопленной в человеческой культуре подрастающим поколениям с целью формирования гражданской идентичности
Слайд 3Содержательные линии
A. Историческое время — год, век, тысячелетие, эпоха; периодизация
истории.
Б. Историческое пространство — историческая карта мира и России, ее
динамика; отражение на исторической карте основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Слайд 4Историческое движение
Человек в истории: а) условия жизни и быта людей
в различные исторические эпохи; б) потребности, интересы, мотивы действий людей;
б) восприятие мира, ценности;
Эволюция трудовой и хозяйственной деятельности человека, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
Формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этно-национатьных, религиозных и др.; социальные движения в истории;
4. Образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; основные вехи политической истории;
5. История познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования развитие духовной и художественной культуры; многообразие этических и эстетических систем и ценностей, вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
6. Развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Слайд 51. Локализация исторических событий, явлений во времени и в пространстве
определение
хронологической последовательности событий, их принадлежности к веку, эпохе;
указание периодов, этапов
в ходе
исторических событий, характеристика
оснований для периодизации отдельных событий, процессов;
определение местоположения различных объектов на исторической карте;
выявление изменений на исторической карте в рамках периода, века и т.д.
Слайд 62. Описание (реконструкция) прошлого
описание исторических объектов (предметов, сооружений, письменных памятников,
изображений и т.д.);
описание событий — рассказ о событиях, их участниках,
обстоятельствах (подразумевается разнообразие видов и организационных форм рассказаописания — на основании одного или нескольких источников, с составлением
простого или сложного плана, от лица участников событий, современников, историков и т.д.; выбор форм описания определяется ступенью и конкретными задачами обучения);
описание состояний — занятий, образа жизни и образа мыслей людей в разных обществах в разные эпохи.
Слайд 73. Работа с историческими источниками
описание внешнего вида источника
(его материала, способа
передачи информации, стиля, языка и т.д.);
нахождение (выявление) основных
и дополнительных фактов,
сопоставление их с другими известными данными определение назначения и принадлежности источника, характеристика
его создателя (автора), отнесение источника к той или иной группе
предположение о степени достоверности, объективном или субъективном характере источника
Слайд 84. Анализ, объяснение исторических
событий и явлений
соотнесение факта (единичного события) и процесса,
явления (определение принадлежности факта, события,
личности к тому или иному явлению,
процессу;
отбор фактов, относящихся
к определенному явлению, процессу;
составление систематических таблиц,
типологических рядов, классификаций; раскрытие проявлений общих
процессов, тенденций в конкретных
фактах);
Слайд 94. Анализ, объяснение исторических
событий и явлений
соотнесение факта (единичного события) и процесса,
явления (определение принадлежности факта, события,
ичности к тому или иному
явлению,
процессу; отбор фактов, относящихся
к определенному явлению, процессу;
составление систематических таблиц,
типологических рядов, классифика
ций; раскрытие проявлений общих
процессов, тенденций в конкретных
фактах);
Слайд 104. Анализ, объяснение исторических
событий и явлений
сравнение исторических событий,
ситуаций, явлений (сравнение по
задан
ным признакам, выявление общего
и различий;
сравнение на основе
самостоятельно установленных параметров
и критериев; суждение о том, чем объясняется в каждом случае своеобразие
сравниваемых событий, явлений);
Слайд 11объяснение причин и следствий,
обусловленности исторических событий
(указание возможных причин и след
ствий
событий; сравнение причин
и следствий однотипных событий «по
горизонтали»
и «по вертикали»; опреде
ление причин событий по следствиям
и следствий по причинам; классификация причинных связей по аспектам,
значимости и др.);
Слайд 12
объяснение направленности, тенденций исторических событий и процессов (рассмотрение исторических
ситуаций с
точки зрения альтернатив
развития, выбора; объяснение, почему
события сложились именно таким об
разом).
Слайд 136. Рассмотрение версий и оценок исторических событий и личностей
изложение и разъяснение
содержащихся в учебной и внеучебной литературе версий и оценок;
сопоставительное
рассмотрение нескольких оценок, выявление общего и различий;
суждение о том, какие взгляды, мотивы, критерии лежат в основе отдельных версий и оценок;
аргументированный выбор версии,
оценки из числа существующих в учебной и внеучебной литературе:
определение и обоснование собственного отношения к событиям прошлого и настоящего
Слайд 147.Применение знаний и умений в общении, социальной среде
применять исторические
знания для объяснения причин и сущности современных событий, оценки их
значения; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры — участвовать в создании школьных музеев, в учебных и общественных мероприятиях по поиску и сохранению памятников истории и культуры и др.).
Слайд 15Как учить результативно?
Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины,
связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему
"человек - техника - цель". В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Второй источник - сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди ... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка".
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии .
Педагогические технологии имеют два источника.
Слайд 16Определение «педагогической технологии»
Ключевое слово "ТЕХНОЛОГИЯ" греческого происхождения: techne - искусство,
мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука. Совокупно оно
отражает наивысший уровень знаний в конкретных видах человеческой деятельности.
Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, с помощью которых идет преобразование личности. Тем не менее, в науке непрерывно предпринимаются попытки подобного определения "педагогической технологии"
ЮНЕСКО трактует "педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования".
Во многих зарубежных изданиях, посвященных педагогическим технологиям, можно обнаружить такое определение: "педагогическая технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов" .
По характеристике японского ученого-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать "систематизацией образования".
М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: "Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели".
Слайд 17Признаки технологически организованного учебного процесса:
1. Постановка диагностичных целей.
2.
Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в
виде наблюдаемых действий учащихся.
3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников.
4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.
5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы.
6. Полная управляемость процессом обучения.
7. Гарантированность конечного результата.
Слайд 18Основные качества современных педтехнологий.
I Структура педагогической педтехнологии:
а) концептуальная
основа: краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию,
трактовке ее построения и функционирования:
целевые установки и ориентации;
основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
позиция ребенка в образовательном процессе.
б) содержательная часть: цели обучения, общие и конкретные;
содержание учебного материала:
ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН);
характер содержания образования;
дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
с) процессуальная часть – технологический процесс: организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; методы и формы работы учителя; диагностика учебного процесса:
особенности методики, применения методов и средств обучения;
организационные формы образовательного процесса;
управление образовательным процессом;
категория учащихся, на которых рассчитана технология.
Слайд 19II Методические качества.
Технологическая схема (карта)
– условное изображение технологии процесса с помощью разделения его на
отдельные функциональные элементы и обозначения логических связей между ними.
Научная база. Опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
Системность. Логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Управляемость. Возможность целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
Воспроизводимость. Возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Технология и содержание образования. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий различные компоненты проявляют различную степень консервативности. Чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. Технология и содержание образования адекватно отражают друг друга.
Технология и мастерство. Одна и та же технология осуществляется различными исполнителями точно по инструкции или творчески, присутствует определенная специфика, но определяющей является компонента, характерезующая используемые закономерности усвоения материала, состав и последовательность деятельности учащихся.
Слайд 20Конструирование образовательной технологии
1 этап - описание результата ( должен
быть описан диагностично)
2 этап - определение объема содержания темы, подлежащий
усвоению и составление технологической карты (в ней определяются требования к результату, микро цели, обеспечение достижения данного результата, объем содержания, действия ученика; типы заданий, которые он должен выполнить; формы проверки текущего результата.
Итогом является развертывание в единстве процессуальной и содержательной сторон учения, отраженное в технологической карте.
3 этап - проверка степени нагрузки и расчет необходимого учебного времени (время распределяется по дидактическим этапам).
4 этап - определение и выбор организационных форм.
5 этап - подготовка материалов для подготовки смотивированного компонента деятельности.
6 этап - определение системы упражнений и заданий в соответствии с целями, которые вы поставите.
7 этап - разработка контрольной работы.
8 этап - подготовка уроков.
Слайд 21От образовательной технологии к технологизации образовательного процесса
Технологизация образовательного процесса –
процедура трансформации и внедрения образовательных технологий в реальный процесс предметного
обучения
Слайд 22Направления технологизации предметного обучения
Создание и внедрение новых систем обучения в
соответствии с принципом технологичности;
Применение общепринятых и инновационных технологий в предметное
обучение;
Комбинирование технологий в методической системе научения предмету
Слайд 23Когнитивные технологии
Цель – освоение знаний о важнейших событиях, процессах, отечественной
и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности на
представленческом или теоретическом уровнях.
Средство – слово учителя, текст учебника, наглядность
Форма организации - информационные деятельностные задания
Методические приемы – описание, повествование, объяснение, характеристика, рассуждение
Приемы учения – восприятие, анализ, синтез, общение, классификация
Результат – знает/понимает
Демонстрирует познавательную компетентность
Слайд 24Праксеологические технологии
Цель –овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с
различными источниками исторической информации на репродуктивном или продуктивном уровнях,
Средство
– слово учителя, текст учебника, наглядность, исторические докменты
Форма организации – самостоятельные практические деятельностные задания в форме задач, заданий и упражнений
Методические приемы – показ образца, постановка задания, составление планов, схем, графиков, таблиц.
Приемы учения – тренировка, работа по алгоритму
Результат – умеет: соотносить, использовать текст, показывать, соотносить, объяснять
Демонстрирует информационную компетентность
Слайд 25Импрессивные и экспрессивные технологии
Цель – формирование ценностных ориентаций в
ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями, усвоение
опыта эмоционально-ценностного отношения к социальным объектам.
Средство – слово учителя, художественная литература, наглядность
Форма организации –нравственно-оценочные ситуации, поступки людей, отношение к исторической личности
Методические приемы – образное описание, художественная реконструкция, образное повествование, персонификация, драматизация
Приемы учения – оценочные высказывания, актуализация нравственного опыта, демонстрация отношения
Результат – проявляет отношение, объясняет исторически сложившиеся нормы социального поведения.
Демонстрирует ценностно-смысловую компетентность
Слайд 26Герменевтические технологии
Цель – применяет знания и представления об исторически сложившихся
системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном обществе;
усвоение опыта деятельности с историческими источниками
Средство – исторические документы
Форма организации – организация исследовательской деятельности
Методические приемы – показ образца решения исследовательской задачи, создание проблемных и альтернативных ситуаций, постановка проблемных заданий
Приемы учения – постановка гипотез, подготовка проектов
Результат – умеет высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России, понимает причины и историческое значение событий и явлений для современной жизни, извлекает уроки
Демонстрирует методологическую, исследовательскую компетентность
Слайд 27Коммуникативные технологии
Цель – усвоение опыта общения
Средство – слово учителя,
текст учебника, наглядность, научно-популярная и художественная литература
Форма организации –коммуникативные деятельностные
задания
Методические приемы – дискуссии, дебаты, выступления с докладами, сообщениями, рефератами, проектами, беседы
Приемы учения – выступления, рассказы, обмен оценочными суждениями
Результат – порождает текст и демонстрирует собственную позицию, вступает в диалог, рассказывает.
Демонстрирует коммуникативную компетентность
Слайд 28Критерии выбора технологии
1. Реализуемая цель формирования исторического сознания (компонент)
2. Характер,
объем, сложность и значимость изучаемого исторического явления, процесса, события (информационный,
операционный, ценностный, коммуникативный)
3. Сформированность общеучебных и предметных умений, связанных с усвоением исторической информации (обученность учащихся)
4. Потенциальные возможности учащихся, обеспечивающие возможность достижения более слоных результатов обучения (обучаемость)
5. Объем учебного времени, отводимого на изучение материала
6. Уровень методической подготовленности учителя, его готовность преодолевать затруднения в проектировании урока:
- индивидуальные особенности учителя
- поиск и обновление своего методического багажа
- подбор дидактического материала и учебных задач
7. Характер средств обучения, которыми располагает учитель