Слайд 1Создание новой российской государственности
Слайд 2Выбор политического курса.
Как и в начале XX в., новая российская
государственность рождалась в атмосфере хаоса и безвластия. Содержание и последовательность
политических и экономических реформ диктовались кризисным состоянием социалистического строя, а не субъективным выбором тех или иных политических лидеров.
Слайд 3
К концу 1991 г. в стране складывается весьма сложная социально-экономическая ситуация.
За год национальный доход снижается более чем на 11 %, падает
промышленное производство, уменьшается производство нефти и угля, пищевой продукции. В разряд дефицитных переходят практически все виды потребительских товаров.
Слайд 4
К началу ноября 1991 г. валютные запасы страны полностью исчерпываются, и
Внешэкономбанк прекращает все платежи за границу, за исключением платежей по
обслуживанию внешнего долга, который к этому времени достигает 76 млрд долларов. Угроза реального голода нависает над страной.
Слайд 5
«Перестройка» расшатала устои советской системы, но практически не создала политико-экономических
основ капиталистического строя.
Слайд 6
Осенью 1991 г. государственные органы СССР фактически перестают функционировать как органы
власти. Попытка создать новый союзный государственный аппарат в форме Межреспубликанского
экономического комитета (МЭК) заканчивается провалом. Бывшие союзные республики отказываются выполнять экономические обязательства перед Союзом.
Слайд 7
Одновременно союзная бюрократия растаскивала федеральную собственность по срочно создаваемым «концернам»
и «ассоциациям». Процесс спонтанной приватизации захватывает регионы страны.
Слайд 8
Ситуация в стране осложнялась бездействием демократических сил, не имевших ясной,
проработанной программы системной трансформации. Исчезновение врага в лице КПСС вызвало
в их рядах раскол и апатию.
Слайд 9
Нарастающий хаос и социальное напряжение требовали от российского руководства срочно
осознать новую реальность, сформировать национальные государственные институты, определить цели и
задачи внешней и внутренней политики Российской Федерации, решить наиболее острые социально-экономические вопросы, наконец, запустить конкурентно-рыночные механизмы.
Слайд 10
Совпадение во времени задач, которые в других странах решались в
разное время, неимоверно осложнило деятельность правительства Б. Н. Ельцина. Создание
основ нового социально-экономического строя происходило в обстановке острого дефицита предпосылок для него. В силу исторических причин советские люди имели лишь крайне негативные представления о капитализме и рынке, а потому не испытывали желания участвовать в их создании.
Слайд 11
Президент Б. Н. Ельцин ни в одном из своих программных
выступлений 1991–1992 гг. не говорил о капитализме как о конечной цели
начинающихся структурных реформ.
Слайд 12
Таким образом, вопрос, куда должна идти Россия, чтобы не утратить
свои государственные и международные позиции, фактически был оставлен без ответа.
В силу этого внутриполитическая ситуация в стране осенью 1991 г. оставалась неопределенной, российское общество жило смутными ожиданиями перемен.
Слайд 13
По тем же причинам не был реализован реальный шанс реорганизации
старой государственной машины на демократической основе, т. е. посредством перевыборов Советов
всех ступеней. После распада СССР Б. Н. Ельцин явно не хотел «раскачивать лодку».
Слайд 14
Выборы в Советы были отложены, и старая номенклатура продолжала действовать
в Советах и в хозяйственных структурах. Между новым российским руководством
и прежней партийно-хозяйственной элитой возникло не скрепленное никакими формальными договорами, но вполне определенное согласие, суть которого состояла в отказе от демонтажа советской системы и реформировании ее лишь в ограниченных пределах.
Слайд 15
Союз политической элиты, новой и старой, стал основой послеавгустовской переходной
российской государственности. В результате все — от армии до КГБ,
от прокуратуры до отделов социального обеспечения — было сохранено.
Слайд 16
Изменения коснулись лишь аппарата КПСС (он был распущен, а здания
ЦК КПСС опечатаны). Президент решительно отказался от люстраций (отдаче под
суд за прошлое), на чем настаивали наиболее радикальные демократы. Интуитивно решив проблему консенсуса (между правящими и оппонирующими политическими силами, избежав «охоты на ведьм»), новое российское руководство смогло начать реформы.
Слайд 17
Однако традиционный для российского общества ценностный раскол существенно затруднил решение
этой задачи, постоянно провоцируя подрыв достигнутого гражданского согласия.
Слайд 18
Кризис и распад советской системы совпали с финансово-бюджетным кризисом, поэтому
осенью 1991 г. перед политическим руководством России наряду с главной задачей
— переходом к рынку и формированием развитой системы отношений частной собственности — стоял не менее острый вопрос остановки инфляции и обеспечения стабильного экономического роста.
Слайд 19
Бездействие российского правительства в первое время после августовских событий негативно
сказалось на развитии социально-экономической ситуации.
Слайд 20
Неясность экономических перспектив, дискуссии о предстоящей денежной реформе и повышении
розничных цен толкнули население России на скупку товаров, создание запаса
предметов первой необходимости. В результате из магазинов исчезли и те немногие, еще остававшиеся с горбачевских времен товары.
Слайд 21
Введение принципа распределения товаров среди населения по карточкам и талонам,
организация распродаж на предприятиях не смогли улучшить ситуацию. «Голодные очереди»
становятся важнейшим фактором политики, способствуя усилению противостояния политических сил.
Слайд 22
В этой обстановке начинают постепенно возвращаться к активной политической жизни
коммунисты, создавшие несколько партий. В итоге уже на начальном этапе
посткоммунистической трансформации опора политического режима резко сузилась. Положение осложнялось также нарастающей угрозой распада самой России, созданной в свое время на тех же принципах, что и Союз.
Слайд 23Сохранение целостности Российского государства.
Судьба российской государственности в 1991–1993 гг. во
многом определялась противостоянием республиканских региональных властей и федеральной власти.
Слайд 24
Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нарастании центробежных, сепаратистских
тенденций внутри России. В их основе лежало желание регионов самостоятельно
распоряжаться плодами своего труда.
Слайд 25
Неудачи в реформировании общества подтолкнули автономии к поиску выхода из
кризиса на путях решения собственно национальных проблем через обособление от
других этносов. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания большинства населения республиканско-хозяйственная элита, умело апеллируя к реальным фактам национальной дискриминации, требовала преимущественных прав на территорию, ресурсы титульным национальностям.
Слайд 26
Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г. К лету
этого года десятки субъектов Федерации — Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха),
Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет.
Слайд 27
Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию, другие выступали
за реальный федерализм, т. е. четкое разделение сфер ответственности и полномочий
центра и мест с учетом природно-климатических и социально-политических различий регионов.
Слайд 28
Третьи, опасаясь экономической неэффективности федерации, построенной по этническому, а не
территориально-экономическому принципу, а также перерастания «асимметрии» в конфедерацию, требовали ликвидации
существующих республик, краев и областей и создания на их месте губерний, жестко подчиненных центру.
Слайд 29
Претензии республик и других национальных образований в России на особый
статус, а тем более на выход из нее, грозили полным
распадом страны и междоусобицей. В этих условиях правительство Российской Федерации проводило непоследовательную национально-государственную политику.
Слайд 30
Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный
Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от
России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе.
Слайд 31
Продолжалось субсидирование из федерального бюджета республик, взявших курс на отделение
от России. Лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновения
между осетинами и ингушами президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Слайд 32
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный
договор, работа над которым началась еще в 1990 г. Еще в
ходе обсуждения проектов договора стало очевидно, что идея национальной государственности за годы Советской власти пустила глубокие корни и вернуться к территориальным образованиям невозможно.
Слайд 33
Поэтому были отвергнуты и возврат к дореволюционному губернскому устройству на
территориальной основе, и федерация национальных государств с преимущественными правами на
территорию титульных наций и минимальными полномочиями федерального центра.
Слайд 34
Подписанный 31 марта 1992 г. большинством субъектов Федерации, за исключением Татарстана
и Чечни, Федеративный договор разграничил в общих чертах полномочия общефедеральных
органов и органов субъектов Федерации. Тем самым внутриполитическое напряжение в стране резко снизилось, частично прекратилась война законов.