Слайд 1"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Средневековый город и его обитатели
6 класс
Хомякова Светлана Петровна
Учитель истории, обществознания
МОУ
Нижнеаремзянской СОШ
Слайд 2"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Слайд 3"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
План урока
Возникновение средневековых городов
Ремесло в средневековом городе
Развитие торговли в средневековой
Европе
Борьба городов с сеньорами
Слайд 4"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Задание
В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Чем
объясняется рост городов во второй половине средневековья?
Слайд 5"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
1. Возникновение и рост городов в Европе
Слайд 6"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Места возникновения средневековых городов
Слайд 7"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Места возникновения средневековых городов
Слайд 8"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Город –
центр ремесла и торговли
Слайд 9"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Ремесло –
мелкое ручное производство
Слайд 10"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
2. Ремесло в средневековом городе
Мастерская оружейника
Слайд 11"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Мастерская ремесленника
Что представляла собой мастерская?
Какие орудия труда использовались в мастерской?
Кто
владел мастерской?
Трудился ли в мастерской её владелец?
Кто работал в мастерской кроме мастера?
Кому принадлежали изделия?
Как ремесленники сбывали произведенные ими изделия?
Слайд 12"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Дополните смысловой ряд
Слайд 13"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Задание
Подмастерья получали от мастера плату за свой труд. Они жили
в доме мастера и питались с ним за одним столом, нередко женились на дочерях мастера. Накопив деньги на обзаведение собственным инвентарем и сдав экзамен (изготовив шедевр), подмастерья обычно становились мастерами.
Что позволяет говорить о двойственном положении средневековых подмастерьев?
Слайд 14"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Цех –
союз мастеров одной специальности
Слайд 15"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Задание
В XIII веке в Париже было около 100 цехов, а
в конце XIV столетия до 350; в Лондоне число цехов за это время возросло с 50 до 100.
Почему число цехов росло?
О чём это свидетельствует?
Слайд 16"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Вредны или полезны цехи?
Это противоречие разрешается во времени:
С XIв. до
середины XIVв.цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;
Со 2-ой половины XIV в. до конца XV в. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.
Слайд 17"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Натуральное хозяйство
Товарное хозяйство
Продажа гончарных изделий
Покупка ткани
Продажа ювелирных изделий
Покупка
продуктов
Выпечка хлеба
Изготовление орудий труда для семьи
Определите, что относится к товарному хозяйству, а что к натуральному хозяйству
3. Развитие торговли
Слайд 18"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Развитие торговли
Оживление торговли
потребовало
улучшения дорог.
Дешевле и удобнее
было перевозить
товары по
рекам и
морям.
Были значительно
усовершенствованы
корабли.
Слайд 19"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Средневековая ярмарка
Слайд 20"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Ярмарка –
ежегодные торги, в которых принимали участие купцы из
разных стран
Слайд 21"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
МЕНЯЛЫ→
РОСТОВЩИКИ→
БАНКИРЫ
Объясните схему
Слайд 22"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Задание
Венецианский купец направляется на ярмарку в Шампань. Каким путем он
поедет? Какие товары он может туда повезти? Какие трудности и опасности ждут его на этом пути?
Слайд 23"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
4. Борьба городов с сеньорами
Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов
мешали развитию ремесла и торговли в городах
Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны
Результат: создавались органы самоуправления в свободных городах
(в Германии глава городского совета – бургомистр, в Англии и Франции - мэр)
Слайд 24"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Коммуна –
независимый город, управляемый собственным городским советом, имевшим право
объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету
Слайд 25"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Слайд 26"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Задание
Докажите, что истоки демократических порядков в странах Западной Европы частично
коренятся в обычаях средневековых городов?
Слайд 27"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
По горизонтали:
1. Город, добившийся самоуправления,
то есть независимости от
сеньора.
Слайд 28"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
По горизонтали:
2. Союз средневековых купцов.
1
1
Слайд 29"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
По горизонтали:
3. Союз средневековых ремесленников одной специальности
1
1
2
Слайд 30"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
По вертикали:
1. Член цеха ремесленников.
1
1
3
2
Слайд 31"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
По вертикали:
2. Союз немецких городов
2
1
1
3
Слайд 32"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
По вертикали:
3. Изделие самого высокого качества, по которому судили о
мастере.
1
1
2
3
Слайд 33"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
1
1
2
3
3
Слайд 34"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Домашнее задание.
1.§ 13, 14
2. ответить на вопросы §13, вопросы
3,4, §14, вопрос 3
3. По выбору:
* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики», «Города и сеньоры»
* Написать письмо от имени средневекового жителя.
* Нарисовать средневековый город.
Слайд 35"Образовательный портал Мой университет - www.moi-universitet.ru факультет "Реформа образования" -
www.edu-reforma.ru"
Спасибо за сотрудничество!