Слайд 1Теория и методика школьного исторического образования в России
© С.К. Свечников
2006
svechnikov-sk@mail.ru
Слайд 2Этапы процесса реформирования системы школьного исторического образования
1988 – 1992 гг.
– распад прежней системы исторического образования и поиск подходов к
построению новой системы.
1992 – 1996 гг. – начало разработки стандартов исторического образования, попытка перехода на концентрическую систему.
1996 – 1999 гг. – продолжение разработки стандартов, принятие концентрической системы, усиление международного сотрудничества в области исторического образования.
C 2000 г. – критическое переосмысление итогов реформы образования в 90-е годы и поиск новых приоритетов его развития, начало модернизации исторического образования.
Слайд 3Проблемы построения современной системы исторического образования
Поиск соотношения между традициями, преемственностью
и новациями
Поиск соотношения российского и международного опыта
Определение оптимального баланса между
историей всеобщей, российской, региональной и местной (локальной)
Учет факторов, определяющих тенденции развития образования в целом
Слайд 4Эволюция исторического знания и преподавания истории в школе
Слайд 5Топические уровни
В.С. Ефимова и Д.В. Лаптевой
Слайд 6Линейная структура
(1934 -1959, 1965-1993 гг.)
Достоинства
последовательно раскрываются этапы развития общества;
предстает
широкая панорама прошлого;
имеется возможность свободного обзора основных событий;
помогает школьникам понять
причинно-следственные связи и закономерности;
сведена к минимуму опасность дублирования тем;
общее содержание легко поддается корректировке.
Недостатки
изучение ранних периодов истории только в V-VIII классах;
история преподается бегло, «галопом по Европам»;
преподаватели акцентируются на информативных задачах преподавания;
выпускники основной школы не получают знания по всему школьному курсу истории.
Слайд 7Концентрическая структура
(1959 -1965 гг. и с 1993 г.)
Недоработки 1959-65
гг.
не удалось выявить различия между содержанием элементарного и систематического курсов;
сократился
запас фактических знаний;
ученики не умели раскрыть причинно-следственные связи, закономерности;
упрощенное толкование событий, описательность;
неумение выпускников сопоставлять явления из отечественной и всемирной истории
Преимущества нового варианта
историческое образование превращается в постоянный, последовательно усложняющийся процесс;
более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории;
в старших классах события ранней истории рассматриваются на более высоком проблемно-теоретическом уровне;
возможность систематизации и обобщения исторического материала во втором концентре;
профильное и модульное обучение во втором концентре, ориентированное на интересы и профориентацию старшеклассников
Слайд 8Пропедевтический курс
Традиционный вариант
Курс «Рассказы по истории Отечества»
Изучаются наиболее яркие и
значительные факты из прошлого России
Главные усилия сосредотачиваются на усвоении информации,
чтении и пересказе учебных текстов, запоминании дат, понятий и т. п.
Новые варианты
Курсы, основным содержанием которых являются вспомогательные исторические дисциплины
Акцент переносится на формирование образного мышления и развитие эмоциональной сферы школьников
Целью является развитие широкого круга умений, необходимых для активного и творческого изучения истории
Слайд 9Первый концентр
Основная цель – формирование у учащихся понимания самоценности культуры
каждого народа, каждой эпохи.
Раздельный либо интегрированный курсы отечественной и всеобщей
истории при приоритете истории России (2:1).
Сочетание событийно-хронологического и проблемно-блочного принципов оформления содержания.
Слайд 10Второй концентр
К историко-хронологическому делению добавляется структурное историческое рассмотрение основных компонентов
общества.
Переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу
фактов.
Ориентация на развивающее обучение.
Приоритет отечественной истории не за счет увеличения объема знаний, а посредством включения проблем российской истории при анализе глобальных исторических проблем.
Культурологический подход к историческому процессу, внимание к социокультурным тенденциям.
Слайд 12«Старые» учебники
Написаны в советские годы и переделанные с учетом политической
конъюнктуры.
Сквозь обновленный текст проглядывают прежние схемы.
Стереотипы мышления, присущие советской историографии.
Традиционная
структура методического аппарата.
Слайд 13Учебники «нового поколения»
Отказ от моноидеологии.
В центре внимания люди.
Понятийная система сменилась
образной.
Главная цель авторов – пробудить чувства и эмоции.
Усиление доли фактологического
материала.
Информационная избыточность текста.
Новые выразительные способы изложения.
Многоуровневая система образов.
Новый способ формулирования названий параграфов.
Дополнительный текст – самостоятельный источник знаний.
Развернутые пояснительные тексты (комментарии, справки, словари).
Новая иллюстративная метасистема.
Сквозная сеть вопросов и заданий.
Слайд 14Общие подходы к анализу урока
Осмысление учителем значимости и места конкретного
урока в формировании у школьников исторических представлений.
Направленность всех педагогических действий
на раскрытие нравственного потенциала истории и ее личностной значимости.
Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому восприятию мира.
Создание на всех этапах урока оптимальных условий для проявления творческой индивидуальности учащихся.
Конструирование учебного занятия по «нарастающей».
Мотивация отбора содержания с учетом как традиционных, так и нетрадиционных факторов, обучение работе по алгоритму.
Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблемам урока.
Рефлексия собственных учебных достижений каждым школьником и их анализ учителем
Слайд 15Типология названий уроков истории
Время и место действия.
Вопросительная форма.
Сквозная линия (принцип
«от… до (к)…»).
Заимствованное из художественных и исторических текстов.
Прием «отстранения», т.е.
освещения знакомого факта под новым углом зрения.
Проблемные ситуации (принцип «или-или»).
Недописанные ключевые слова.
Скрытый план.
Самостоятельный выбор учащимися из предложенных учителем вариантов.
Вычленение учащимися ведущей проблемы.
Графическое оформление.
Расстановка учащимися знаков препинания.
Слайд 16Типология хронологических заданий
Тесты на соотнесение года с веком.
Стандартные задачи («сколько
лет назад?», «на сколько лет одно событие произошло раньше/позже другого?»,
«сколько лет продолжалось?», «в каком году произошло событие, сели оно произошло Х лет назад?»)
Нестандартные задачи, основанные на другой (нехристианской) системе летоисчисления.
Хронологические уравнения, напоминающие сложные арифметические примеры.
Хронологические уравнения со знаками (равенства, тождества, аналогии (=), противоположности (↔), следствия (→)).
Рисунки по датам.
Тестовые задания: с выбором ответа, на восстановление соответствия, на группировку информации, на «исключение лишнего», с ограничениями на ответы.
Знакомство с календарями изучаемых стран.
Исторические игры (чайндаты, домино, лото, кроссворды и т. д.)
Слайд 17Типология картографических заданий
Универсальные:
- локализация исторических фактов по карте;
-
анализ содержания исторической карты с привлечением знаний из других источников;
-
локализация исторических фактов по карте с элементами анализа ее содержания для решения проблемных задач;
- творческие образные задания.
Тесты:
- с несколькими вариантами выбора;
- восстановление соответствия;
- группировка по разнообразным критериям;
- соотношения по аналогии;
- «исключение лишнего»;
- определение последовательности;
- с ограничениями на ответы.
Картографический диктант.
Задания, условно именуемые «Маршруты», «Путешествия», «Походы» (узнавание фактов по контуру движения).
Задания, рассчитанные на образное воображение.
Задания, направленные на выяснение происхождение топонимов и этнонимов.
Задание на отыскание родины привычных предметов, продуктов питания, одежды и т. п.
Картографические домино, лото, кроссворды и т. п, познавательные задачи.
Слайд 18Тестовые задания для проверки формализованных знаний
I. Тесты специальных способностей и
достижений:
с несколькими вариантами выбора;
альтернативные задания;
восстановление соответствия.
II. Тесты интеллекта:
группировка исторической информации;
определение
аналогии;
«исключение лишнего».
III. Тесты со свободными ответами:
с ограничениями на ответы (заполнение пропусков в тексте);
со свободными ответами.
Слайд 19Познавательные задания для проверки субъективированных знаний и умений
Логические задания –
мыслительные задания, активизирующие преимущественно абстрактно-логическое мышление учащихся.
Проблемные задания – особый
вид логических заданий, построенных на несоответствии наличного уровня знаний и умений ученика к требующемуся для решения поставленной задачи.
Образные задания – задания, обучающие видеть, адекватно усваивать и воспроизводить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей – участников исторического процесса.
Слайд 20Формы итоговой аттестации учащихся
Экзаменационные билеты
Собеседование
Рефераты
ЕГЭ
Слайд 21Дополнительная литература
Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе:
Практическое пособие для системы постдипломного образования. М., 2002.
Вяземский Е.Е. Школьное
историческое образование в современной России: Вопросы модернизации. М., 2005.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. М., 1999.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: основы профессионального мастерства. М., 2002.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории: Практическое пособие. М., 2003.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для вузов. М., 2003.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). М., 1999.
Голышева З.В. Психолого-педагогические критерии оценки исторических знаний. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. М., 1995
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1998.
Гречко И.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.
Изучение истории на профильном уровне в современной школе: Сборник учебно-методических материалов. М., 2006.
Историческое образование в современной школе: Альманах. М., 2004. Вып.1-4.
Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. М., 2000.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для учителей. М., 2000.
Коваль Т.В. Содержание и современные технологии преподавания истории. М., 2001.
Настольная книга учителя истории / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2001.
Преподавание истории и обществознания в школе. (Журнал, издается с июля 2000 г.).
Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.
Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век: Пособие для учителя. М., 2006.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для вузов. М., 2000.