Слайд 1Василий Андреевич Жуковский
1783-1852
«Здесь несчастье –
лживый сон;
Счастье –
пробужденье»
Презентации
Слайд 2 Василий Андреевич Жуковский родился 29 января
(9 февраля) 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской
губернии.
Дом Жуковского В.А. в селе Мишенском
Слайд 3 Он был внебрачным ребенком богатого помещика Афанасия
Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, муж которой был убит
при осаде русскими войсками крепости Бендеры. Ее привез в имение крепостной Бунина, участвовавший в этой осаде. Проживающий в доме обнищавший дворянин Андрей Григорьевич Жуковский усыновил маленького Василия и дал ему свое имя.
Афанасий Иванович Бунин
Слайд 4 Рос Жуковский в особой атмосфере.
Его окружали природа и женское общество: матери, родная и приёмная,
сводные сёстры, племянницы.
Хотя он был окружён той же заботой и лаской, что и другие дети, положение воспитанника в чужой семье оказало влияние на формирование характера – меланхоличного и мечтательного. С ранних лет у мальчика было развито воображение, он хорошо рисовал. Несомненный талант художника также способствовал развитию у Жуковского романтического восприятия природы.
Слайд 5 Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе,
затем, с 1797 по 1801 год, - в Благородном пансионе
при Московском университете.
Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи, а в 1802 г. приобрел известность, опублико-вав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище».
Слайд 6М. Протасова. Рисунок карандашом В.А. Жуковского. 1811 г.
В
том же 1802 году Жуковский начал занятия со своими племянницами
Прота-совыми. К одной из них – Марии Андреевне Протасовой (в замужестве Мойер) – поэт испытал чувство глубокой любви, которое нашло выра-жение во множестве элегий, песен и баллад.
Слайд 7Мария Андреевна
Протасова
Песня
Мой друг, хранитель-ангел мой,
О ты, с которой
нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой;
Но где для страсти выраженья?
Во всех
природы красотах
Твой образ милый я встречаю;
Прелестных вижу – в их чертах
Одну тебя воображаю.
Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить – одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.
1 апреля 1808 год
Слайд 8Мария Андреевна
Протасова
Песня
В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать
мечтаю;
Твой образ, забываясь сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со
мной во сне не расстаётся;
Проснусь - и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснётся.
Ах! Мне ль разлуку знать с тобой?
Молчишь – мне взор понятен твой,
Для всех других неизъяснимый;
Я в сердце твой приемлю глас;
Я пью любовь в твоём дыханье…
Восторги, кто постигнет вас,
Тебя, души очарованье?
1 апреля 1808 год
Слайд 9Мария Андреевна
Протасова
Песня
Тобой и
для одной тебя
Живу и жизнью наслаждаюсь;
Тобою чувствую себя;
В тебе природе
удивляюсь.
И с чем мне жребий мой сравнить?
Чего желать в толь сладкой доле?
Любовь мне жизнь – ах! Я любить
Ещё сто крат желал бы боле.
1 апреля 1808 год
Слайд 10В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном и
откликнулся на войну поэмой
«Певец во стане русских воинов»
В 1808
– 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы»
Слайд 11В 1813 году Жуковский, который никак не мог забыть Машеньку
Протасову, поехал к ней, но у же не в Белево,
а в Дерпт, куда переехала вся ее семья. Только убедившись, что она влюблена в профессора Дерптского университета И.Ф. Мойера и собирается за него замуж, Василий Андреевич благословил ее и вернулся в Россию. Несчастному влюбленному были позволены лишь дружеские отношения, которые прервались в 1823 году после смерти Марьи Антоновны от родов.
Слайд 12М.А.Протасова
(в замужестве Мойер).
Рисунок карандашом В.А.Жуковского. 1820 г.
Слайд 13Жуковский В.А. - Пейзаж с замком
Слайд 14 С 1815 по 1818 год входил в
литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В
начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы.
С 1815 по 1839 год служит при дворе.
В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом.
Николай I
Слайд 15 В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского
языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице
Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II).
Александр II
Мария Федоровна
Слайд 16 Александр II отпустил на волю своих крестьян.
Александр II
Преданный монархии, Жуковский требовал от монарха любви к
народу, осуждал крепостное право как зло, несовместимое с нравственным досто-инством человека.
Слайд 17 Будучи человеком добрым и отзывчивым, Жуковский взял
на себя нелегкую миссию: использовать свою близость ко двору для
помощи всем, кто в этом нуждался,
особенно русским
литераторам.
Он хлопотал
За них, как умел.
Помогал Пушкину, улаживал его конфликты, заступался за декабриста Николая Тургенева, хлопотал за Гоголя, добивался выкупа из крепостной неволи Шевченко, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов. Василий Андреевич не был борцом — он был добрым другом.
Слайд 18Творчество В.А.Жуковского
Жуковский положил начало развитию русского романтизма.
Человеческой душе, по мысли Жуковского,
присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека.
Слайд 19 Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью
и тихим «томлением».
Счастье может
быть обретено только в потустороннем мире.
Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.
Элегия* – лирическое стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением.
Слайд 20 Все, что создает Жуковский, проникнуто особыми романтическими мотивами, в
которых находят отражение чувства, мысли, настроения, переживания лири-ческого героя. Их
можно выделить и в балладах, и в любовной лирике, но, пожалуй, наиболее отчетливо эти романтические мотивы проявляются в пейзажной лирике, к которой относится стихотворение «Вечер» 1806 года.
Слайд 21Элегия «Вечер»
Уж вечер... Облаков померкнули края.
Последний луч зари на башнях
умирает:
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает
...Луны ущербный лик истает
из-за холмов...
О тихое небес задумчивых светило.
Слайд 22В пейзаже, при всей его романтической элегичности, легко угадываются реальные
приметы родных для поэта мест:
Как солнца за горой пленителен
закат — Когда поля в тени, а рощи отдаленны
И в зеркале воды колеблющийся град Багряным блеском озаренны...
Слайд 23 Отсюда интимность переживаний поэта, выраженных
в стихотворении, а в событиях его жизни — источник основных
мотивов этой элегии. За три года до ее создания умер ближайший друг Жуковского Андрей Тургенев — ему было всего 22 года! Эта смерть потрясла поэта, заставила задуматься о быстротечности жизни, о преследующих человека утратах. Отсюда мотив тоски и памяти об ушедшем:
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем...
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Слайд 24О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны
и музам и свободе?
Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?
Где
клятвы, данные природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою.
Тащиться осуждён до бездны гробовой?
Вопрос следует за вопросом — и все они касаются одной проблемы в природе нет несправедливости, потому что сменяется весна, лето, осень, зима, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность.
Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание — он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение.
Слайд 25 В этой элегии молодой русский поэт заговорил не
только о своих сокровенных раздумьях. Жуковский поднял проблему общечеловеческую. Вопрос
о смысле бытия, о смерти и бессмертии, о назначении человека волновал всегда.
В элегии создан особый лирический пейзаж, который стал открытием для русской литературы. Особенность его состоит в том, что изображение природы в стихотворении не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя.
Слайд 26Элегия «Море»
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо;
ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой
мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Слайд 27Элегия «Море»
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к
себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься
его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Слайд 28Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя
—
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь
враждебную мглу...
Элегия «Море»
Слайд 29И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты
долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе
тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Элегия «Море»
Слайд 30 В.А. Жуковский – осново-положник русской литературной
баллады.
Баллада* – лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом
исторического или бытового характера.
Слайд 31 Баллада «Светлана» (1808-1812) – одна из лучших
баллад Жуковского. В ней отразились народные предания, звучат народные песни.
Склад баллады, ее ритм, легкий и энергичный размер, музыкальность стиха – все напоминает песенные мотивы. Народна и лексика стихотворения.
Слайд 32Баллада «Светлана»
Сюжет предваряется в балладе бытовой
cценкой святочного гадания, а завершается «Светлана» пробуждением героини ото сна,
возвращением в реальную жизнь и счастливой встречей с женихом. Бытовое обрамление мистического сюжета изменяет характер произведения в целом.
История о мертвеце предстает как своего рода забава - не более чем страшная сказка, рассказанная перед сном. В то же время сцена гадания позволяет поэту воспроизвести черты русского национального быта, народных обычаев.
Слайд 33Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег
пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с
чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Слайд 34Тускло светится луна
В сумраке тумана —
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька,
с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне
злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».
Слайд 37 В начале 1830-х все большее место в его
творчестве занимают переводы: поэмы Ф. Шиллера «Кубок», поэмы Байрона «Шильонский
узник».
— Почему Жуковский занимался переводами?
Русская литература начала XIX в. была одновременно и очень древней, и очень молодой. Жуковский и другие поэты спешили наверстать, ввести в читательский оборот все лучшее из прошлого и все самое яркое из современного европейского опыта, чтобы дальше двигаться вместе со всем европейским человечеством, но своим путем.
Слайд 38 Он закончил начатый еще в России перевод
индийской народной повести «Наль и Дамаянти» - отрывок из «Махабхараты»,
перевел «Одиссею» Гомера (1849), «Орлеанская дева» Шиллера, и др. Смерть прервала его работу над переводом «Илиады».
Слайд 39 Умер поэт 12 апреля (24 н. с.). 1852 года
в Баден-Бадене. Прах Жуковского был перевезен в Петербург и погребен
на кладбище Александро-Невской лавры.
Слайд 40Значение творчества В. А. Жуковского
Жуковский — первый поэт-романтик, создатель психологической
поэзии.
Он ввел в русскую литературу массу мотивов, тем, взятых в
мировой поэзии.
Сделал русскую лирику русской, связав с русской природой.
В течение всего XIX в. не было на Руси поэта, который не нашел бы у него для себя творческого примера (Пушкин, Баратынский. Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок).
Слайд 41Интересные факты из биографии В.А. Жуковского
Когда
Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила», Жуковский взял свой портрет
и написал на нем: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Это было 26 марта 1820 г. Пушкину — 21 год, Жуковский на 16 лет старше, ему 37. Хотя Жуковский сам мог претендовать на роль первого поэта эпохи, он сознательно уходит в тень пушкинскую. Еще 30 лет он, Жуковский, будет писать. Стихами его — и патриотическими, и элегическими — зачитывалась молодежь. Они были ясны, музыкальны, исполнены поэтических настроений. Жуковский стал непосредственным предшественником, духовным наставником, а затем и другом юного Александра Пушкина. Однажды на вечере «арзамасцев» читали произведения Жуковского, и клочок бумаги с ненужным вариантом строки был брошен на пол. Пушкин живо нагнулся и поднял его, сказав: «Нам не мешает подбирать то, что бросает Жуковский». В этой шутке была правда. Пушкин любит и уважает старшего друга, прислушивается к его советам.
Слайд 42Домашнее задание
Прочитать статью в учебнике(с.71-79).
Выполнить задание 2 (с. 79) по
вариантам.