Слайд 1Внутренняя политика Николая I
-11
8 класс
Мишарина В.А.
Слайд 2Цель урока:
Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая
I, ее основных направлениях; показать ее конечный результат.
Слайд 3План урока:
1. Личность Николая I. 2. Укрепление государственного аппарата. 3.
Укрепление социальной базы самодержавной власти. 4. Попытки решения аграрного вопроса.
5. Усиление борьбы с революционными настроениями. 6. Русская Православная Церковь и государство.
Слайд 4Основные понятия:
канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база;
государственные крестьяне; общественная запашка; картофельные бунты; обязанные крестьяне; старец; корпус
жандармов.
Слайд 5Персоналии:
А. Х. Бенкендорф; М. М. Сперанский; В. П. Кочубей; П.
Д. Киселев; Серафим Саровский.
Слайд 6Основные даты:
1825—1855 гг. — правление императора Николая I; 1826 г.
— создание III Отделения царской канцелярии; 1833 г. — опубликован
Свод действующих законов государства; 1837—1841 гг. — реформа управления государственными крестьянами.
Слайд 7Проверка фактических знаний по ранее изученному материалу (тест).
Тестирование. Россия в
начале XIX века.
1. В начале XIX века вся государственная
власть в стране принадлежала:
а) Государственному совету
б) императору
в) Сенату
г) губернаторам и наместникам
2. Группа советников-реформаторов при Александре I получила название:
а) “Негласный комитет”
б) “Непременный комитет”
в) “Избранный совет”
г) “Комитет министров”
3. Годы правления Александра I:
а)1800—1812
б)1801—1825
в)1801—1820
г)1800—1825
Слайд 84. “Армией двунадесяти языков” называли:
а) армию М. И. Кутузова
б)
войска антифранцузской коалиции
в) армию Наполеона
г) армию Александра I
5. Указ
о “вольных хлебопашцах” предусматривал:
а) выкуп крепостных крестьян за счет казны
б) освобождение всех крепостных без выкупа, без земли
в) освобождение крепостных крестьян с согласия помещика за выкуп
г) перевод крепостных крестьян во временнообязанное состояние
6. Целью создания “военных поселений” было:
а) развитие торговли и промышленности
б) облегчение положения старослужащих солдат
в) сокращение офицерского состава
г) сокращение средств на содержание армии
Слайд 97. Поводом к выступлению декабристов послужила:
а) смерть Александра I
б)
избрание на царство Николая I
в) отказ вел. кн. Николая Павловича
от прав на престол
г) отказ от престола Константина Павловича
8. Выберите верное утверждение в 1812 г.:
а) 1-я и 2-я русские армии соединились у Москвы
б) Наполеон направил основные силы на Петербург
в) было заключено перемирие с Наполеоном на совете в Филях
г) первый партизанский отряд был возглавлен Д. В. Давыдовым
9. Укажите верное соответствие:
а) 1801 г. 1) указ о “вольных хлебопашцах”
б) 1802 г. 2)отмена крепостного права в Прибалтике
в) 1803.г. 3)учреждение Комитета министров
г) 1804 г. 4) учреждение министерств
10. О ком идет речь в Манифесте императора Александра I?
Обещаю “управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы_____________”.
Слайд 10Мотивация.
Мне кажется, две фразы сказанные Николаем I характеризуют время его
правления:
“Господи, умери Россию”, и фраза сказанная наследнику престола Александру
II “Сдаю тебе мою команду, к сожалению не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот”.
Слайд 11Характеристика личности Николая i
Работа с документами.
Вопросы к документам:
Каковы
по-вашему мнению положительные и отрицательные стороны личности Николая I.
Как вы
думаете Николай I осознавал обстановку сложившуюся в России?
Какую роль он отвадил себе в происходящих событиях? Как он оценивал свое положение?
Какие задачи для Николая I были первостепенными в его царствование? Чем можно объяснить подобные задачи?
Сравните Задачи Николая I с задачами АлександраI.
Подведение итогов.
Слайд 12Изречения Николая I:
“Революция на пороге, но клянусь она не проникнет
в Россию, пока я жив”
“В учение я видел одно принуждение,
и учился без охоты ”.
“Крепостное право, в нынешнем положение, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, еще более гибельным”.
“Четырнадцатого числа я буду государь или мертв”.
Из писем Николая I:
“Странная моя судьба; мне говорят, что я – один из самых могущественных государей в мире, и надо бы сказать, что все что позволительно, должно бы быть для меня возможным, что я стало быть, мог бы по усмотрению быть там, где и делать то, что мне хочется. На деле, однако, именно для меня справедливо обратное. А если меня спросят о причине этой аномалии, есть только один
ответ: долг! Да, это не пустое слово для того, кто с юности приучен понимать его так, как я. Это слово имеет священный смысл, перед которым отступает всякое личное побуждение, все должно умолкнуть перед этим одним чувством и уступать ему, пока не исчезнешь в могиле. Таков мой лозунг. Он жестокий, признаюсь, мне под ним мучительнее, чем могу выразить, но я создан чтобы мучиться”
Слайд 13Письмо написано брату Константину после восстания декабристов:
“Дорогой, дорогой Константин! Ваша
воля исполнена: я – император, но какой ценой, Боже мой!
Ценой крови моих подданных”
Указом от 10 июля 1826 года даровал жизнь 31 декабристу, смягчил всем остальным степень наказания.
О Николае I:
С.М. Соловьев “Он хоте отрубить все головы, которые поднимались над общим уровнем”.
“Николай I инстинктивно ненавидел просвещение…Он был воплощенное “не рассуждать”, московский университет царь называл “волчьим гнездом”
А.Е. Пресняков “время НиколаяI – эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти… в самых крайних проявлениях его фактического властвования и принципиальной идеологии”
Ф.Тютчев
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей.
И все дела твой и добрые и злые
Все ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.
Слайд 14Составление таблицы “Политические, социально-экономические реформы Николая I”.
Прекрасно понимая необходимость и
неизбежность реформ. Николай стремился обеспечить устойчивость существующих в стране порядков.
Николай
1 попытался провести ряд реформ, в надежде на укрепление самодержавной власти. Давайте рассмотрим реформы Николая I на основание текста учебника и занесем их в таблицу. Начнем заполнение таблицы с политических преобразований Николая I. Работаем с текстом & 10-11 стр.57-65
Слайд 15Беседа по вопросам социально-экономического развития России во второй четверти XIX
века.
Давайте подведем итоги, реформ Николая I. Изменилась ли обстановка в
стране после проведения реформ обстановку в стране?
Какой вопрос оставался нерешенным? На примерах покажите неэффективность феодально-крепостнической экономики в 20-50-е годы? Обратите внимание на документы на стр. 69.
Каким экономическим процессам мешало крепостное право?
Какие факторы необходимы для промышленного переворота?
Что такое модернизация?
Докажите на основе текста & 11, что в России начался промышленный переворот? Почему промышленный переворот начался в хлопчато-бумажной промышленности.
С какими итогами в социально-экономическом развитие Россия пришла к 1850 году?
Слайд 16Подведение итогов урока.
Назовите положительные и отрицательные стороны внутренней политики Николая
I?
Сравните внутреннюю политику Николая I и Александра I.
Как вы думаете
если бы царствование Николая I началось с менее драматичных событий, его политика была бы другой?
Слайд 17Домашнее задание:
§ 10 учебника, вопросы и задания к нему; документы
и вопросы к документам в конце параграфа; рабочая тетрадь: задания
к § 10.
Слайд 18Ответы на тестирование.
1.б ,2. а ,3.б , 4. в ,5.
в 6. г ,7. а ,8. г , 9. в
,10. Екатерина II