Слайд 1Внутренняя политика Николая I
1825-1855
«В нём много прапорщика и
немного Петра Великого», — так писал Пушкин о Николае в своём дневнике 21 мая 1834 г.;
«Ум его не обработан, воспитание его было небрежно», — писала об императоре Николае Павловиче королева Виктория в 1844 году.
Подготовила учитель истории МКОУ Белогорская СОШ Волгоградской области Швецова Людмила Владимировна
Слайд 2Штрихи к портрету НиколаяI
Родился в 1796 году, третий сын
Павла I и внук Екатерины II, рос здоровым и крепким
мальчиком. В роли самодержавного правителя России никто его себе не представлял , т.к. при двух старших братьях вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Особого усердия к учёбе не проявлял. Он не признавал гуманитарных наук, отдавал предпочтение точным и естественным наукам; прекрасно разбирался в военном искусстве, увлекался фортификацией, был знаком с инженерным делом.
Николай Павлович прекрасно понимал необходимость и неизбежность реформ. Опасаясь новых потрясений, разработка реформ велась в обстановке секретности. Не найдя в себе сил отменить крепостное право, он взял слово с сына Александра(будущего императора).
Слайд 3А.Х.Бенкендорф, шеф корпуса жандармов
Личный друг императора;
участник Отечественной войны 1812
г. В 1826 году было создано III отделение императорской канцелярии,
орган политического сыска), в подчинении которого находился корпус жандармов, возглавлял его А.Х. Бенкендорф.
В 1826 году был принят новый цензурный устав, названный современниками «чугунным».
Слайд 4М.М.Сперанский.
Меры по укреплению государственного управления
В 1826 году М.М. Сперанскому
было поручено провести кодификацию российского законодательства. В 1832 году было
опубликовано «Полное собрание законов Российской Империи» в 45-ти томах, а в 1833 – Свод действующих законов. За проделанную работу М.М.Сперанский был награждён орденом св. Андрея Первозванного.
Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства:
1.Запрет на деление земли между наследниками.
2. Привилегии детям при поступлении в средние и высшие учебные заведения.
3. Повышение имущественного ценза для участников выборов в органы самоуправления.
Слайд 5С.С.Уваров, министр народного просвещения
Итоги политики С.С.Уварова:
-введение цензурного указа («чугунный»);
-запрет
на прием детей крепостных в средние и высшие учебные заведения;
-провозглашение
«теории официальной народности»: самодержавие,
православие,
народность
Слайд 6П.Д.Киселев, министр государственных имуществ
В 1837-1841 годах П.Д. Киселевым было поручено
проведение реформы государственных крестьян (введено крестьянское самоуправление, улучшение социального положения
крестьян).
В 1842 году был издан указ «Об обязанных крестьянах» ,по которому помещик мог освобождать своих крестьян с предоставлением им наделов в наследственное пользование, но с выполнением определенных повинностей.
В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупаться на свободу и приобретать незаселенные земли и строения. Были приняты меры по поднятию агротехнического земледелия. Их последствием стали «картофельные бунты».
Помещикам было запрещено ссылать крестьян в Сибирь и продавать их без земли.
Вопрос об отмене крепостного права не был решен.
Николай I: «…прикасаться к крепостному праву теперь было бы делом ещё более губительным».
Слайд 7Е.Ф.Канкрин, министр финансов
итоги финансовой реформы 1839 - 1843 годов :
-упорядочение
русской денежной системы: введение с 1810 г. серебряной единицы (3
рубля 50 копеек ассигнациями = 1 рубль серебром 1 июня 1843 г. ассигнации и иные бумажные знаки стали обмениваться на "государственные кредитные билеты" и на звонкую монету ),
-усиление протекционизма ,
-улучшение государственной отчетности и счетоводства.
Реформа была проведена с большой осторожностью и постепенностью. Е.Ф.Канкрин обращал внимание Николая I на огромные расходы государственного бюджета на военные нужды (Кавказская война).
Слайд 8Политика Николая I в области образования и культуры:
запрещено принимать
детей крепостных крестьян в средние и высшие учебные заведения,
при
Николае I в 1828 г. в Петербурге был вновь открыт главный педагогический институт.
основан ряд высших технических и специальных училищ ( в 1828 г. Технологический институт в Петербурге, в 1832 г. Училище гражданских инженеров, в 1835 г. Училище правоведения, в 1840 г. Горы-Горецкое земледельческое училище, в 1844 г. Константиновский межевой институт в Москве, в 1830 г. ветеринарная школа в Харькове, в 1848 г. - в Дерпте).
В 1826 году Николай I принял освобождённого им из михайловской ссылки А.С.Пушкина, и избавил поэта от общей цензуры (делал это сам ), оказывал поддержку Александринского театра.
Николаю I хватило и литературного вкуса, и гражданского мужества, чтобы отстоять „Ревизора“ и после первого представления сказать: „Досталось всем, а больше всего МНЕ“».
но именно Николай Павлович распорядился сослать на Кавказ Лермонтова, по его распоряжению были закрыты журналы «Европеец», «Московский телеграф», «Телескоп», преследовался П.Чаадаев, был запрещён к постановке в России Ф. Шиллер.
Слайд 9Следствие и суд над декабристами
Декабристы — первые дворянские революционеры, люди
широкой политической мысли. Почти все они были участниками Отечественной войны
1812 года и, как писал декабрист М. И. Муравьев-Апостол, — «дети 1812 года».
Победоносное завершение войны разбудило политическое сознание значительной части офицеров, солдат и ополченцев. Возвращаясь из Западной Европы, они были уверены в том, что многие порядки в России изжили себя и что вопрос о новом устройстве общественной и государственной жизни будет решен сверху — самим царем. Однако существующий строй не допускал и малейшего проявления свободолюбия. Реакция, усилившаяся к концу 1810-х годов, лишь усугубила гнет крепостничества. Солдаты надеялись на то, что они будут избавлены от жестокой дисциплины и палок, — а на родине их ждали военные поселения, свирепая муштра и изнурительная шагистика. Крестьяне, понесшие огромные жертвы в войске, верно послужившие Родине в партизанских отрядах, продолжали оставаться на постыдном положении рабов.
Слайд 10По словам В. И. Ленина, «лучшие люди из дворян» вывели
на Сенатскую площадь Петербурга Московский полк, батальон лейб-гвардии Гренадерского полка
и Гвардейский Морской экипаж. 14 декабря 1825 года они вышли на открытую борьбу с царизмом с оружием в руках. Впоследствии декабрист Н. А. Бестужев сказал: «Мы мало были уверены в наших силах... мы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».
Три картечных залпа по восставшим со стороны царских войск решили судьбу тех, кто впервые в истории России бросили вызов самодержавию.
Пятеро наиболее видных членов Северного и Южного Обществ — П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, П. Г. Каховский были поставлены «вне разряда» и приговорены к смертной казни через повешение.
Приговор был приведен в исполнение 13(26) июля 1826 года на Кронверке Петропавловской крепости. Все остальные были приговорены к различным срокам наказаний, большая часть — сослана на каторжные работы (Чита, затем Петровский завод), другие — в крепости, дальние гарнизоны, на Кавказ.
Если декабристы и не добились гибели царизма и уничтожения крепостного права, все же они нанесли им первый, весьма чувствительный удар.
События дней восстания декабристов в Петербурге и на Юге не только выдержали испытания временем — они стали знаменательным явлением русской истории.