Слайд 1Зажги огонек….
В жизни у каждого коренного ленинградца есть три
дня в году, которые он не забудет никогда.
Один трагический,
день скорби и печали, напоминания о том, что пришлось вынести всему городу и каждому его жителю.
Слайд 28 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда
Знак "60-летие снятия блокады
Ленинграда"
Памятная медаль «В честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады»
Слайд 3Надпись на стене Пискаревского мемориального кладбища
В город ломились враги в
броню и железо одеты.
Но с армией вместе встали рабочие, школьники,
учителя, ополченцы.
И все как один – сказали они:
- Скорее смерть испугается нас, чем мы испугаемся смерти
Слайд 4
Ирина Терешонок:
« В блокадные годы я не совершила никакого
героического поступка. Не задержала диверсанта. Не откопала из-под развалин человека,
не работала на заводе, как взрослые, во время обстрела. Только одну зажигательную бомбу я погасила, да и ту, наверное, случайно. Я просто жила».
Слайд 5Ирина Терешонок
В первую блокадную зиму мне шел десятый год.
Мама с моей сестрой Катей работали на Адмиралтейском заводе. Они
вставали очень рано и сразу поднимали меня. Мама, уходя, всегда наказывала мне: «Только не ложись, дочка, только не ложись».
Слайд 639 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжелые блокадные
дни
самый великий подвиг школьников Ленинграда состоит в том, что
они учились. Учились несмотря ни на что, а рядом с ними навеки сохраниться в истории города прекрасный мужественный образ ленинградского учителя.
Они стоят одни - других. И те и другие из мерзлых квартир, сквозь стужу, и снежные заносы шли в такие же мерзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились.
52-ая школа Кировского района
Слайд 7
Отличник учебы 4-го класса средней школы № 10 тимуровец
Виктор Смирнов (12 лет)
« Никогда, ни до, ни после, я
так не старалась учиться как в тот страшный год, - Я не пропустила ни одного урока. Было время, когда в школу приходило не больше двух- трех человек. Голодные, усаживались мы в нетопленном мрачном классе за парты.
И, несмотря на разрывы снарядов, внимательно ловили каждое слово таких же голодных, измученных блокадой учителей. Дома при коптилке усердно выучивала я заданное, и тетради вела так старательно и красиво, что теперь смотрю и диву даюсь: как я могла. Да я писала, я могла. Я крепко верила, что этим я приближаю час победы и помогаю фронту.
Слайд 8Они впервые познали друг друга, когда и те и другие
умирали друг у друга на глазах и на заснеженных улицах
города, и за партой и у классной доски
«Девчонка руки протянула.
Потом она на них легла.
Все думали, она заснула,
А, оказалось, умерла.
Никто не проронил ни слова,
И, вновь, превозмогая стон,
Учитель вымолвил, что снова
Уроки после похорон».
Слайд 9После уроков всех ждали дела
Кто-то отправлялся в госпиталь. В
госпиталях помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать
палаты.
Давали концерты для раненых, чинили белье, писали письма, под диктовку тех, кто не мог писать сам.
В детских домах помогали воспитателям.
Надо было заготовить дрова для печки в школе, убрать помещения, отвести домой малышей, выпустить боевой листок, помочь ослабевшим соседям и товарищам.
Слайд 10« Преодолей себя»
говорили себе ленинградские дети, когда с весны до
самого октября работали на полях. Городу нужны были овощи. Три
года по пять месяцев руками ленинградских школьников город эти овощи получал.
Всего вкусили: и жары и дождей, и заморозков, и грязи.
В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.
« Все болит, все ломит, руки черные исцарапанные, работали до горизонта и обратно, будет вспоминать потом бывшая школьница Нина Иванова.
Слайд 11В тринадцать лет пришел на завод Валентин Иванович Поляков
Сколько продолжался
рабочий день никто не считал. Для отпора врагу надо было
дать то, что было необходимо. Дать любой ценой, чего бы это ему ни стоило. Так считал Валентин, так думали и старшие товарищи. Из цеха они уходили только после того, как был собран последний двадцатый затвор для автомата
Слайд 12Всем известен дневник Тани Савичевой
дневник Тани - не единственный документ
подобного рода.
В музеях Санкт-Петербурга хранятся блокадные летописи ленинградских ребятишек:
школьные тетрадки, записные книжки, блокноты. Только именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным
Тане - было одиннадцать лет. Она родилась 23 января 1930 года. В конце мая 1941 года она закончила третий класс школы № 35 на Васильевском острове (Савичевы жили на 2-й линии в доме № 13/6, кв.1) .
Слайд 13
«Папа, тебя не убьют!»
52 года жизни подарила Валя отцу.
А
сама погибла в блокаду
- …В июне 1941-го мне исполнилось 11
лет.
Я ровесница Тани Савичевой, чьи блокадные дневники читал мир.
В тот день папа подарил мне на день рождения часики. Моя младшая сестра Валенька очень плакала: ей тоже хотелось такие.
Когда после войны мы пришли на кладбище, отца так жгли воспоминания об этих слезах на её могиле…
Слайд 14Валя, которая спасла отца, и Марина, которая написала письмо Гитлеру,
- слева. Галя, которая хранит эту историю, - вторая справа.
Июнь 1941 г., за несколько дней до войны
17 июля отец ушёл на фронт.
Прощались на Поцелуевом мосту - у него и название такое, что издавна многие там расставались.
Валя как-то умудрилась пролезть сквозь толпу и что-то вложить папе в руку. Мы только после войны узнали что… Отец ведь до Германии дошёл, был санитаром, всегда на передовой, и не знаю, каким чудом он выжил, потому что, рассказывал, снаряды рвались совсем рядом, а ему - ничего.
Вернувшись, он из кармана гимнастёрки вынул Валины «печати» - кружочки такие, величиной с монету, на листочках в клеточку. Это Валя ему нарисовала и сказала: «Папа, так тебя везде пропустят и не убьют». Он всю войну их с собой носил. И я теперь думаю, что это она ему свою жизнь отдала. Потому что, когда папа в 1993-м умер, я эти «печати» достала из серванта, чтобы с ним положить, и пересчитала.
Их было 52. Ровно столько отец прожил после того, как Валя ему их отдала на Поцелуевом мосту…
Валя умерла от дифтерита в сентябре 1941-го. Ленинград уже был в блокаде
Слайд 15Его написала Марина, моя двоюродная сестра
. Ей было 5 лет,
она хотела есть, боялась воздушных тревог...
Как и все мы.
Её мама объяснила Мариночке, что во всём виноват Гитлер. И тогда Марина решила написать ему... Вот это письмо.
«Гитлер, ты нас обижаешь, - написано на листочке в клеточку, выдранном из тетради. - Мы сидим в коридоре. Мы не кушаем саечки. Гитлер, до свидания. Марина».
- Вы знаете, что такое саечки? Это такая ленинградская белая булка… Самый вкусный на свете хлеб.
Марина не умерла в блокаду, она жива и сейчас.
Слайд 16Дети блокадного Ленинграда
Они во всем похожи на своих отцов и
матерей. И в те тяжелые годы, когда кольцо блокады сомкнулось
вокруг родного города, они были мужественны и стойки - вместе со взрослыми трудились, сражались и учились..
Слайд 17Они потушили десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных с самолетов,
дежурили морозными ночами на вышках, стояли в очередях за хлебом
, возили воду из проруби на Неве, ловили шпионов и диверсантов
Они потушили десятки тысяч зажигательных бомб, сброшенных с самолетов, дежурили морозными ночами на вышках, стояли в очередях за хлебом , возили воду из проруби на Неве, ловили шпионов и диверсантов
Слайд 18Они были равными со своими отцами и матерями в поединке
благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю пищи младшим,
а младшие делали то же самое по отношению к старшим
Слайд 19Большой дом на Троицком поле, где когда-то жила Галя Беленкова
был до войны заполнен людьми сверху донизу.
А в блокаду
на всех пяти этажах оставались только две девочки. Две сестренки…
Старшей из них Гале не исполнилось еще и четырнадцати. Младшей было двенадцать. По утрам младшая просила старшую сестру:
«Полежим сегодня подольше, Галя». Но Галя уже успела усвоить блокадную мудрость: если хочешь остаться, жив, не смей давать себе никаких поблажек. Двигайся, действуй, бодрись.
В любую погоду они ждали на обочине бойцов, шедших с фронта и на фронт. И радушно предлагали:
« Кому воды?».
Слайд 20Писатель Лев Успенский вместе с писателем Николаем Корнеевичем Чуковским однажды
на разбомбленной лестнице увидели фанерку с надписью « Зажги огонек»,
а рядом лежали лучинки (маленькие щепочки) и горел маленький, сделанный заботливыми руками огонек.
На лестнице, на третьем этаже был провал.
Это двое ребят, единственные, которые остались во всем доме, хотели помочь людям.
Слайд 21Подвиг Ленинграда состоит в том, что люди находили в себе
силы мечтать и работать, помогать слабым, читать, учиться и учить
детей.
Сила Ленинграда была в том, что даже маленькие дети были мужественными людьми, такими, как их родители и старшие товарищи
Слайд 22
«Зажги огонек» в своей душе, этот огонек в страшные
дни блокады поможет тебе не сломаться, не струсить, выстоять, выдержать
среди голода, холода, смерти и разрушений
Слайд 24
Можно сказать, что дети блокадного Ленинграда были взрослыми?
Чем определяется взрослость?
Слайд 25
Умением отвечать за себя, свои поступки.
Умением и желанием брать
на себя ответственность за других людей, помогать тем, кто в
этом нуждается.
Умением преодолеть самого себя, заставить себя не сломиться перед трудностями