Слайд 2А. С. Пушкин - величайший русский поэт и писатель
Слайд 3Биография
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому
стилю - 26 мая) 1799 года в Москве.
С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной
среде. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Слайд 4 В 1811-ом году отец и дядя решают
отправить Пушкина в Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности
трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение, тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина : «К другу стихотворцу».
«Артист! И ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!»…
Слайд 5 В1820 году Пушкина отправляют в ссылку. За четыре года ссылки
Пушкиным были написаны такие романтические южные поэмы как «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники».
4 сентября 1826 года Николай 1 вызвал Пушкина в Москву, но свобода, дарованная царем, была недолгой, уже в 1328 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. В этом же году он самовольно уехал на Кавказ, где служили его друзья.
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой.
Слайд 7Его возмущения вызывали бездарные писатели, которые создавали произведения, оторванные от
современной ему жизни, написанные высокопарным слогом.
Взгляды A.C. Пушкина на детскую
литературу и воспитание детей.
Выступал против критиков, которые объявляли «безнравственным» все, что могло познакомить детей с социальными противоречиями, с реальной жизнью.
Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности.
Поэт резко отрицательно относится увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными.
Слайд 9Поэзия Пушкина в нравственном и эстетическом воспитании
Воспитательное значение поэзии А.С.Пушкина
огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина,
вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.
Слайд 10 Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей
своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но
все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы , исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение “Осень”, “ Унылая пора! очей очарованье! ”.
Слайд 11Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я
пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их
сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Унылая пора! очей очарованье!
Слайд 12Пушкин дает реалистическое и в тоже время глубоко поэтическое представление
о родной природе. Так, осень показана в привычных, ясных, легко
узнаваемых приметах:
Октябрь уж наступил- уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
( «Осень» )
Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные ее признаки:
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
( «Осень» )
Слайд 13 Стихи Пушкина о зиме позволяют читателю другими глазами посмотреть на
надоевшие морозы, увидеть в природе чистоту, торжественность после унылых будней
осени.
Нельзя сказать, что эти стихи только детские, либо только для взрослых - они для всех.
Слайд 14 Подходят для маленьких детей и стихотворения, и поэтические миниатюры, и
отрывки из крупных произведений, фрагменты и наброски на темы природы,
особенно те, в которых звучат отголоски народных песен, а краски естественны и ясны.
В стихотворении «Волшебница – зима» Пушкин олицетворяет зиму, властную, гордую, холодную. При этом называет её сказочным, добрым, пожалуй, самым детским словом - «волшебница».
Слайд 15Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей
вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады
мы
Проказам матушки-зимы.
«Волшебница – зима»
Слайд 16Сказки А.С. Пушкина
Сказки Пушкина появились в период наивысшего расцвета его
творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли
в детское чтение.
«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К.И.Чуковский.
Слайд 17 В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой о медведихе
«Как весенней теплою порой», которая осталась незавершенной. В 1831 году
закончены «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о попе и работнике его Балде». В 1833 году написаны 2 сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». В 1834 году появилась «Сказка о золотом петушке».
Слайд 18А.С.Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. « Сказка о
попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к
народной сказке «Батрак Шабарша».. « Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях».
Сказки А.С.Пушкина- сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
Это была первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В нейс самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…».
Слайд 19Пушкин выступает в «Сказке о царе Салтане» как борец за
народность языка, или «просторечье», как тогда говорили. Мягко, задушевно звучит
речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества.
Слайд 20 «Сказка о попе и о работнике
его Балде» при жизни поэта не была напечатана. Впервые её
опубоиковал В.А.Жуковский в 1840 г. В журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры.
Слайд 21«Сказка о попе и о работнике его Балде» - сатира
на обманывающих народ недобросовестных служителей православной церкви. В ней высмеивается
человеческая жадность, глупость и лицемерие.
Слайд 22 Пушкинский стих в сказке полон движения.
Поэт порою целые строфы строит преимущественно из существительных и глаголов,
чтобы передать остроту борьбы:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
Слайд 23 В 1835 г. в журнале «Библиотека
для чтения» появилась «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная за
2 года до этого.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском, но в зарубежном фольклоре. В
В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Добро не столько побеждает зло в открытом противостоянии, сколько пережидает его.
Слайд 24 «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях» написана в 1833 г.. В «Сказке о мертвой
царевне» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью дружбе.
Слайд 25 «Сказка о мёртвой царевне» написана поэтом в творческом
состязании с Жуковским.
Слайд 26 В «Сказке о золотом петушке», которая
написана в 1834 г., создан сатирический образ царя Дадона, который
предпочитает царствовать без забот, «лёжа на боку». Царь Дадон изображён как человек, не способный любить не только страну, которой управляет, но и собственных сыновей.
Слайд 27 Особенно чётко демократические идеи Пушкина отразились
в незаконченной «Сказке о медведихе» – (1830), где сатирически, в
образах зверей, высмеиваются правящие сословия от дворянского до церковного.
Дворянам, князьям, купцам даются эмоционально окрашенные отрицательные характеристики (зубы закусливые, глаза завистливые, жирный хвост). Симпатии Пушкина в этой сказке целиком на стороне народа, поэтому только крестьянин, зайка-смерд, изображён в сказке тепло: «Прибегал тут зайка-смерд, зайка бедненький, зайка серенький…»
Слайд 28 Следует обратить внимание на то, что
положительные герои всех сказок А.С.Пушкина – люди из народа: трудолюбивый,
находчивый и весёлый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труженик – старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогает ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешает его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствует торжеству правды.
Слайд 29 В сказках Пушкина много слов разговорного,
иногда просторечного язык («и молва трезвонить стала», «не кручинься», «инда
плакал царь Дадон»). Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане»)
Слайд 31В сказках широко применяется народно-поэтическая речь с её своеобразной ритмикой
и повторами.
Картины русской жизни и изображение
персонажей из разных социальных слоёв даны реалистически. Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок.
Слайд 32 Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии
читателя, формируют активное отношение к героям. Они помогают решать задачи
эстетического и нравственного воспитания детей.
Произведения А.С.Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы.
Произведения Пушкина пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.