Слайд 1
Анна Андреевна Ахматова (Горенко)
(1889 - 1966)
Художественный мир поэтессы
(раннее творчество)
Сборники стихотворений:
«Вечер» (1912)
«Четки» (1914)
«Белая
стая» (сентябрь,1917)
Слайд 2
А.А. Блок. Фотография. 1907
А.А. Ахматова. Фотография. 1916
Слайд 3 Древняя Греция (6-7 века до н. э.)
В. Поленов Парфенон.
Храм Афины Парфенос
Слайд 4Сапфо
(Сафо)
6-7 века до н.э.
Изображение на краснофигурной вазе.
5 в. до н.э.
Лирика Сапфо
о
любви, общении подруг, девичьей красоте.
Ввела разные стихотворные размеры.
Один из них – «сапфическая строфа»
.
же после выхода
первого
сборника стихотворений
«Вечер»
стало ясно:
в русской литературе
появилась вторая
великая лирическая поэтесса
после Сапфо
VI-VII в.в до н.э. ... нач. XX века
Слайд 6
Кто она,
лирическая героиня
Анны Ахматовой?
Стихотворения:
Высоко в небе облачко серело…
Сколько просьб у любимой всегда…
Сероглазый король
А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…
Высокие своды костёла…
Меня покинул в новолунье…
Слайд 7
Докажите, что в стихотворении
«Песня последней встречи»
приём говорящей детали,
как знак глубокого обострения чувств,
достигает
потрясающей
психологической убедительности
Слайд 8Песенка
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у
плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Слайд 9 Художественные средства создания
образа лирической героини:
фольклорно-песенные традиции
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня...
Про любовь
пою,
.......................
Лебеду полю.
Эта стилистическая фигура -
смысловой
параллелизм-контраст –
характерный приём
в народной поэзии.
Как
теме, мысли,
чувствам автора
подчинён
размер стиха?
Слайд 12
Размеры русского стихосложения
Двусложные размеры стихосложения –
самые популярные в русской поэзии
(80-85 %
стихотворений написаны четырёхстопным ямбом)
Ямб
Мороз и солнце; день чудесный! (А.С. Пушкин)
─ ══ // ─ ══ // ─ ══ // ─ ══ // ─
Хорей
Буря мглою небо кроет (А.С. Пушкин)
══ ─ // ══ ─ // ══ ─ // ══ ─ //
Слайд 13Трёхсложные размеры стихосложения:
дактиль, амфибрахий, анапест
Дактиль
Тучки небесные, вечные странники! (М.Ю. Лермонтов)
══ ─
─ // ══ ─ ─ // ══ ─ ─ // ══ ─ ─ //
Амфибрахий
Однажды в студёную зимнюю пору...(Н.А. Некрасов)
─ ══ ─ // ─ ══ ─ // ─ ══ ─ // ─ ══ ─ //
Анапест
Последняя туча рассеянной бури... (А.С. Пушкин)
─ ══ // ─ ─ ══// ─ ─ ══// ─ ─ ══// ─
Слайд 14 Строки совпадают по количеству ударений,
число безударных слогов в «доле»
относительно свободно (1 – 4).
Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущён,
Давно не даёт покою
Мне сказка старых времён. (Г. Гейне)
─ ══ ─ ─ ══ ─ ─ ══ ─ 3 (9)
─ ══ ─ ══ ─ ══ 3 (6)
─ ══ ─ ─ ══ ─ ══ ─ 3 (8)
─ ══ ─ ══ ─ ─ ══ 3 (7)
Дольник
Динамика внутреннего состояния
лирической героини
Я на солнечном восходе
Про любовь пою
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Слайд 16Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды
Всё сильнее запах тёплый,
Мёртвой
лебеды
Слайд 17
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною
только небо,
А со мною голос твой.
В чём вы видите символичность
звукового фона произведения?
Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
…………………….
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких
воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.
………………………
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Слайд 19 Как представлен образ женщины-поэта
в
творчестве А.Ахматовой?
. Уединение
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
. . . . . . . . . . .
А недописанную мной страницу
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
(1914)
Слайд 20
Выполни задание.
А не дописанную мной страницу
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
Божественный дар
лирической героини Ахматовой
позволяет видеть мир
с высоты.
Возникает образ Музы, созданный с помощью:
а) парцелляции;
б) синекдохи;
в) литоты;
г) сравнительного оборота.
Слайд 21 Поэтический дар для
неё –
это Горний свет,
это величайшая Божья милость
и величайшее божье испытание.
Аналог крестного пути
Господа...
Завершался период
1911-1914 годов.
Анне Ахматовой,
уже первой,
уже великой,
всего 22–25 лет
19 июля 1914 года началась первая мировая война.
Теперь ахматовская Муза - голос народной скорби.
Символами её поэзии станут
ворон и крест.
Список использованной литературы:
Анна Ахматова.
Избранное/Сост., авт. примеч. И.К.Сушилина. - М.: П.,1993
Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2ч.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.В. Агеносов и др.;
под ред. В.В. Агеносова.-12 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007
С.Л. Островский. Как сделать презентацию.- И.Д. Первое сентября, 2010
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель научно-ред. совета Ю.С. Осипов т.7.- М.: БРЭ, 2007
www/proshkolu.ru
Автор: Купряшова
Людмила Константиновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Толстовская СОШ с. Толстовка
Тамбовский район
Амурская область