Разделы презентаций


Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы

Содержание

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ в 8-9 классах (по стихам Н. Заболоцкого)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы
Презентация выполнена учителем русского

языка и литературы МАОУ «СОШ №8»
г. Назарово, Красноярского края
Овчинниковой

О. В.
Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературыПрезентация выполнена учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №8» г.

Слайд 2МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ в 8-9 классах
(по

стихам Н. Заболоцкого)

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ в  8-9 классах   (по стихам  Н. Заболоцкого)

Слайд 3«ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ»
Мастерская строится
на произведениях
искусства, заставляющих
сначала неосознанно,


а потом сознательно
выбирать то, что человек
считает красивым, осмысливая

свой выбор
«ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ»Мастерская строится на произведениях искусства, заставляющих сначала неосознанно, а потом сознательно выбирать то, что человек

Слайд 4РАБОТА В МАСТЕРСКОЙ:
- пробуем сравнить собственное

представление о красоте с чужими;
- пробуем осмыслить разницу;
- сравниваем свои впечатления и представления с тем, что у художников;
- развиваем тем самым
себя.

РАБОТА В МАСТЕРСКОЙ:- пробуем сравнить собственное

Слайд 5ЗАДАЧА МАСТЕРА -
предложить материал, который поможет соотнести ощущение красивого с

его осмыслением, а также выйти на понятие прекрасного, связать –

сначала на уровне подсознания – эстетические, этические и эмоциональные впечатления.
Пройти с учащимися сложный путь от представлений о внешней красоте к представлениям о внутренней, к пониманию: любимо – вот и красиво.
ЗАДАЧА МАСТЕРА -предложить материал, который поможет соотнести ощущение красивого с его осмыслением, а также выйти на понятие

Слайд 6ОТ ШАРЛЯ ПЕРРО и С. Т. АКСАКОВА (полюбишь урода –

станет красавцем, как в сказках «Аленький цветочек» и «РикЭ-хохолок») ПУТЬ

К СТИХАМ Н. ЗАБОЛОЦКОГО
ОТ ШАРЛЯ ПЕРРО и  С. Т. АКСАКОВА (полюбишь урода – станет красавцем, как в сказках «Аленький

Слайд 7ЭТАПЫ МАСТЕРСКОЙ:
Вступительная беседа.
Этап проживания впечатлений:
а) от портретов;
б) от стихотворений.
3. Письменная

работа.
4. Рефлексия.

ЭТАПЫ МАСТЕРСКОЙ:Вступительная беседа.Этап проживания впечатлений:а) от портретов;б) от стихотворений.3. Письменная работа.4. Рефлексия.

Слайд 8ЭПИГРАФ:
«Сократ говорил, что красота телесная бывает всегда изображением душевной».

Н. М. Карамзин.
ЭПИГРАФ:«Сократ говорил, что красота телесная бывает всегда изображением душевной».

Слайд 9ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Что значит ДУХ? (обсуждение)
Речевая и мыслительная разминка (тема красоты

в русской речи и в известных нам сказках)
Красивых ищут, спасают,

из-за них сражаются… Но две сказки отличаются от других. Они о том, как человек СТАНОВИТСЯ красивым.
КАКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗНИКАЮТ? (Вопросы задают ученики)

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДАЧто значит ДУХ? (обсуждение)Речевая и мыслительная разминка (тема красоты в русской речи и в известных нам

Слайд 10ХОД МАСТЕРСКОЙ:
Выберите одно красивое лицо, например, с портрета
Н. Н.

Пушкиной (И. К. Макаров. 1849 г.),
Э. Ф. Тютчевой (Ф.

Дюрк),
А. П. Струйской (Ф. Рокотов),
А. Я. Панаевой (акварель неизвестного художника),
лицо мадонны – с картины Рафаэля Санти «Мадонна в зелени»
(портреты показываются на слайдах один за другим, затем каждый показывается ещё 2-3 раза)
ХОД МАСТЕРСКОЙ:Выберите одно красивое лицо, например, с портрета Н. Н. Пушкиной (И. К. Макаров. 1849 г.), Э.

Слайд 11Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. Приписывается художнику Макарову, выполнен около 1849

года, Всероссийский музей Пушкина

Портрет  Н. Н. Пушкиной-Ланской. Приписывается художнику Макарову, выполнен около 1849 года, Всероссийский музей Пушкина

Слайд 12Эрнестина Фёдоровна Тютчева, вторая жена поэта. Художник Ф. Дюрк. Мюнхен. 1840

Эрнестина Фёдоровна Тютчева, вторая жена поэта.  Художник Ф. Дюрк. Мюнхен. 1840 г.

Слайд 13Портрет А. П. Струйской, художник Ф. Рокотов (1772 г)

Портрет  А. П. Струйской, художник   Ф. Рокотов (1772 г)

Слайд 14Портрет А. Я. Панаевой (акварель неизвестного художника)

Портрет  А. Я. Панаевой (акварель неизвестного художника)

Слайд 15Лицо мадонны с картины Рафаэля Санти «Мадонна в зелени»

Лицо мадонны   с картины Рафаэля Санти «Мадонна в зелени»

Слайд 16РАБОТА В ГРУППАХ:
1. Каждый в группе объясняет, почему он считает

этот портрет красивым.
2.Дополняет ответ соседа, если согласен с его точкой

зрения, и опровергает, если не согласен.
3. Запись своего объяснения после того, как выслушали товарищей.
4. Короткий этюд (5 мин.) - «Красивый зрительный образ» («Я видел…, я помню…, я представляю…») - ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
5. Социализация (чтение своих работ в группах)
6. Чтение стихотворений (тексты раздаются каждому ученику. Параллельно – показ на слайдах)
РАБОТА В ГРУППАХ:1. Каждый в группе объясняет, почему он считает этот портрет красивым.2.Дополняет ответ соседа, если согласен

Слайд 17ДМИТРИЙ КЕДРИН «КРАСОТА» (1942 г.)
Эти гордые лбы винчианских мадонн Я встречал

не однажды у русских крестьянок, У рязанских молодок, согбенных трудом, На току

молотящих снопы спозаранок. У вихрастых мальчишек, что ловят грачей И несут в рукаве полушубка отцова, Я видал эти синие звезды очей, Что глядят с вдохновенных картин Васнецова. С большака перешли на отрезок холста Бурлаков этих репинских ноги босые... Я теперь понимаю, что вся красота — Только луч того солнца, чье имя — Россия!
ДМИТРИЙ КЕДРИН «КРАСОТА» (1942 г.)Эти гордые лбы винчианских мадонн Я встречал не однажды у русских крестьянок, У

Слайд 18« О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ» Н. ЗАБОЛОЦКИЙ (1955 г.)
Есть лица,

подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица —

подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные, мёртвые лица Закрыты решётками, словно темница. Другие — как башни, в которых давно Никто не живёт и не смотрит в окно. Но малую хижинку знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошка её на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик, и чудесен! Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

« О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ»  Н. ЗАБОЛОЦКИЙ (1955 г.)Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое

Слайд 19РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ
Объясните, на какие слова надо сделать логическое ударение?

Почему?
Выпишите слова, объясняющие или определяющие слово «красота», или прямо связанные

с представлением о красоте.
Прочитайте для всех (собираем «банк данных» – пишем в тетрадях).
Выпишите из всех источников, уже рассмотренных, что-нибудь противоречивое (слова, понятия, образы, утверждения…).
Можно использовать дополнительный материал – поэтические фрагменты (они даны на следующих 2-х слайдах):
РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЯМИОбъясните, на какие слова надо сделать логическое ударение? Почему?Выпишите слова, объясняющие или определяющие слово «красота»,

Слайд 20Б. Л. ПАСТЕРНАК «КРАСАВИЦА МОЯ, ВСЯ СТАТЬ…»
Красавица моя, вся стать, Вся

суть твоя мне по сердцу, Вся рвётся музыкою стать, И вся на

рифмы просится…
Красавица моя, вся суть, Вся стать твоя, красавица, Спирает грудь и тянет в путь, И тянет петь и - нравится…
Б. Л. ПАСТЕРНАК «КРАСАВИЦА МОЯ, ВСЯ СТАТЬ…»Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Вся

Слайд 21Н. А. НЕКРАСОВ. ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»
Есть женщины

в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С

походкой, со взглядом цариц…

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

Н. А. НЕКРАСОВ. ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою

Слайд 22Обсудите в группах, в чём противоречия и в чём их

смысл.
Выступите от группы с обоснованием найденных противоречий или противопоставлений. (Все

ведут записи.)
ПРОТИВОРЕЧИЯ – несоответствия внутри одного и того же стихотворения и между остальными текстами:
контекстные антонимы;
неожиданные характеристики, заставляющие задуматься о несправедливости и о сложности человеческой судьбы.
ВЫВОД: ОБРАЗЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ НЕПРОСТЫЕ, ПРОБУЖДАЮТ МЫСЛИ И ЧУВСТВА.
3. Каждая группа получает для работы текст стихотворения «Некрасивая девочка»
Н. Заболоцкого. (Одновременно - показ на слайде).


Обсудите в группах, в чём противоречия и в чём их смысл.Выступите от группы с обоснованием найденных противоречий

Слайд 23РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ Н. А. ЗАБОЛОЦКОГО «НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА»
Среди других играющих

детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот

длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам её, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про неё, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит её и вон из сердца рвётся, И девочка ликует и смеётся, Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого Ещё не знает это существо. Ей всё на свете так безмерно ново, Так живо всё, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине её горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты её нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом её движенье. А если это так, то что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?

РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ  Н. А. ЗАБОЛОЦКОГО «НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА»Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в

Слайд 24Чтение стихотворения вслух (тексты уже есть у каждой группы)
Осмысление стихотворения:

запись собственных впечатлений, поиски противоречий.
Чтение своих записей в группах.
Обмен мнениями

с фиксацией новых сведений или размышлений, замечаний.
Самостоятельная формулировка и запись вопросов к теме, к прочитанному на мастерской, к услышанному.
Оглашение составленных вопросов.
Письменная работа по теме «Гений чистой красоты» – это…
Чтение стихотворения вслух (тексты уже есть у каждой группы)Осмысление стихотворения: запись собственных впечатлений, поиски противоречий.Чтение своих записей

Слайд 25РЕФЛЕКСИЯ
1. «Красивое и прекрасное» - моё рассуждение о значении слов.
2.

Вопросы и выводы, к которым я пришёл на мастерской.
3. Мои

недоумения и пожелания.
РЕФЛЕКСИЯ1. «Красивое и прекрасное» - моё рассуждение о значении слов.2. Вопросы и выводы, к которым я пришёл

Слайд 26ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:
Еремина Т. А. Педагогические мастерские: инновационные

технологии на уроках литературы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т. Я.

Еремина. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-028623-7.\
art-assorty.ru›66-rafael-santi.html
tyutchev.ru›tm6.html
testsoch.com›vse-chem…zhizni-dorozhili…nekrasova
nearyou.ru›rokotov/1Struiska2.html
images.yandex.ru›фото прекрасного и души человеческой
litres.ru

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:Еремина Т. А. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика