Слайд 1«Моей земли не умирают люди…»
Нуржанова Б.Т.
г.Атырау школа-лицей №20 имени А.С.Пушкина
Открытый
урок внеклассного чтения в 9 «Г» классе
Слайд 2Исаковский, Михаил Васильевич
Слайд 3МИХАИЛ ИСАКОВСКИЙ
Русский советский поэт, лауреат двух Сталинских премий (1943, 1949),
Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с
1918 года .
Родился в деревне Глотовка Смоленской губернии в бедной крестьянской семье. Местный священник научил Исаковского читать и писать. Самоучкой приобщился к грамоте, научился читать и писать. С осени 1911 года он смог ходить в школу и окончил ее весною 1913 года, получив «5» по всем предметам. В 1915 продолжил свое обучение в гимназии. Гимназию пришлось оставить, так как семья терпела большую нужду. Одно из ученических стихотворений — «Просьба солдата» — было опубликовано ещё в 1914 году в общероссийской газете «Новь». В 1921—1931 годах работал в смоленских газетах. В 1931 году переехал в Москву.
Слайд 4 Стихи и песни
Многие стихотворения Исаковского положены на музыку.
Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату»,
«В лесу
прифронтовом»,
«Летят
перелётные
птицы».
Слайд 5 Стихи и песни
В фильме «Кубанские казаки» на музыку
И.Дунаевского прозвучали его песни
«Каким ты был,
таким ты и
остался» и
«Ой, цветет
калина»
Слайд 6 Награды
За свои песни дважды получил Сталинскую премию (1943, 1949).
В 1970 году получил звание Герой Социалистического Труда.
Награждён 4 орденами
Ленина, 2 другими
орденами, а также
медалями.
Слайд 8 С 1931 Юля училась в московской школе № 131,
где преподавал её отец. С детства она любила читать и
не сомневалась, что будет литератором.
В 11 лет начала писать стихи. Посещала литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя.
В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.
Детство
Слайд 91941 год
После начала Великой Отечественной войны,
в 17-летнем возрасте Юлия Друнина записалась в добровольную санитарную дружину.
Работала санитаркой в глазном госпитале. Окончила курсы медсестер.
В конце лета 1941 года, с приближением немцев к Москве, была направлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Там, во время одного из авианалетов, она потерялась, отстала от своего отряда, и была подобрана группой пехотинцев, которым была очень нужна санитарка. Вместе с ними Юлия Друнина попала в окружение и 13 суток пробиралась к своим по тылам противника. Именно в этом пехотном батальоне – вернее, в той группе, что осталась от батальона, попавшего в окружение, — Юля встретила свою первую любовь, самую возвышенную и романтическую. В стихах и в воспоминаниях она называла его Комбат — с большой буквы, но нигде не упоминала его имени, хотя память о нём пронесла через всю войну и сохранила навсегда. Уже в самом конце труднейшего пути, при переходе линии фронта, когда в группе оставалось всего 9 бойцов, командир батальона подорвался на противопехотной мине. Вместе с ним погибли ещё двое бойцов, а Друнину сильно оглушило.
Слайд 11 Оказавшись снова в Москве осенью 1941, Юлия
Друнина вскоре вместе со школой, в которой директором был её
отец, была эвакуирована в Сибирь. Ехать в эвакуацию она не хотела и согласилась на отъезд только из-за тяжелобольного отца, перенёсшего в начале войны инсульт. Отец умер в начале 1942 года на руках дочери после второго удара. Похоронив отца, Юлия решила, что больше её в эвакуации ничто не держит, и уехала в Хабаровск, где стала курсантом Школы младших авиационных специалистов (ШМАС).
Слайд 12 По прибытии на фронт Юлия Друнина получила
назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии.
В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошёл в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьёзности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.
В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все сборники военной поэзии:
1943 год
Слайд 14 После излечения Друнина была признана инвалидом и
комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в Литературный институт, но
неудачно - её стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться, в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, ее признали годной к строевой службе.
Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боёв была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу».
В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился.
Пережитое на войне стало темой творчества Юлии Друниной.
1944-1945
Слайд 16Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) — за книгу стихов
«Не бывает любви несчастливой» (1973)
Орден Отечественной войны 1 степени (1985)
Орден
Трудового Красного Знамени
Орден Красной Звезды
Орден «Знак Почёта»
Медаль «За отвагу»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Серебряная медаль имени А. А. Фадеева (1973)
Награды и премии
Слайд 18Константин Михайлович Симонов
1915 - 1979
Слайд 19 Константин Михайлович Симонов, поэт, прозаик, драматург.
Родился
28 ноября 1915 г. в
Петрограде, воспитывался
отчимом — преподавателем
военного училища.
Детские годы Симонова прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 году семилетку в Саратове, пошел
учиться на токаря в фабрично- заводское училище.
Слайд 20 В 1931 семья переехала
в Москву, и Симонов, окончив
здесь фабзавуч точной
механики, пошел работать
на завод.
В эти же годы начал
писать стихи.
В 1936 в журналах "Молодая гвардия" и
"Октябрь" были напечатаны первые стихи
Константина Симонова.
В 1938 г закончил Литературный институт им.
М. Горького.
В 1939 был направлен в качестве
военного корреспондента на
Халкин- Гол в Монголию.
Слайд 21 С началом войны был призван в армию,
работал в газете
"Боевое знамя". В 1942
ему было присвоено звание старшего
батальонного
комиссара, в 1943 — звание
подполковника, а после войны —
полковника. Большая часть его военных
корреспонденции публиковалась в "Красной
звезде". В годы войны написал пьесы
"Русские люди", "Так и будет", повесть
"Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и
без тебя" и "Война«.
Как военный корреспондент, побывал на
всех фронтах, прошел по землям Румынии,
Болгарии, Югославии,
Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
Слайд 22Великая Отечественная война стала
главной темой в творчестве Константина
Симонова.
Сам писатель так говорил:
« Моя цель – дать почувствовать читателю,
какой была эта война. Победа нам
досталась дорогой ценой… Если я не
расскажу об этих трудностях, тогда мне не
удастся рассказать о мере
подвига нашего народа».
Слайд 23 Константин Симонов неоднократно сам бывал на передовой линии, не раз
поднимал бойцов в атаку, ходил в разведку, был в тылу
врага.
О трудностях жизни на фронте и в тылу писал он в своих рассказах,
повестях и стихотворениях.
Слайд 24Подвиг лейтенанта Лоскутова и многих других, выполнявших такое же задание,
К.Симонов прославил в стихотворении
«Сын полка».
Слайд 25 Всю жизнь и после войны
К.Симонов помнил войну и
писал
о ней.
В 1975 году, обращаясь к
народам Земли,
он сказал:
«Люди, которые хотят, чтобы
Вторая мировая война действительно
называлась в учебниках истории
последней… должны, думая о
мире, особенно хорошо
помнить уроки войны».
Слайд 26 Помните! Через века, через года
Кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили.
Детям детей
расскажите о них
Чтобы тоже запомнили!
Не плачьте, вгорле сдержится стоны
Горькие стоны,
Памяти павших, будьте достойны
Вечно достойны!
Слайд 27«СВОБОДНОЕ ПИСЬМО»
1. Что я почерпнул из этого урока?
2. Что взял
для себя?