Разделы презентаций


Адресаты лирики М.Ю. Лермонтова

Содержание

Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?»,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Мне грустно, потому что я тебя люблю...»
Любовные адресаты
лирики М.Ю.Лермонтова

«Мне грустно, потому что я тебя люблю...»Любовные адресаты лирики М.Ю.Лермонтова

Слайд 2Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в

творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении к отечеству, к

природе, детям(«Ребёнку», «Казачья колыбельная песня»), к родным(«Прости! Увидимся ль мы снова?», «Ужасная судьба отца и сына») и прежде всего – как любовь к женщине в её различных проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.
Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова, выступающий в своём конкретном воплощении

Слайд 3 Я не могу

любовь определить,
Но это

страсть сильнейшая! - любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.
«1831 июня 11 дня».
Я не могу любовь определить,

Слайд 4
Любовь

у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе чувств и порывов,

таких, как восхищение, благодарность, сострадание. Любовь может зарождаться «от скуки, от досады, от ревности»; она может быть осуществлением всегда жившего в душе идеала; любовь – это и прибежище от одиночества.
Любовь героев Лермонтова с их крайней гордостью способна порождать вражду и переходить в ненависть _ прежде всего через ревность(«Тростник», «Маскарад», у Демона, у Печорина).
В зрелой лирике Лермонтова любовь, даже отвергнутая или безнадёжная, выступает как светлое, одухотворяюще-нравственное начало.
Любовь у Лермонтова нередко проявляется в целом комплексе

Слайд 5М.Ю. Лермонтов и его Музы

У всех поэтов есть стихи о

любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не исключение. В его

жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи . В них он и воспевает, и укоряет, и показывает истинное лицо возлюбленных.


М.Ю. Лермонтов – лирический герой почти всех своих стихов и произведений. Он почти всегда писал о себе – и в то же время всегда готовился писать не о себе.

В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они - вдохновительницы и мучительницы поэта? Это Сушкова Е. А., Иванова Н. Ф., Лопухина В. А., Щербатова М. А. и Быховец Е. Г.

М.Ю. Лермонтов и его МузыУ всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И М.Ю. Лермонтов не

Слайд 6Екатерина Сушкова
Екатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость

неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18 марта 1812 года

в Симбирске.

Е.А. Сушкова обращалась с М.Ю. Лермонтовым как
с мальчиком, но отдавала должное его уму.

Она искала удачного замужества, но Лермонтов в качестве жениха её не привлекал: слишком юн. Сушкова подсмеивалась над Мишелем, как его звали друзья и близкие.

Екатерина СушковаЕкатерина Александровна Сушкова, заставившая юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман, родилась 18

Слайд 7 А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту.

Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине Александровне. Сушкова постоянно

напоминала, что Лермонтов ещё ребёнок, что стихи его – первая и не слишком удачная проба пера.
Это, несомненно, сильно ранило сердце молодого поэта.
 

Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог!

«Расстались мы...»

 А он спорил с ней до слез, доказывая свою правоту. Свои первые стихи Лермонтов посвящает, конечно, Екатерине

Слайд 8Сушковский цикл (1830-1831)
Лирический дневник юноши Лермонтова:

зарождение чувства, которое сам поэт ещё не решается


назвать любовью, и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь неразделённой любви.
Основные мотивы цикла:
неразделённая любовь, память, разлука, смерть.
Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:
«К Сушковой»;
«Благодарю!»;
«Зови надежду сновиденьем»;
«Нищий»;
«Стансы»;
«Ночь»;
«У ног других не забывал»;
«Я не люблю тебя, страстей…»
Сушковский цикл (1830-1831)     Лирический дневник юноши Лермонтова:   зарождение чувства, которое сам

Слайд 9 Нищий.
У врат обители святой
Стоял просящий

подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба

он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830г.
Нищий.У врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и

Слайд 10Наталья Иванова
После Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она –

дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.

 
 

Наталья ИвановаПосле Сушковой Лермонтов увлекся Натальей Федоровной Ивановой. Она – дочь писателя и драматурга Ф.Ф. Иванова.  

Слайд 11Знакомство произошло в Москве в 1830 г.
Ободрённый в

начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре

встретил непонимание и холодность.
Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.
Знакомство произошло в Москве в 1830 г.  Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и

Слайд 12Ивановский цикл
Большой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.

Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив напрасной, «обманутой» «жажды

любви»;
однако внутри цикла можно выделить две группы:
стихи, написанные поэтом в период духовного подъёма, вызванного первыми встречами с Натальей Фёдоровной, и стихи, темой которых становится «вероломство» возлюбленной.
Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:
«Н.Ф.И…вой»;
«Романс к И…»;
«К***»(«Всевышний…»);
«К Н.И…….»;
«Я не унижусь…»

Ивановский циклБольшой цикл юношеской любовной лирики Лермонтова 1830-1832 годов.   Большинство стихотворений цикла объединяет сквозной мотив

Слайд 13«Я не унижусь пред тобой…»:
Лермонтов надеялся, что Ивановой не так

легко будет его забыть, что он будет отомщен – хотя

бы ценою раскаяния. Любовь к Ивановой уходила в нелегкое забвение, как уходило увлечение Сушковой.

…Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!

« Я не унижусь пред тобою...»

«Я не унижусь пред тобой…»:Лермонтов надеялся, что Ивановой не так легко будет его забыть, что он будет

Слайд 14Варвара Александровна Лопухина
Одна из самых глубоких сердечных
привязанностей Лермонтова.
Встреча

с Варенькой(младшей сестрой своего
друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»
Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её.
Первая страсть Мишеля не исчезла, потому что, когда он узнал о замужестве Вареньки, то очень сильно расстроился

Варвара Александровна  Лопухина Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой(младшей сестрой своего друга

Слайд 15Он любит ее одну и верен ей одной. Это была

глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи, связанные с В.

Лопухиной, объединяют два взаимосвязанных мотива: возвышенность одухотворенной личности лирической героини и самопожертвование героя ради ее счастья.

Стихотворения, посвящённые Лопухиной:
«К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
«К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;
«К*»(«Оставь напрасные заботы..»;
«Она не гордой красотою…»;
«Слова разлуки повторяя…».

Он любит ее одну и верен ей одной. Это была глубокая привязанность, всю жизнь сопровождавшая поэта. Стихи,

Слайд 16Она не гордой красотою...
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не

водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее- не стан богини,
И

грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако, все ее движенья,
Улыбка, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Она не гордой красотою...Она не гордой красотоюПрельщает юношей живых,Она не водит за собоюТолпу вздыхателей немых.И стан ее-

Слайд 17Мария Щербатова
М.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая,

тонкая, с бронзовым блеском в волосах.
Зимой 1839 г. поэт

был сильно заинтересован Щербатовой, Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.
Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Вся теплота любви сосредоточилась в нем одном. Лермонтов говорил Щербатовой: «Мне грустно, что я вас люблю, и знаю, что за этот легкий день нам придется дорого рассчитаться».
По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

Мария ЩербатоваМ.А. Щербатова – новая возлюбленная Лермонтова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой

Слайд 18Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю, И знаю: молодость

цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье. За каждый светлый день иль

сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе. Мне грустно... потому что весело тебе.


 
 

 
«Печальной отчизны примеру,
В надеждах на бога
Хранит она детскую веру;
Как племя родное,
У чуждых опоры не просит
И в гордом покое
Насмешку и зло переносит;
От дерзкого взора
В ней страсти не вспыхнут пожаром.
Полюбит не скоро,
Зато не разлюбит уж даром».

Отчего Мне грустно, потому что я тебя люблю,  И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы

Слайд 19Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)
Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится

к началу 30-х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских

лет С.П.Сушкова. Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.
Графиня была участницей прощального вечера 12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».
Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12-1858)Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30-х годов. Ростопчина была

Слайд 20Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта

на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с надписью: «Михаилу

Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841».
На гибель Лермонтова поэтесса откликнулась стихотворением «Нашим будущим поэтам»; позднее она пишет стихотворения «Пустой альбом», «Поэтический день».
Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.


Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а после отъезда поэта на Кавказ передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841)

Слайд 21Екатерина Быховец
Последней женщиной в жизни Лермонтова стала

Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет лица и черные

очи… Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Поэтому именно Быховец? Да поэтому, что она была похожа на В. Лопухину.


В день дуэли утром она беседовала с Лермонтовым, потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 августа 1841 года – взволнованный рассказ о взаимоотношениях Лермонтова с Н.С. Мартыновым, о дуэли, смерти, похоронах поэта.

Екатерина БыховецПоследней женщиной в жизни Лермонтова стала    Е.Г. Быховец- дальняя родственница Лермонтова. Бронзовый цвет

Слайд 22 ***
Нет, не

тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю

в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
1841г.
***Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня

Слайд 23Вместо заключения...
Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он

ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство остается без ответа.

М.Ю. Лермонтов искал женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть; ищет родную душу, ту единственную, которая будет ему помогать в нелегкие минуты, будет понимать, и уважать его.

К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами.
Любовь приносит ему горечь, разочарование и страдания!


Вместо заключения...Лермонтов – мечущийся человек, ищущий ласку и любовь. Он ищет истинную любовь, взаимную, но его чувство

Слайд 24Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак

любовной лирики Лермонтова:
«…в этих произведениях почти никогда

не выражается любовь в настоящий, в тот момент, когда она охватывает душу и наполняет жизнь».
Не любви ищет поэт, а «иное» в любви. Отрицание – вот реакция поэта на чувство, живущее в нём «сейчас»:
«Она(любовь), как чумное пятно…»;
«Всё, что любит меня, то погибнуть должно»;
«Мне грустно, потому что я тебя люблю»;
«Нет, не тебя так пылко я люблю».

Русский философ В.Соловьёв указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова:   «…в этих

Слайд 25 Любить…но кого

же?..на время

– не стоит труда, А вечно любить невозможно…
Любить…но кого же?..на время

Слайд 26Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное

– тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших очей»), или тот

идеал, что в будущем(«бесплотное виденье»).
Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:

Я б желал так заснуть,
Чтоб всю ночь, весь день мой слух
лелея,
О любви мне сладкий голос пел…



Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Любить стоит только невозможное – тот идеал, что в прошлом(«огонь угаснувших

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика