Слайд 2Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко; 11 (23) июня
1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская
область, РСФСР) — русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из крупнейших русских поэтов XX века.
Слайд 3Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама
она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты
двое близких ей людей (её муж в 1910—1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953 году) и единственный сын Лев Гумилёв (провёл в заключении в 1930—40-х и в в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Слайд 4Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась
замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946
года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.
Слайд 5Биография
Родилась в одесском районе Большой Фонтан, в семье инженера-механика флота
в отставке. В 1890 году семья переехала в Царское Село.
Первое
стихотворение опубликовано в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.
Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
В «Поэме без героя» (1940—1962, полностью опубликована в 1976) — Ахматова попыталась воссоздать эпоху «серебряного века» русской литературы. Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина, воспоминания о современниках.
Умерла в Домодедово (Подмосковье), похоронена в Комарово, под Санкт-Петербургом.
Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими.
Слайд 6Жизнь и творчество
1900—1905 — учёба в Царскосельской гимназии.
1906—1907 — учёба
в Киевской Фундуклеевской гимназии.
1908—1910 — учёба на Киевских высших женских
курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.
Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве — Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии Ахматовых (известных с XVI века), по матери — из старинного татарского рода князей Чагадаевых, обрусевшего в XVII веке.
1910 — в апреле вышла замуж за Н.Гумилёва.
Анна Ахматова на рисунке Модильяни. 1911 год
1910—1912 дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амадео Модильяни несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.
1911 — первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1908, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже одно её стихотворение в издававшемся им журнале «Сириус»).
Слайд 71912 — в октябре родился сын — Лев Николаевич Гумилёв.
1912
— в марте вышла первая книга, сборник «Вечер», в издании
«Цеха поэтов» тиражом 300 экз.
1914 — весной впервые выходят «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом — 1000 экз. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий.
1917 — третья книга «Белая стая» тиражом в 2000 экз. в издательстве «Гиперборей».
1918
состоялся развод с Гумилёвым, в августе.
выходит замуж за учёного-ассиролога и поэта В. К. Шилейко.
1921
в апреле, в издательстве «Петрополис» выходит сборник «Подорожник» с тиражом 1000 экз.
лето — расстаётся с В. К. Шилейко.
в ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.
в октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».
Слайд 81922 — фактически становится женой искусствоведа Н. Н. Пунина.
8 июня
1926 — оформлен развод с В. К. Шилейко, собиравшимся вступить
во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).
22 октября 1935 — арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.
1938 — арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын — Л. Н. Гумилёв.
С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации.
Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» 1965 писала об этом так: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать».
1935—1940 написана поэма «Реквием».
1938 — расстаётся с Н. Н. Пуниным.
1940 — новый, шестой сборник: «Из шести книг».
Слайд 91941 — войну встретила в Ленинграде. Позднее по настоянию врачей
была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через
Казань в Ташкент. В Ташкенте выходит сборник стихотворений Анны Ахматовой.
1943 — кончается срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклагере. Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он уходит добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.
1945 — 15 мая Ахматова возвращается из эвакуации в Москву.
1946 — постановление ЦК «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.
1949 — 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей.
В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. С 1935 года и до окончательного освобождения Льва Николаевича поэтесса предельно осторожна в публичных высказываниях. Попыткой (неудачной) продемонстрировать лояльность к режиму являлась публикация цикла стихов «Слава Миру» (1950). В дальнейшем Ахматова неизменно исключала этот цикл из всех своих сборников.
Слайд 101951 — 19 января по предложению А. А. Фадеева восстановлена
в Союзе советских писателей.
1953 — в августе умер в лагере
Абезь (Коми АССР) Н. Н. Пунин.
1956 — возвращается из заключения реабилитированный после XX съезда Л. Н. Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения; с этого времени отношения между ними были напряжёнными.
1962 — Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
1964 — в Италии получила премию «Этна-Таормина».
1965
диплом почётного доктора Оксфордского университета.
издан сборник «Бег времени».
1966
5 марта — умерла в санатории в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму в Домодедово (Подмосковье).
7 марта — в 22:00 по Всесоюзному радио передают сообщение о смерти выдающегося поэта Анны Ахматовой. Похоронена в Комарове, под Ленинградом.
Слайд 11Официальная оценка советскими властями
Постановление Оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах
„Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года:
Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.
Член Политбюро ЦК ВКП (б) Андрей Жданов 15 — 16 августа 1946 года из докладов (обобщённая стенограмма):
<…> Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. <…> Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой. Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых <…>
Слайд 12Памятник
В Петербурге есть памятники Ахматовой — во дворе филологического факультета
государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.
5
марта 2006 года, к сороковой годовщине со дня смерти Анны Андреевны в Санкт-Петербурге в саду возле Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (сам памятник — дар Николая Нагорского).
В Фонтанном доме, где расположен литературно-мемориальный музей поэтессы, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории».
В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыли памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала его разместить. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было сбыться.
Слайд 15Любопытные факты
Знаменитая «Зеленая будка» — дача Анны Ахматовой в поселке
Литфонда в Комарово (Ленинградская область) была впервые ограблена в 2008
году. При жизни поэтессы никто не пытался проникнуть на дачу с целью совершения кражи или иного преступления
В 1914 году Натан Исаевич Альтман написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала об этом портрете: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зеленая, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова „Четок“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».