Слайд 4ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Жизненные моменты авторов произведений, напрямую связанных с конкретным произведением;
Влияние
общественной жизни на замысел произведения;
Отражение времени;
Подражание историческим лицам.
Слайд 10ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
1. Установите границы эпизода
(временные, пространственные, текстовые).
2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать
ему название.
3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода ( пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
Слайд 11ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
Место эпизода в развитии сюжета и композиции
произведения;
Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений);
Какие события происходят
в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются;
Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности;
Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью;
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается;
Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
Слайд 12ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Автор, заглавие;
Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра,
письмо);
Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия);
Сюжет, композиция,
проблема;
Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения;
Лирический герой;
Место автора в произведении;
Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения;
Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи);
Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические);
Ваше мнение.
Слайд 13ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.
Как писать сочинение?
Композиция сочинения:
Вступление
Основная часть
Заключение
Слайд 14ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о
той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ
на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
Слайд 15ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии
с заданной темой.
В основной части следует избегать:
Пересказа литературного произведения;
Изложение сведений,
не имеющих прямого отношения к теме;
В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.
Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
Слайд 16ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
Короткой, но емкой;
Органически связана
с предыдущим изложением.
В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.