Слайд 1Презентация
методической разработки раздела общеобразовательной программы «Система уроков внеклассного чтения
и бесед по современной литературе в школе»
учителя русского языка
и литературы
МОУ Криушинской СОШ Трушкиной Елены Алексеевны.
Слайд 2Актуальность:
Современные школьники не особенно любят читать. Общение
с книгой сегодня им заменяет компьютер. Чтобы заинтересовать ученика чтением,
необходимо серьёзно подходить к выбору произведений. Современная литература неизменно занимает первое место в кругу чтения всех категорий читателей, и, прежде всего, - наших учеников. Это не случайно: он, вступающий в жизнь человек, ищет ответы на волнующие его вопросы в произведениях, современных ему. Идущий от самого читателя запрос, его готовность к восприятию текущей, близкой по времени литературы используется в целях идейного, нравственного, эстетического воспитания личности. Книга должна звать в жизнь, общение с книгой – общение с жизнью.
Слайд 3 Цели и задачи:
знакомство с произведениями писателей современной литературы,
пробуждение интереса к их творчеству;
формирование личностного отношения к прочитанному;
развитие навыков
грамотного и свободного владения литературной речью(письменной и устной);
воспитание эмоциональной отзывчивости и эстетических качеств при восприятии художественного произведения.
Слайд 4Методы и формы:
метод творческого чтения;
использование КТ;
исследовательский;
метод самостоятельной работы;
вопросно-ответный ход рассуждения;
работа
в группах для решения проблемного вопроса.
Слайд 5 Ожидаемый результат освоения раздела программы.
Данная система уроков внеклассного
чтения поможет
повысить уровень читательской культуры, читательского вкуса;
воспитать читателя, способного вникать
в психологию героев, осмысливать их характер, поступки, нравственные закономерности, соотносить прочитанное с реальной жизнью;
грамотно строить развёрнутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
творческому самовыражению детей.
Слайд 6Планирование по разделу.
6 центральных тем в современной литературе (9-11
классы):
«В краю истоков» (О земле, о деревне, о человеке).
«Так это
было на земле» (Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев).
«Память пылающих лет» (Человек в горниле Великой Отечественной войны).
«Кто мы на этой земле?» (Человек и природа, отношение его к окружающему миру).
«Что с нами происходит?» (Нравственные проблемы в современной литературе).
«Поэзию любят красивые люди» (Современная поэзия).
Слайд 7 «Кто мы на этой земле?»
(Нравственные уроки литературы о
«братьях наших меньших»).
5 класс В.П.Астафьев «Капалуха», «Зачем я
убил коростеля?»
6 класс Н.Краснов «Адель и Человек», Л.Суздалева «Снежок».
7 класс Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо».
8 класс П.П.Краснов «Шатохи».
9класс К.Паустовский «Золотая роза» (Анализ эпизода).
10 класс Г.Н.Владимов «Верный Руслан».
11 класс В.Шаламов «Храбрые глаза», «Белка», «Медведи».
Слайд 8 Актуальность этих уроков, объединённых общей темой, связана с
неблагоприятной ситуацией, сложившейся в нашем обществе в связи с большим
количеством бездомных, беспризорных, бродячих собак, кошек, в том числе брошенных бывшими хозяевами; с необходимостью положительного примера гуманного отношения к животным.
Слайд 96 класс
Тема ответственности человека за свои поступки.
Н.Краснов
«Адель и человек»,
Л.Суздалева «Снежок».
Человек, обидевший своего питомца, бросивший его, не остаётся безнаказанным.
Слёзы всегда возвращаются к тем, кто их вызвал в других.
Слайд 107 класс
Тема: «Мы в ответе за тех, кого
приручили» (А.де Сент – Экзюпери)
П. П. Краснов «Шатохи»
Им объявили смертную борьбу –
Придумали обстрелы и облавы.
С.Куняев
Слайд 116-7 классы
Тема: Всё, как у людей…
(Материнское
чувство у животных).
Слайд 16
И сколько в ней было муки!
И сколько в ней было
силы!
Т.Шорыгина
«Гнездо»
Слайд 17 «Спасибо вам, мамы! Крылатые, меховые и чешуйчатые, четвероногие и
двуногие. Живущие на земле и под землёй, в водной толще
и парящие в небе. Спасибо за то, что вы у нас есть».
(Из сочинения)
Слайд 189 класс
Тема: «Глупая собака» (Анализ эпизода)
К.Паустовский «Золотая роза» (Рассказ
«Старик в станционном буфете»)
- Просишь, стерва? – спросил он. –
А где твой хозяин?
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! – крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! – крикнул старик.
Слайд 1910 класс
Г.Н.Владимов «Верный Руслан»
Тема:
«Что вы сделали, господа!»(М.Горький «Варвары»)
Слайд 2011 класс
Тема: Трудный и серьёзный животный мир.
В.Шаламов «Храбрые глаза»
«Белка»
«Медведи»
Слайд 21Домашние задания (фрагменты детских презентаций).
Памятники животным.
Рядом с ними…(Писатели и животные).
Слайд 32 Уроки внеклассного чтения данной системы, построенные
на эмоциональной отзывчивости, интересны, увлекательны и результативны. Это действительно
«часы воодушевления, эмоционального подъёма…нравственного прозрения».
Использование данной системы уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе позволяет выйти на иной уровень преподавания, приводит к высокому уровню результативности обучения и воспитания детей, к моральному удовлетворению от своей работы.