Разделы презентаций


А.Н. Толстой Пётр Первый. Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению 11 класс

Содержание

Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к

сочинению.
Урок литературы в 11 классе

А.Н.Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению. Урок литературы

Слайд 2



Ясинская
Светлана


Георгиевна
МОУ «СОШ № 22»
Череповец

Ясинская  Светлана  Георгиевна  МОУ «СОШ № 22»

Слайд 3Содержание
Цель урока.
Найдите ошибки.
Повторение. Определение эпизода.
Повторение. Роль эпизода в тексте.
Повторение. Эпизод

как часть сюжета.
Повторение. Сочинение – рассуждение.
Повторение. План анализа эпизода.
Анализ эпизода.

Вступление сочинения.
Анализ эпизода. Основная часть сочинения.
Анализ эпизода. Заключение сочинения.
Домашнее задание.
Литература.

СодержаниеЦель урока.Найдите ошибки.Повторение. Определение эпизода.Повторение. Роль эпизода в тексте.Повторение. Эпизод как часть сюжета.Повторение. Сочинение – рассуждение.Повторение. План

Слайд 4Цель урока
Сегодня мы два урока посвящаем разбору

фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа

анализа эпизода.
Урок имеет обобщающий характер.


Цель урока   Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке

Слайд 5Найдите ошибки
1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с

досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…

- Женить тебя хочу…
Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…
Большие ступни повернулись носками внутрь.
2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне . Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?


Найдите ошибки   1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против

Слайд 6Повторение
Определение эпизода.

В науке определений эпизода много. Вот лишь два.

Прочитайте
Что объединяет эти определения ?
В чём различие ?
Назовите синонимы к слову эпизод.




Повторение       Определение эпизода.    В науке определений эпизода много.

Слайд 7Определение эпизода
Эпизод ( греч. привходящий, посторонний

) – та или иная в известной степени завершённая и

самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпизод - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.


Определение эпизода    Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной

Слайд 8Синонимы
Отрывок, фрагмент, часть

Синонимы    Отрывок, фрагмент, часть

Слайд 9Повторение
Роль эпизода в тексте
Мы всегда пытаемся понять,

зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль

в произведении.
Какие функции эпизода могут быть в тексте?
Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.



ПовторениеРоль эпизода в тексте   Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте,

Слайд 10Роль эпизода в тексте
1.Характерологическая.

Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
2.Психологическая.

Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
3.Поворотная.
Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
4.Оценочная.
Автор даёт характеристику персонажа или события.


Роль эпизода в тексте    1.Характерологическая.    Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.

Слайд 11Повторение
Эпизод как часть сюжета
Эпизод входит в какой-либо элемент

сюжета.
Назовите набор сюжетных элементов.
В какой элемент сюжета входят

такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера.
Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор.
Приведите примеры таких фрагментов.




ПовторениеЭпизод как часть сюжета  Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета. Назовите набор сюжетных элементов. В какой

Слайд 12Сюжетные элементы
1.Экспозиция
2.Завязка
3.Развитие действия

4.Кульминация
5.Падение действия
6.Развязка
7.Эпилог

Сюжетные элементы  1.Экспозиция  2.Завязка  3.Развитие действия  4.Кульминация  5.Падение действия  6.Развязка

Слайд 13Внесюжетные элементы
1.Описание:
пейзаж
портрет
интерьер

2.Авторские отступления
3.Вставные эпизоды

Внесюжетные элементы  1.Описание:  пейзаж  портрет  интерьер 2.Авторские отступления 3.Вставные эпизоды

Слайд 14Повторение
Сочинение – рассуждение
Анализ эпизода строится как

рассуждение.
Вспомним схему рассуждения.


Повторение Сочинение – рассуждение   Анализ эпизода строится как рассуждение.  Вспомним схему рассуждения.

Слайд 15Строение сочинения – рассуждения
I. Тезис ( основная мысль

сочинения )
Почему?
Потому что, так как.
II.

Обоснование : аргументы и примеры
Что из этого следует?
Поэтому , следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.


Строение сочинения – рассуждения  I. Тезис ( основная мысль сочинения )  Почему?  Потому что,

Слайд 16Повторение
План анализа эпизода
Вспомним план анализа эпизода.
А теперь переходим

к конкретному эпизоду.
Книга 3, глава 2

(5)



ПовторениеПлан анализа эпизода  Вспомним план анализа эпизода.А теперь переходим к конкретному эпизоду.    Книга

Слайд 17План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль

эпизода в тексте».
Вступление
1.Что такое эпизод? Дать определение.

2.Предположение о роли этого эпизода в произведении
(тезис сочинения).


План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».Вступление  1.Что такое эпизод?

Слайд 18План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль

эпизода в тексте».
Основная часть ( аргументы и примеры )
1.Сжатый

пересказ данного фрагмента.
2.Место эпизода в композиции текста.
Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?
3.Место эпизода в сюжете произведения.
Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?


План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».Основная часть ( аргументы и

Слайд 19План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль

эпизода в тексте».
5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое

в характерах героев.
6.Каков предметный мир произведения?
Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно это в данном эпизоде?
7.Мотивы эпизода.
Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
Ассоциации.
Библейские, фольклорные, античные.


План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».  5.Расстановка персонажей в

Слайд 20План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль

эпизода в тексте».
8.От чьего имени ведется повествование?

Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ).
Почему?
9.Организация речи.
Повествование , описание, монолог, диалог.
Почему?
10.Языковые средства.
Тропы и фигуры.


План анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».  8.От чьего имени

Слайд 21Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль

эпизода в тексте».
Заключение ( вывод )
1.Роль эпизода в произведении

(перекличка со вступлением ).
2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.


Схема анализа эпизода прозаического текста. План сочинения – рассуждения «Роль эпизода в тексте».Заключение ( вывод ) 1.Роль

Слайд 22Анализ эпизода
Вступление сочинения
Каким может быть вступление?
Предложите

тезис рассуждения.
Может быть и другой тезис.
Прочитайте часть статьи литературоведа

М.Свердлова о романе «Пётр Первый».
Какую роль играет этот эпизод?





Анализ эпизода Вступление сочиненияКаким может быть вступление?   Предложите тезис рассуждения. Может быть и другой тезис.Прочитайте

Слайд 23Тезис - 1
Новая Россия строится, но какая страшная цена .

Сложные отношения царя и народа.


Тезис - 1Новая Россия строится, но какая страшная цена . Сложные отношения царя и народа.

Слайд 24М. Свердлов Вопрос о смысле жизни
Что же

занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут

ли герои романа смысл жизни?
Да, в профессиональной области.
Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный),
кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).


М. Свердлов Вопрос о смысле жизни    Что же занимает место нравственных исканий в «Петре

Слайд 25М. Свердлов Вопрос о смысле жизни
В петровской России,

как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или

«пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.


М. Свердлов Вопрос о смысле жизни   В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек

Слайд 26М. Свердлов Вопрос о смысле жизни
А профессионал

над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно

и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.
Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.


М. Свердлов Вопрос о смысле жизни    А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр;

Слайд 27Тезис - 2
Профессионализм – основа государства Петра I,

без профессионалов реформы невозможны.


Тезис - 2  Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.

Слайд 28Анализ эпизода
Основная часть сочинения
Основная часть начинается со сжатого пересказа.
Какое

место занимает эпизод в композиции текста?
Что происходит в

4 главке?
Что происходит в 6 главке?
Как связаны все эти эпизоды?





Анализ эпизодаОсновная часть сочиненияОсновная часть начинается со сжатого пересказа. Какое место занимает эпизод в композиции текста? Что

Слайд 29 Событие в 4 главке
Царь

в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом

XII.


Событие в 4 главке  Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке

Слайд 30Событие в 6 главке
Пётр возвращается домой, говорит

Меншикову о Голикове, начинается ледоход.


Событие в 6 главке   Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.

Слайд 31Связь эпизодов
Строительство города, выход к морю –

государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность.

Связь эпизодов   Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная

Слайд 32Анализ эпизода
Какое место занимает эпизод в сюжете?
Какие темы, проблемы

романа отражаются в этом фрагменте?
Как раскрываются характеры героев в

этом эпизоде?
Докажите текстом.




Анализ эпизодаКакое место занимает эпизод в сюжете? Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте? Как раскрываются

Слайд 33Место в сюжете
Развитие действия


Место в сюжете    Развитие действия

Слайд 34 Темы и проблемы
Коррупция в окружении

царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.


Темы и проблемы  Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский

Слайд 35Характеры героев
Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый

, настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.


Характеры героев   Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.

Слайд 36Анализ эпизода
Почему у бородатого нет имени?
Каков предметный мир фрагмента?

Найдите пейзаж.
Найдите портрет.
Найдите

интерьер.
Зачем они здесь нужны?
Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.
Какие ассоциации возникают?
Лабораторная работа.





Анализ эпизодаПочему у бородатого нет имени? Каков предметный мир фрагмента?  Найдите пейзаж.  Найдите портрет.

Слайд 37Символ
Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский

народ.

Символ  Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.

Слайд 38Детали
Детали создают образ эпохи Петра I.


Детали   Детали создают образ эпохи Петра I.

Слайд 39Мотивы
Мотив встречи царя и простого человека. Простой

человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя.


Мотивы   Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают

Слайд 40Лабораторная работа
Работа в группах или в парах.
Исследование формы повествования, организации

речи, языковых средств эпизода.


Лабораторная работаРабота в группах или в парах.Исследование формы повествования, организации речи, языковых  средств эпизода.

Слайд 41 Анализ эпизода
Заключение сочинения
Кто уже может сделать вывод?
Какие

темы развиты здесь?
Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?



Анализ эпизодаЗаключение сочиненияКто уже может сделать вывод?Какие темы развиты здесь?Как фрагмент раскрывает идею романа

Слайд 42Роль эпизода в тексте
Этот эпизод помогает понять

характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей,

ему важны их профессиональные качества.


Роль эпизода в тексте   Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру

Слайд 43Идея
Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь

всех людей. На первый план выходят люди – профессионалы, способные

и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.


Идея   Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди

Слайд 44Домашнее задание
Написать черновик сочинения типа анализа эпизода

на тему
«Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого

«Пётр Первый».


Домашнее задание   Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему  «Роль главы 2 (5)

Слайд 45Литература
1.Свердлов М. По ту сторону добра и зла.

Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004

2.Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003,
№ 4
3.Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
4.Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003


Литература  1.Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика