Слайд 1Анализ лирического стихотворения
Слайд 2Анализ лирического стихотворения, с одной стороны, представляется менее сложной, чем
анализ фрагмента, задачей, потому что перед глазами в процессе работы
постоянно находится весь текст художественного произведения. Однако, с другой стороны, при выполнении данного задания особенно часто возникают проблемы, связанные с содержанием и построением речевого высказывания. Что прежде всего необходимо учесть, анализируя лирическое произведение?
Слайд 3Что прежде всего необходимо учесть
Во-первых, какой бы вы ни избрали
путь анализа (от содержания к форме или от формы к
содержанию, от общего к частному или от частного к общему), не следует старательно «препарировать» поэтический текст, сбиваться на частности.
Лучше в отдельных образах, деталях, художественных приемах, языковых особенностях постараться уловить основные настроения, характер лирического переживания, авторскую идею.
Нужна не констатация того, что есть в произведении (или чего в нем нет!), а читательская рефлексия по поводу художественного произведения, основанная на анализе текста в единстве его содержания и формы. Недостаточно просто указать, что в стихотворении много эпитетов, и перечислить их. Необходимо объяснить смысл использования данного приема в тексте.
Слайд 4Во-вторых, используя примерные планы анализа лирического стихотворения, рассматривайте эти планы
именно как примерные, не сбивайтесь на перечисление, формальные поиски ответов
на все вопросы. Для анализа каждого поэтического текста все равно необходимо избрать свою последовательность, отмечать прежде всего те моменты, которые особенно важны в данном произведении.
Слайд 5В-третьих, при анализе стихотворного текста требуется более основательная подготовка по
теории литературы, в том числе по стиховедению.
Поэтому стоит проверить
свои знания, используя словарь теоретико-литературных понятий. В работе вовсе не обязательно нарочито демонстрировать свои познания в этой области. Использование терминологии современного литературоведения необходимо, но важнее все-таки показать умение анализировать поэтический текст, предложить собственное его прочтение, развернутую интерпретацию.
Слайд 6Анализ лирического стихотворения, как и любая творческая работа по литературе,
любое сочинение, должен строиться по четкому плану.
Здесь тоже очень
важно продумать возможные подходы к теме (вступление), а также варианты заключительной части.
В комментарии к теме могут присутствовать слова: восприятие, истолкование, оценка.
Рассмотрим их смысл в контексте темы.
Слайд 7Восприятие
Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения.
Вы можете написать о том, какой отклик нашло в
вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художпиками.
Слайд 8Истолкование
Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и
формы.
Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора
и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.
Слайд 9Оценка
Оценка это замечания о той или иной стороне мастерства автора
стихотворения и вывод о художественной цепкости исследуемого текста, месте произведения
в творчестве автора, лите-£ ратуре в целом. Оценка — это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, С сформировавшееся в процессе анализа произведения
Анализ лирического произведения потребует от пишущего умения отбирать и систематизировать необходимый материал, оперировать литературоведческими понятиями и терминами. Рассмотрим смысл и возможности применения некоторых из них.
Слайд 10Литературоведческие понятия и термины
Слайд 11Литературоведческие понятия и термины
Слайд 12Литературоведческие понятия и термины
Слайд 13Литературоведческие понятия и термины
Слайд 14Универсального плана, алгоритма, которым можно воспользоваться при разборе стихотворения, не
существует. Ниже предлагается примерный план анализа лирического стихотворения, в котором
отдельные вопросы (в зависимости от особенностей конкретного произведения) могут не рассматриваться, а некоторые пункты плана будут развернуты, объединены с другими, станут основой вашей интерпретации поэтического текста:
Слайд 15Примерный план анализа лирического стихотворения
1. История создания стихотворения. К какому
периоду творчества поэта оно относится? Входит ли в какой-то цикл
(или сборник)? В чем своеобразие этого цикла (или сборника)?
2. Проблематика, основные темы, мотивы и настроения.
3. Какова основная идея стихотворения (пафос)?
4. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты каких жанров нашли отражение в стихотворении?
5. Особенности лирического сюжета.
6. Образ лирического героя. Характер лирического переживания.
7. Основные образы в стихотворении и приемы их создания.
8. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы (строфика, ритмическая организация, стихотворный размер, рифма).
9. Средства художественной изобразительности (тропы). Что можно сказать об их выборе и сочетании?
10. Особенности поэтического языка (лексика, синтаксис).
11. Звук, свет и цвет в стихотворении.
12. Принадлежность стихотворения тому или иному творческому методу, направлению, течению. Связь с традицией мировой и отечественной культуры.
13. Известные отзывы о стихотворении, его научные и художественные интерпретации. Какая из этих интерпретаций ближе всего вам?
14. Значение данного стихотворения в творческой эволюции поэта, истории русской литературы (русской культуры).
Слайд 16Эта общая схема, однако, не содержит алгоритма, т. е. последовательности
операций, которые необходимо осуществить в процессе анализа.
Сама возможность создания
такого алгоритма проблематична, поскольку оценивать предлагается своеобразие произведения.
Тому, кто хочет научиться разбирать лирическое произведение, но не знает, с чего начать, можно рекомендовать, имея в виду общие положения, выстроить систему вопросов.
Слайд 18Источник
Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы
/ Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух
и др. / сост. В. Ф. Чертов. — 2-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2007. — 432 с.