Слайд 2Визитная карточка
Автор: Старых Наталья
Класс: 8
Руководитель: Старых С.М.
Учебный предмет: Литература, МХК.
Слайд 3Цели исследования:
1) Сравнить содержание произведения Э. Казакевича «Звезда» с одноименным
фильмом режиссера Н.Лебедева, снятым по мотивам повести.
2) Доказать, в чем
состоит преимущество чтения художественного произведения по сравнению с просмотром его экранизации.
3) Развивать интерес учащихся к чтению литературы.
Слайд 4Объекты исследования:
Повесть Э. Казакевича «Звезда»
Художественный фильм «Звезда» режиссера Н. Лебедева.
Слайд 5Методы исследования:
Чтение повести «Звезда»;
Просмотр одноименного фильма;
Сравнение произведений искусств;
Подведение итогов исследования;
Подбор
информации в сети Интернет.
Слайд 6Проблемный вопрос:
Зачем читать книги?
Слайд 7Гипотеза:
Чтение способствует более глубокому пониманию идеи художественного произведения, нежели просмотр
фильмов, снятых по мотивам книг.
Слайд 8Результаты опроса
Приняли участие 22 человека.
Читают книги в свободное от учебы
время: 8 человек.
Читают по школьной программе: 15 человек.
В библиотеке бывают
редко: 7 человек.
Чему отдадите предпочтение?
книге - 2 чел. Фильму - 20 чел.
Слайд 9
Художественный фильм «Звезда»
Режиссер
Н. Лебедев
Фильм снят в 2002
году.
Слайд 10
(1913 - 1962)
Повесть написана в 1947 году
Слайд 11Сходство
И книга, и фильм посвящены подвигу группы разведчиков под
руководством лейтенанта Травкина.
Слайд 12Различия
В повести из 11 глав 7 посвящены времени до последнего
задания разведчиков.
Автор подробно описывает военный быт солдат («Война стала для
них бытом, а этот взвод - единственной семьей»), ведь в быту войны рождается подвиг, рассказывает о каждом из разведчиков, характере, мыслях, чувствах.
Слайд 13« Колхозная хватка сибиряка Аниканова, сметливость и точный расчет металлиста
Марченко, портовая бесшабашность Мамочкина - все это наложило свой отпечаток
на их поведение и нрав, но прошлое уже казалось далеким. Не зная, сколько еще продлится война, они ушли в нее с головой.
Слайд 14
Читатель получает представление о мотивах, ведущих каждого воина в бой.
Письмо из госпиталя сержанта Аниканова к командиру
« И я думаю
про вас, товарищ лейтенант Травкин, и про товарищей моих в моем взводе, вспоминаю наши боевые дела, а главное - мучение ваши и как вы бьетесь за нашу великую родину, и сердце обливается кровью. И прошу вас, товарищ лейтенант, поговорить с товарищем Сербиченко, может, он пошлет на меня требование. Чтоб отпустили меня к вам. Не могу я здесь без вас, потому, товарищ Травкин, совестно, что не довел до конца эту войну вместе с вами, а живу, как зажиточный колхозник.»
Слайд 15В фильме этот момент отсутствует. Его создателям интересно задание, бой,
подвиг, а не жизнеописание.
Ведь современный зритель вырос на боевиках.
Слайд 16Лейтенант Травкин - нежный и любимый сын и брат, до
войны успевший лишь окончить школу, любивший физику, имевший склонность к
научной работе
Слайд 19Герои полюбились нам. И то, что гибнут полюбившиеся нам люди,
потрясает нас.
Слайд 20Вот группа Травкина во вражеском тылу
Слайд 21В конце фильма оставшиеся в живых разведчики оказываются заживо сожженными
в сарае, окруженном немцами. А в книге другой финал.
Слайд 23В фильме эпизод убийства добытых «языков» дан подробно, крупным планом.
В
8 главе повести «Звезда» изображаются страдания бойцов перед выполнением страшной
работы:
« Травкин с младенческих лет был воспитан в любви и уважении к рабочим людям, но этого немца надо было убить. Немец почувствовал и эту жалость, и эту непреклонность в глазах Травкина. То был не глупый немец: будучи наборщиком, он прочитал немало умных книг и понимал, что за люди стоят перед ним, и он зарыдал, увидев смерть в образе этого юного красавца лешего с большими жалостливыми и непреклонными глазами».
Слайд 24Э. Казакевич создал книгу правдивую и в то же время
не ужасную. Ему удалось избежать показа смерти, трупов, зверства. Он
сумел тактично рассказать о войне.
А. Твардовский
Показана ли правда о войне?
Слайд 25Современное кино навязывает подрастающему поколению, более смотрящему, чем читающему, жестокую
«правду войны». Может быть это и нужно, чтобы помнили, чтобы
знали, что война – ужасна, страшна, что этого нельзя больше допустить?
Может быть. Но так много крови мы видим на экране, что притупляется восприятие. А правды о душе солдата, о том, что и как переживает он на войне, мало.
Слайд 26Смысл названия повести
« Звезда»
Позывной группы Травкина
Небесное тело, ночью видимое
как светящаяся точка
Звезда - романтический смысл высокого, недосягаемого. И бесконечность, и красота, и тайна.
Слайд 27В пятой главе сказано: « Чем ближе к переднему краю,
тем напряженнее и сдавленнее воздух, словно это атмосфера не земли,
а какой- то большой неведомой планеты»
Разведчики, выходя на задание, отрываясь от своих переставали чувствовать землю под ногами. И в эфир неслись слова: «Земля, я Звезда!»
И позывной, и высота, и яркость человеческой души, зовущая к возвышению.
Слайд 28Свет звезды озаряет судьбу каждого героя повести и всех ее
читателей
Слайд 29
Это почувствует каждый, кто соприкоснется с повестью.
Показать это средствами
кино очень трудно, даже невозможно. Но ведь есть книги! Читать
труднее , чем просто смотреть! Но разве просмотр фильма может заменить книгу?
Слайд 30Э.Г. Казакевич
Большое счастье быть писателем Великой Читающей Державы …
Слайд 32Выводы по проекту:
Повесть подробно рассказывает о мотивах, ведущих героев в
бой.
Крупным планом в повести показаны чувства бойцов, их страдания.
Казакевич изобразил
правду о войне тактично, не ожесточая читателя.
Автор осветил каждого, кто соприкоснулся с повестью, звездным светом.
Чтение книги, нежели просмотр фильма, помогло глубже понять основную идею художественного произведения.
Чтение должно стать необходимостью и обязанностью каждого человека, чтобы вернуть нашей Родине звание «Великая Читающая Держава».