Анализ рассказа
А.П.Чехова
«
Хамелеон»
Слайд 2А.П.Чехов (1860-1904 )
Передо мною
был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным
и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. Глаза,
В.Г.Короленко
Передо мною был молодой человек, несколько выше среднего роста, с продолговатым, правильным и чистым лицом, не утратившим ещё характерных юношеских очертаний. Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светились одновременно мыслью и какой-то, почти детской, непосредственностью .
Слайд 3На
На страницах его произведений мы найдём
и мягкую иронию, и горькую насмешку, и грустное раздумье, и
глубокий лиризм, и сарказм, внешне бесстрастное, но внутренне напряжённое повествование о суровой правде жизни, и затаённую радость, связанную с верой в торжество красоты на земле. Он не просто описывал жизнь,
но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее.
К.Чуковский
Слайд 4Таганрог. Общий вид. Фотография. 1870-1880-е годы
Слайд 6Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фотография
Слайд 7Павел Егорович Чехов, отец писателя.
Слайд 8М. П. Чехова «Детство». (Отрывок из воспоминаний)
Наша мать, Евгения Яковлевна,
в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она
обладала поэтической натурой...
На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью.
Впоследствии Антон Павлович очень верно сказал:
- Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери.
Слайд 9Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М.
Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е.
Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя).
Фотография. 1874
Слайд 10Таганрог. Мужская гимназия, где учился А. П. Чехов с 1868
по июнь 1879 г.
Слайд 11А. П. Чехов в год окончания гимназии.
Чехов-студент.
Слайд 12Таганрог. Дом, где жил Чехов после отъезда родителей в Москву.
Три года прожил Антон в Таганроге один. Это были годы
неотступной бедности. Надо было самому зарабатывать. Он стал репетитором. Один урок был далеко, за шлагбаумом, на самой окраине города. Ходить туда было особенно неприятно осенью, потому что калош у Антона не было... За этот урок Антон получал три рубля в месяц.
Слайд 13«Стрекоза». Обложка юмористического журнала 1880 г., № 10.
С этого
номера журнала Чехов считал начало своей литературной деятельности
Слайд 14Псевдони́м (греч. ψευδής — ложный + όνομα — имя) — вымышленное имя, используемое человеком в публичной
деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах)
Слайд 18Юмор – художественный приём в произведениях литературы или
искусства, основанный
на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а
также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.
Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.
Слайд 19Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и
личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка.
Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.
Слайд 20Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения:
1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от
обстановки;
2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.
Слайд 21Городовой Очумелов с помощником Елдыриным
шагают по площади
Полицейский надзиратель
Очумелов в новой шинели и с узелком
в руке. Рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…
Слайд 22 Сюжет рассказа сатиричен: в зависимости
от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя
Очумелова на происходящее.
Если щенок неизвестный, то он - бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», кото-
рую следует немедленно истребить. Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку». »
Слайд 23Точно так же меняется положение пострадавшего Хрюкина:
то
он незаслуженно обиженный, которому Очумелов советует «дела
зтого
так не оставлять», то превращается в «вон какого верзилу», вруна, «свинью», болвана. Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод.
Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде( 6 раз Очумелов менял своё мнение).
Смешное и грустное живут рядом: льстецы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон»
Слайд 25Генерал
«Братец» генерала
Брат Хрюкина
Закулисные персонажи - те, которые не появляются
на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее
влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя.
Слайд 26Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная
подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь
художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
Слайд 27Узелок
Конфискованный крыжовник
Шинель.
Окровавленный палец
Открытые двери лавок,
сонные физиономии
Глаза собаки
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ.
Слайд 28Очумелов
Хрюкин
Елдырин
Жигалов
Говорящие фамилии.
Очуметь, одуреть
Сварливый, корыстный человек
Пройдоха, плут
Грязнуля, кричащй отрывисто
(Словарь В. И.
Даля.)
Слайд 29В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова "Хамелеон
Слайд 31Домашнее задание.
Прочитайте рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»