Слайд 1Литературное чтение
Урок 71
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема: В. Берестов. «Кошкин щенок».
Цель: познакомить учащихся со стихотворением
В. Берестова и рассказом В. Бианки; продолжить работу над загадками;
совершенствовать выразительность, технику чтения, развивать речь учащихся, упражнять в составлении диалога; воспитывать уважительное отношение и любовь к матери.
Слайд 6Беседа.
Что такое загадка?
Почему они нравятся и взрослым, и детям?
Что помогает
отгадывать загадки?
Слайд 7Чтение по ролям отрывка из сказки М. Горького «Воробьишко».
Передайте голосом
чувства, настроение героев сказки.
Конкурс рисунков.
Какой из рисунков вам больше всех
понравился? Почему?
Расскажите, какой эпизод из сказки запечатлел юный художник.
Слайд 8Комбинированное чтение отрывка из рассказа Л. Толстого «Котенок».
Котенок
...Один раз дети
пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка.
Ветер шевелил
солому на дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле. Сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь
от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес котенка и уже больше не брал его с собой в поле.
Слайд 9Как случилось, что котенок остался на дороге один?
Какая опасность ему
угрожала?
Как Вася спас своего любимца?
Что объединяет героев рассказа Л. Толстого
«Котенок» Васю и сказки М. Горького «Воробьишко» мать-воробьиху?
Слайд 10Чтение учащимися отрывка из «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака
«цепочкой».
..Побежала мышка-мать,
,
Стала кошку в няньки звать:
Приходи к нам, тетя-кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
Мяу, мяу, спи, мой крошка!
Мяу, мяу, ляжем спать,
Мяу, мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Как вы думаете, любила ли мышка-мать своего ребенка?
Докажите свою точку зрения.
А вот почему маме пришлось звать в няньки кошку, вы узнаете, если прочитаете эту сказку С. Маршака.
Жаль, конечно, что сказка заканчивается так печально.
Слайд 11Работа над скороговоркой.
Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Черепаха
всех смешит,
Потому что не спешит.
А куда спешить тому,
Кто всегда
в своем дому?
Слайд 12СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Ребята, бывает и так, что малышей
растят другие мамы. На уроке мы продолжим читать произведения о
добрых, нежных, заботливых и, конечно, порой строгих мамах; будем также отгадывать загадки.
Слайд 13Чтение стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок» учителем (с. 90—91 учебника).
Кого
растила кошка?
Самостоятельное чтение учащимися стихотворения вслух и про себя.
а) Подготовка к
чтению — прочитать слова:
при-ем-ный чис-то-плот-но-е вздох-ну-ла
скром-ный лох-ма-то-го плес-кай-ся
жи-вот-но-е вер-зи-лу у-мы-вай-ся
б) Выборочное чтение.
Найдите и прочитайте отрывок о том, как мама относилась к приемному сыну.
Прочитайте, каким был щенок, каким он стал псом.
в) Беседа.
Как вы понимаете выражения приемный сын, лохматый верзила?
Что сделал сын, чтобы облегчить мамин труд?
8 Чтение стихотворения учащимися «цепочкой».
Передайте голосом ласку, нежность мамы-кошки по отношению к своему приемному сыну.
Слайд 14ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»
учащимися.
Подумайте, одинаково или по-разному следует читать строки о кошке и
ее выросшем приемном сыне.
Слайд 15Коллективное чтение отрывка из сказки В. Бианки «Братья медвежата».
За
что же хотела медведица нашлепать сыновей-медвежат, мы узнаем, прочитав отрывок
из сказки В. Бианки. 1
Братья медвежата
...Едят медвежата малину, вдруг слышат на другом берегу шум, визг. Посмотрели, а в кустах два волчонка на барсука навалились и так трёгопск^гб/чй« шерсть клочьями летит. Барсук отбивается, то одного, то другого волчонка в сторону отшвыривает. Да волчата так и наседают — и за ноги, и за уши его хватают.
Жалко барсучка,— сказал один медвежонок.— Надо ему помочь.
Конечно, надо, да в воду прыгать страшновато, поежился братишка.
Держись, барсучок, держись, сейчас поможем! — закричал медвежонок и бросился в речку. Выбрался на другую сторону и зовет брата: • ; {
Плыви скорей! Мы им покажем, как вдвоем на одного нападать. Потоптался трусишка, потоптался, а потом выпучил глаза — й плюх в воду. Увидели волчата, что подмога идет, и кинулись наутек — только пятки засверкали.
Переплыл медвежонок речку, отряхнулся и говорит брату:
Совсем не страшно. Теперь я тоже не боюсь.
Попрощались медвежата с барсуком и пошли домой. Вернулись мокрые, взлохмаченные...
Работа в парах.
Подумайте, какой диалог между мамой и сыновьями мог произойти?
Как вы думаете, стала ли наказывать медведица медвежат?
Работа над загадками в учебнике (с. 92).
Слайд 16ИТОГ УРОКА
Какой была тема нашего урока?
Что вам запомнилось больше всего?
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Подготовиться к конкурсу чтецов стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»; пересказывать
рассказ В. Бианки «Купание медвежат»; подобрать загадки о водоплавающих птицах.