Слайд 1Поэзия Серебряного века
Серебряный век-метафора ,если есть серебряный век, значит, был
и «золотой» век русской поэзии? Какую поэзию можно отнести к
«золотому веку?
Слайд 9
Поэзия начала 20 века оказалась наиболее восприимчивой к духовной атмосфере
переломной эпохи. Вопросы, волновавшие поэтов, касались духовной сущности людей, соотношения
в их жизни личного и общего, земного, национальной самобытности и всемирной отзывчивости. Поэты верили в искусство, в слово. Они заботились не только о смысле, но и о звуке, о музыке слова.
Слайд 10
Россия пережила три революции:1905г. Февральскую и Октябрьскую 1917г., русско-японскую 1904-1905гг.,первую
мировую войну 1914-1918гг., гражданскую войну .Л. Толстой отмечал: «Век и
конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировозрения, одной веры, одного способа общения людей.»
Слайд 11
Литература начала 20 века, ставшая отражением противоречий эпохи, получила название
Серебряного века. Это определение введено Н.А.Оцупом и продлилось три десятилетия.
Многие годы отожествляли его с декадансом. Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадёжности, стремлением замкнуться.
Слайд 12Лирика начала 20 века
Изменяются темы русской лирики. Поэтов модернизма волнует
тема современного города,»вечная тема» жизни и смерти, любви и красоты,
мук и радостей творчества. Повседневная реальность оказывается фоном для мифологических преданий, географических открытий, стилизованного быта.
Слайд 13
Повествование ведется от лица персонажа:”Я- вождь земных царей и царь,
Ассаргадон”,”Я кабацкая царица”,”Я конквистатор в панцире железном.” В поэзии этой
эпохи возрастает роль игры ,театрализации. Лирическое “я” раскрывается в веренице перевоплощений, сменяемых масок. Складывается культ мгновения, мимолётностей
Слайд 14
Стремление выразить более сложные и противоречивые состояния души потребовало нового
отношения к слову. Поэзия точных слов уступила место поэзии намеков,
недоговорённостей. Важнейшим средством создания зыбкости словесного значения стало использование метафор. Отношения между поэтом и читателем строились по-новому: он обращался не ко всем, а к посвящённым, к читателю-творцу.
Слайд 15
Основные направления поэзии Серебряного века, поэзии модернизма- символизм, акмеизм и
футуризм. Символизм окрашен в религиозные, мистические тона. Акмеизм являлся выразителем
борьбы «за этот мир, звучащий, красочный.» Футуризм отрицает культурные традиции и выдвигает идею рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Слайд 16
Поэты Серебряного века не жили обособленно, они встречались, спорили, читали
и комментировали стихи.»Башня» была значительным явлением в русской культуре начала
века. Необычная квартира в Петербурге на последнем этаже поражала воображение прохожих.
Слайд 17
На «башню» стремилась поэтическая молодёжь, около 12 ночи начинают появляться
гости: И.Анненский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб, А.Белый, А.Блок, Н.Гумилёв,
А.Ахматова, В.Хлебников.
Слайд 18
Вячеслав Иванович Иванов, хозяин необыкновенного дома. «Вячеслав Великолепный», так называли
его, один из теоретиков символизма. Удивительный собеседник: в разговоре его
лицо, вся фигура излучали внимание, глаза блестели, голос точно пел.
Слайд 19
Директор Царскосельского лицея, Иннокентий Анненский. Стихи он начал писать в
молодости. Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на
то , что недоступно выражению: «Мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать невысказанное.»
Слайд 20
Александр Блок. Добужинский вспоминает: «Сам Блок, как личность, мне казался
в полной гармонии с его поэзией. Он был в те
годы юн и строен, с гордо поставленной головой, в ореоле вьющихся волос и с лицом молодого Гёте.»Свои стихи Блок читал медленно, с полузакрытыми глазами, слегка нараспев.
Слайд 21
Константин Бальмонт. Стихи Бальмонта похожи на песню, они очень музыкальны.
Бальмонт относился к «музыкальной группе» символистов. Особое отношение у Бальмонта
было с композитором Скрябиным. Чем-то они были между собой схожи. Оба были искателями новых «звучаний», оба считали, что перед ними все поэты предтечи.
Слайд 22
Николай Степанович Гумилёв. Вот как описывает его Одоевцева: Всё в
нём особенное некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно
высоким плоским лбом. Волосы, стриженные под машинку, неопределённого цвета. Жидкие, будто молью траченные брови. Под тяжелыми веками совершенно плоские глаза
Слайд 23
Анна Ахматова, жена Гумилёва. Адамович вспоминал: Анна Андреевна поразила меня
своей внешностью. Она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица.
Лицо её, весь облик выделялся своей выразительностью, неподдельной одухотворённостью. Книга женской души- так говорят о стихах Ахматовой.
Слайд 24
Ещё поэты собирались в кабаре «Бродячая собака» по понедельникам, средам
и субботам. Собирались поздно. Было очень тесно и душно. Здесь
читали стихи и доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты, инсценировали. Заранее приготовленной программы не было, но всегда было весело и интересно.
Слайд 26Тест
1) Какие исторические события происходили в России в начале 20
века?
2)Кто ввёл определение «Серебряный век»?
Н.Бердяев Н.Оцуп А.Блок
В.Соловьёв
3)Каково значение термина «Серебряный век?»
4)Какие направления выделяют в литературе «Серебряного века»?
Слайд 27
5)Какой из поэтов не принадлежал Серебряному веку?
К.Бальмонт Н.Гумилёв А.Фет В.Брюсов
6)Где
встречались поэты?
7)Какие темы волновали поэтов?
8)Какую роль отводили поэты слову?