Domini» («Лето Господне»): «Рахиль», «Лотова жена», «Мелхола».
Перфильева Г.И. , учитель
литературы ОСОШ г. Амурска Хабаровского краяТип урока: урок-композиция
Тип урока: урок-композиция
Задача работы:
Развивать навыки исследования поэтического текста.
Пробудить интерес к поэтическому слову.
Воспитывать уважение и любовь к творчеству А.А.Ахматовой.
Четыре города: Содом, Гоморра, Адма и Севоим были уничтожены огнём с небес, т.к. гнев Господний был вызван нечестивым поведением и грехами жителей этих городов.
В городе Содоме жил праведный человек Лот, которому Бог даровал спасение. Пришедшие с неба ангелы вывели из горящего города Лота, его жену и двух их дочерей, предупредив их не оборачиваться и не смотреть на горящий позади город.
Какой трагедией обернулся для праведного человека Лота уход из дома?
(Его жена превратилась в соляной столп из-за своего порока – любопытства).
Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом.
Книга Бытия
Какое оправдание находит этому поступку бедной женщины А.Ахматова?
Как раскрывает поэтесса тему «родного дома» в стихотворении?
Почему последнее четверостишие состоит из одних вопросов?
К кому они обращены?
Вывод: Главная тема стихотворения – не наказание за любопытство, а тема страдания по поводу утраченного семейного очага, оставленной любви, ценного для лирической героини прошлого.
Вспомним библейскую историю об Иакове и Рахили.
В чем смысл этой библейской истории?
(Однажды обманув отца, преступив нравственный закон, Иаков не единожды был сам обманут, голодал, находился на грани жизни и смерти).
И встретил Иаков в долине Рахиль,
Он ей поклонился, как странник бездомный.
Стада подымали горячую пыль,
Источник был камнем завален огромным.
Он камень своею рукой отвалил
И чистой водою овец напоил.
Но стало в груди его сердце грустить,
Болеть, как открытая рана,
И он согласился за деву служить
Семь лет пастухом у Лавана.
Рахиль! Для того, кто во власти твоей,
Семь лет - словно семь ослепительных дней.
Но много премудр сребролюбец Лаван,
И жалость ему незнакома.
Он думает: каждый простится обман
Во славу Лаванова дома.
И Лию незрячую твердой рукой
Приводит к Иакову в брачный покой.
Течет над пустыней высокая ночь,
Роняет прохладные росы,
И стонет Лаванова младшая дочь,
Терзая пушистые косы.
Сестру проклинает, и Бога хулит,
И ангелу смерти явиться велит.
И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины,
Веселые взоры Рахилиных глаз
И голос ее голубиный:
Иаков, не ты ли меня целовал
И черной голубкой своей называл?
(Темы мучительной ревности, неразделенной любви. Ее, незрячую привел отец в дом Иакова вместо Рахили. Нелюбимая Иаковом, она проклинает отца и сестру за ту му- ку, которую ей приходится терпеть).
(Сохраняя престиж «Лаванова дома», он жертвует счастьем обеих дочерей).
Во имя чего «премудрый» Лаван
обрекает на страдания обеих дочерей?
Какую тему развивает Ахматова в связи с младшей дочерью – Лией?
Чем показались для Иакова 7 лет, проведенных в рабстве у собственного дяди?
Вывод: Основная тема стихотворения «Рахиль» - тема любви, страдания, ревности, обращаясь к душе женщины, живущей почти две тысячи лет до нас, А.А.Ахматова сближает её чувства с переживаниями современной женщины XX – XXI века. Женщина любит – и, значит, она права.
Прошло несколько лет, в бою был убит Саул. По велению Божию на царский трон в Иудее был возведён Давид, бывший когда-то пастухом.
Первая книга Царств
Вспомним библейскую историю о Давиде.
И отрок играет безумцу царю,
И ночь беспощадную рушит,
И громко победную кличет зарю,
И призраки ужаса душит.
И царь благосклонно ему говорит:
«Огонь в тебе, юноша, дивный горит,
И я за такое лекарство
Отдам тебе дочку и царство».
А царская дочка глядит на певца,
Ей песен не нужно, не нужно венца,
В душе ее скорбь и обида,
Но хочет Мелхола — Давида.
Бледнее, чем мертвая; рот ее сжат;
В зеленых глазах исступленье;
Сияют одежды, и стройно звенят
Запястья при каждом движенье.
Как тайна, как сон, как праматерь Лилит...
Не волей своею она говорит:
«Наверно, с отравой мне дали питье,
И мой помрачается дух.
Бесстыдство мое! Униженье мое!
Бродяга! Разбойник! Пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож,
Увы, на него не похож?
А солнца лучи... а звезды в ночи...
А эта холодная дрожь...»
(И красотой, и статью, а главное своими душевными качествами: добротой, умом, чистым сердцем).
(Любовь борется с чувством самовозвышения).
Вывод: Преодолевая светские условности, любовь оказывается сильнее, заставляя царскую дочь полюбить простого пастуха. По Ахматовой, нет силы могущественней, чем сила любви.
О каких других вечных истинах говорит Анна Андреевна?
В какое время были созданы эти стихотворения?
Почему в годы разрухи и гражданской войны Ахматова вдруг неожиданного обращается к библейским сюжетам?
Какой смысл придает «женский взгляд» на события тысячелетней истории?
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть