Анализ стихотворения
Афанасия Афанасьевича Фета
«Учись у них- у дуба, у берёзы»
Работа учителя русского языка и литературы
Репиной Екатерины Кирилловны
(ГБОУ «Школа №600, Москва)
План анализа стихотворения
1. История создания произведения.
2. Особенности жанра произведения.
3.
Тематика и проблематика.
4. Сюжет. Композиция.
5.Лирический герой.
6. Средства выразительности.
7. Фонетические приёмы.
8.Лексические средства.
9. Синтаксические приёмы.
10. Стихотворный размер и способ рифмовки.
Слайд 3 История создания произведения.
Тема.
А. Фет написал это стихотворение 31
декабря 1883 года, когда ему было 63 года.
Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия.
Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.
О чём это стихотворение?(Тема).
О природе, о студёной зиме,
о человеческих переживаниях,
Учись у них-у дуба, у берёзы.
Слайд 4Кругом зима. Жестокая пора!
Особенности жанра произведения
Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.
Элегия-лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека,
проникнутые настроением грусти.
Это произведение печального, задумчивого характера.
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Проблематика произведения
Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя,
философски
ставит вопрос «умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,
исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека,
размышляет над вечными проблемами бытия:
в чём смысл человеческой жизни,
что таит в себе природа,
какое место занимает она в человеческой жизни?
Учись у них-у дуба,
у берёзы
Лирический герой
Какие чувства
испытывает лирический герой?
Как меняется настроение лирического героя?
Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?
Чем является природа для лирического героя?
Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?
Лирический герой
Стихотворение А.А. Фета «Учись у
них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего
стихи о человеке,
его возможностях преодолевать те невзгоды и
переживания, которые случаются в жизни каждого из нас.
Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.
Средства выразительности
Поэт обращает внимание
на дисгармонию в природе.
Беду,
неустроенность, тревогу,
беспокойство изображает автор
с помощью художественных тропов-
эпитетов, олицетворений, метафор:
«напрасные застыли слёзы»,
«за сердце хватает холод лютый»,
« скорбящая душа», метель «сердито
рвёт последние листы».
Использует стилистические фигуры-
инверсии.
Напрасные на них застыли слёзы
Слайд 10 Средства художественной выразительности
Афанасий
Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:
художественные тропы,
стилистические фигуры,
лексические средства,
фонетические приёмы,
синтаксические приёмы.
Для чего?
Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,
чтобы подчеркнуть состояния природы.
Фонетические приёмы
А. А. Фет применяет аллитерацию и
ассонанс.
ассонанс: Учись у них-у дуба, у берёзы (5 раз употребляется звук «у») .
Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять
смысл стихотворения,
услышать его звучание,
создать звуковые и зрительные ассоциаци,
помогают оценить состояние природы и лирического героя
произведения.
Ассонанс и аллитерация
Звук «у»-ассонанс
Учись у них- у дуба, у
берёзы
Звук «р»- аллитерация
Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом
Звук «л»-аллитерация
Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит
Лексические средства
В стихотворении мы видим
употребление лексических
повторов.
Для чего их использует поэт?
Лексические повторы ( «сердце рвёт», «за сердце хватает»,
«Они стоят, молчат; молчи и ты»)
передают психологическое состояние тревожности
лирического героя, подчёркивают динамику событий..
Они молчат, молчи и ты
Синтаксические приёмы
В стихотворении использованы такие синтаксичесие средства, как
инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.
Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:
«напрасные застыли слёзы»,
«и за сердце хватает холод лютый»,
«переболит скорбящая душа».
Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.
Слайд 15 Стихотворный размер и способ рифмовки
Поэт использует шести-и пятистопный ямб ( чередование слогов-
безударных и ударных).
Ямб-двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов.
Смена рифмовки-перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.
Всё это придаёт музыкальность произведению.
Готовимся к сочинению
Какие чувства вызывает это стихотворение?
Лирический герой. Каково его
настроение?
Какие картины жизни мы видим здесь?
Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?
Картина весны.Что мы можем сказать о настроении лирического героя?
Что такое весна в понимании А. А. Фета?
Что постигает поэт через природу?
(Тончайшую психологическую правду о человеке).
Какова жизненная позиция автора?
Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание:гений, для новых откровений, переболит?
Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются
Материалы к сочинению
Используйте в своих сочинениях следующие рабочие материалы:
Тончайшую психологическую
правду о человеке А. А. Фет постигает через природу.
Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года.
Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы.
В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия.Она лучший учитель и наставник.
Человеку необходимо жить в гармонии с природой.
Главное в стихотворении-единение человека с природой.
к сочинению
Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте
синонимы:
поэт, автор, мастер слова, певец русской природы;
создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает;
написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.
Речевые клише к сочинению
Это стихотворение посвящено...
Это
стихотворение можно рассматривать...
В стихотворении улавливается настроение...
Автор использует...
В первой строфе...
Во второй строфе...
Можно сказать, что лирический герой...
В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).
Моё восприятие стихотворения
При
написании этой части сочинения можно использовать речевые клише типа:
читая это стихотворение, я думаю...
стихотворение научило меня...
мне нравится поэзия А. А. Фета, потому что...
прочитав это стихотворение, я задумался над тем...
мне думается,что...
Использованные ресурсы
1.БухштабТ. Л. А. А. Фет. Очерк жизни
и творчества.
2.Сухих И. Мир Фета:мгновения и вечность.
3. Скрипка Т.В. Анализ литературного произведения в
формате ОГЭ и ЕГЭ. Издательство «Легион».
5. Н. Беляева.Уроки по лирике А. Фета.(Я иду на урок литературы).