Слайд 1АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ К.Д.БАЛЬМОНТА
«Я МЕЧТОЮ ЛОВИЛ УХОДЯЩИЕ ТЕНИ…»
Урок литературы в
11 классе
Слайд 2Какое впечатление производит стихотворение? Составьте свой ассоциативный ряд
одухотворенность,
возвышенность,
свобода,
парение,
движение вверх.
Слайд 4Можно ли «мечтой ловить уходящие тени»?
В чем смысл поэтического
творчества?
Слайд 5Задания группам
1 группа:
Произведите звуковой анализ стихотворения. Какие звуки повторяются? Какова
роль аллитераций и ассонансов в ритмической организации стиха и создании
настроения?
2 группа:
Найдите все виды повторов (лексические, анафоры, эпифоры, подхваты). Их роль в организации ритмического строя стиха и раскрытии смысла движения. Сколько раз и почему повторяется местоимение Я ?
3 группа:
Проанализируйте композицию стихотворения. Определите вид композиции и ее роль в понимании смысла произведения.
4 группа:
Проанализируйте основные образы стихотворения: башня, погасавший день, уходящие тени, Небо, Земля, горы, вершины, сияние, отуманенный взор, мечта, светила, сильнее сверкали.
5 группа:
Какие поэтические традиции символизма развивает Бальмонт в стихотворении? Выделите основные принципы символизма и сделайте вывод о соответствии этого стихотворения программе символистов
Слайд 61 группа
Аллитерации [а], [о], [у]
Ассонансы [с], [з], [д], [ш]
Делают
речь более благозвучной, поддерживают ритмическую организацию стиха, интонация становится более
четкой, утвердительной, создается впечатление шуршания, шелеста шагов, шепота, таинственности, цикличное движение, постоянное, непрерывное.
Слайд 72 группа
Лексические повторы: уходящие тени, дрожали ступени, вокруг рисовались, сильнее
раздавались, ночь наступила, дневное светило. Повторяются ключевые, самые значимые слов
и образы.
Эпифоры создают рифму и ритм:
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Анафоры передают быстрое безостановочное движение: и, чем, тем.
Подхваты придают музыкальное звучание стихотворению.
В центре поэтическое Я автора. Подчеркивается субъективный взгляд на мир, взгляд поэта единственный, центральный, главный
Слайд 83 группа
Кольцевая композиция создает впечатление законченности, циклического движения, представляет восхождение
как вечный процесс.
Слайд 94 группа
Башня – высота, путь, высокое устремление, романтический средневековый образ;
погасавший день – мир, погружающийся во тьму, отсутствие света;
уходящие
тени – прошлое, мечты;
Небо, Земля – космические начала жизни, между ними – поэт;
горы дремлющие – вершины мудрости, но до поэта их никто не видел,
вершины – чем выше удаленность от реального мира, тем ясней становятся мечты, идеал;
отуманенный взор – неясность до конца, но предчувствие истины;
мечта – поэтическое вдохновение;
светила, сияние, сильнее сверкали – тема света – основная в творчестве символистов(свет истины).
Слайд 105 группа
многозначность символа;
музыкальность стиха (звукопись);
поэтическое Я в центре
всего; «двоемирие» (Небо-Земля, обыденность – мечта);
выражение движений души поэта
– основа поэзии.
Слайд 11выводы
Смысл произведения – возвеличивание небесного начала в противовес
земному.
Назначение человека – возвыситься над обыденностью, приблизиться
к совершенству
Поэт – посланец свыше. Он знает больше, чем другие, способен подняться выше и видеть больше, приблизиться к идеалу. Назначение поэта – приблизить обыденный мир к идеалу, истине
Путь к истине сложен и неоднозначен, для поэта возможен только через творчество, т.е. преобразование реальности в своем воображении.
Слайд 12Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру по одной из тем
Лирический герой стихотворения Бальмонта
«Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мечта и реальность в стихотворении Бальмонта
«Я мечтою ловил уходящие тени…»
Мое восприятие стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»