Разделы презентаций


Архитектура Византии

Содержание

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа: ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий; средневизантийский (VIII - XIII

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Архитектура Византии.

Архитектура Византии.

Слайд 4Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
ранне -

византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление

купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.



Истоки византийской архитектуры:
Греко-иллинистические;
Римские
Восточные

Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа: ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда

Слайд 5 Непрерывные вторжения германских племен

и нашествие гуннов разрушает пришедший в упадок рабовладельческий строй

Римской империи. В 325г.императором Константином столица была перенесена на место древней греческой колонии Византии (переименованной в Константинополь) на Босфорском проливе. Расположение новой столице на важнейших торговых путях между Европой и Востоком обеспечивает ей быстрый расцвет экономики, ремесла, культуры. После раздела Римской империи в 395 г. и упадка ее западной части Константинополь становится центром могущественного процветающего государства—Византии, получающей большие доходы с налогов на купечество, ремесленников и крестьянство и содержащей наемную армию (рис. 1).



Непрерывные    вторжения    германских племен и нашествие гуннов

Слайд 7Первоначальный аскетизм христианства и формирование религиозных церемоний закладывают основы суровой

и строгой архитектуры храмов.

Новый культ переносит все религиозные церемонии внутрь

храма, поэтому перед архитектурой ставятся задачи создания сооружений с крупным и свободным пространством, вмещающим большие массы людей.

Церкви стали общественным центром, где шла духовная обработка подданных императора, соправителем которого был сам бог

Сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов

Первоначальный аскетизм христианства и формирование религиозных церемоний закладывают основы суровой и строгой архитектуры храмов.Новый культ переносит все

Слайд 8 Основные типы византийских христианских сооружений:
1. Базилики вытянутой композиции, интерьеры

которых ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед, к алтарю

(Базилика в Трире, Санта Мария Маджиоре в Риме, Сент-Аполлинер в Равенне).
2. Церкви, баптистерии и мавзолеи центричной композиции к которым относятся (мавзолей святой Констанцы в Риме , Сан-Витале в Равенне , церковь святого Сергия и Вакха в Стамбуле).
Купольные базилики, соединившие в себе композиционные приемы первого и второго типов сооружений. (храм Св. Софии в Константинополе)
4. Крестово-купольный храм — один из самых значительных вкладов византийской архитектуры в мировое зодчество.




Основные типы византийских христианских сооружений:1. Базилики вытянутой композиции, интерьеры которых ритмом колонн главного нефа организуют движение

Слайд 9Важнейший вклад Византии в мировое зодчество - развитие купольных композиций

храмов: купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах

и крестово-купольной системы. 

Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод; б – вспарушенный свод на четырех опорах; в – вспарушенный свод на восьми опорах; г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия.

Важнейший вклад Византии в мировое зодчество - развитие купольных композиций храмов: купольной базилики, центрической церкви с куполом

Слайд 10Ранневизантийская архитектура V-VIII вв.
Типы храмов:

Базилика
купольная базилика,
центрическая церковь с куполом

на восьми опорах
Время высшего расцвета был первый период, особенно

время царствования Юстиниана (20--60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу

Местные школы зодчества:

Константинопольская (столичная)
Римская
Восточная (сирийская)

Ранневизантийская архитектура V-VIII вв.Типы храмов:Базиликакупольная базилика, центрическая церковь с куполом на восьми опорах Время высшего расцвета был

Слайд 11
Сирийская школа.

 Кладка из хорошо пригнанных каменных блоков (без раствора/

с раствором)

Деревянные перекрытия
(бетонная техника была забыта: природный

цемент – пуццолана – добывался только в Италии).  

Иногда применялись деревянные купола

Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками,



Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза

Отчетливые геометрические объемы, поставленные изолированно, небольшие проемы окон, малое число окон, статичные интерьеры. 

Сирийская школа.  Кладка из хорошо пригнанных каменных блоков (без раствора/  с раствором)Деревянные перекрытия  (бетонная техника

Слайд 12
Константинопольская школа.
широкое применение кирпича и сводов;

тенденция к

сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания,

к расчлененным, даже подчас раздробленным, объемам и их связи с городской застройкой.

Плинфа - плоский кирпич , укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см.


Византийская кладка - из перемежающихся рядов плинфы и тесаных каменных блоков на толстом слое известково - цемяночного раствора.

Константинопольская школа. широкое применение кирпича и сводов; тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными

Слайд 13
1. Базилики

Интерьеры ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед,

к алтарю (Базилика в Трире, Санта Мария Маджиоре в Риме,

Сент-Аполлинер в Равенне).

В соответствии с христианскими обрядами пространство базилики делилось на несколько частей. В полукруглой нише восточной стены (апсиде) устраивался алтарь, у которого происходило богослужение. Зал для молящихся обычно разделен на три нефа, из них центральный — выше боковых.

В ранних базиликах нефы перекрывались деревянными стропильными крышами. От входа зал отделялся нартексом—помещением, куда допускались некрещеные. Перед зданием устраивали двор с галереями по периметру и фонтаном в центре для совершения обряда омовения (рис. 3).

1. Базилики Интерьеры ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед, к алтарю (Базилика в Трире, Санта Мария

Слайд 14Сент-Аполлинер в Равенне

Сент-Аполлинер в Равенне

Слайд 15 Санта Мария ин Козмедин, Рим 772-795 гг. Обычная римская базилика

- длинный центральный неф с двумя боковыми нефами и апсидой

в конце – легла в основу планировки христианского храма. Стены с верхними окнами опираются на колонны. В базилике простые деревянные перекрытия. Есть хоры. Пол украшен мозаикакми.
Санта Мария ин Козмедин, Рим 772-795 гг. Обычная римская базилика - длинный центральный неф с двумя

Слайд 17Центричный храм

- мавзолей святой Констанцы в Риме ,
- Сан-Витале в

Равенне ,
- церковь святого Сергия и Вакха в Стамбуле

,
- баптистерий в Равенне,
также первый центральнокупольный храм с пятью куполами—церковь Апостолов в Константинополе.

Центричный храм- мавзолей святой Констанцы в Риме ,- Сан-Витале в Равенне , - церковь святого Сергия и

Слайд 18Мавзолей святой Констанцы в Риме

диаметр 29 м,
перенесение базиликальной

системы на сводчатое здание
внутренний обход,
опора купола на систему

колонн.
Мавзолей святой Констанцы в Риме диаметр 29 м, перенесение базиликальной системы на сводчатое зданиевнутренний обход, опора купола

Слайд 19Наряду с базиликами строились круглые и восьмиугольные в плане храмы.

В центре помещалась купель, алтарь или гробница. ( Санта Констанца

в Риме,ок.350 г.; Сан Стефано Ротондо, 468-483гг.)
Наряду с базиликами строились круглые и восьмиугольные в плане храмы. В центре помещалась купель, алтарь или гробница.

Слайд 20храм Сан Витале в Равенне

церковь Сергия и

Вакха
в Константинополе
храм Сан Витале в Равенне

Слайд 21Центрические храмы:
Сан-Витале в Равенне, 527-547 ц.Сергия и Вакха,

Константинополь, 527г.

Центрические храмы:Сан-Витале в Равенне, 527-547   ц.Сергия и Вакха, Константинополь, 527г.

Слайд 22 Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой

центрическую композицию на восьми устоях, основа которой – сильно развитое

подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т.п.


Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми

Слайд 23 Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) была превращена

в мечеть.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) была превращена в мечеть.

Слайд 24 Санта Констанца, Рим, ок.350 г.н.э. Мавзолей построенный для дочери императора

Константина, впоследствии был превращен в христианский храм. Центральную часть храма

окружает галерея, перекрытая цилиндрическим сводом с мозаиками. Свет проникает через верхние окна.


Санта Констанца, Рим, ок.350 г.н.э. Мавзолей построенный для дочери императора Константина, впоследствии был превращен в христианский

Слайд 25Центрическая планировка с радиальной симметрией применялась во многих христианских храмах;

но предпочтение отдается базилике с ее зеркальной симметрией и строгой

ориентацией на восток.
1. Нартекс
2. Боковой неф
3. Подкупольное
пространство
4. Алтарная часть
5. Апсида
6. Ниша
Церковь Сан Витале,
Равенна, Италия

Центрическая планировка с радиальной симметрией применялась во многих христианских храмах; но предпочтение отдается базилике с ее зеркальной

Слайд 26Круглый центрический зал окружает аркада и боковой неф, который придает

зданию восьмиугольную форму. Нартекс имеет изогнутую форму; это сделано для

того , чтобы совместить его с восьмиугольником.
Круглый центрический зал окружает аркада и боковой неф, который придает зданию восьмиугольную форму. Нартекс имеет изогнутую форму;

Слайд 27 Центр окружает двухэтажная галерея. Свет проникает через верхние окна. Капители

колонн выполнены в византийском стиле.

Центр окружает двухэтажная галерея. Свет проникает через верхние окна. Капители колонн выполнены в византийском стиле.

Слайд 28 Мозаичный портрет императрицы Феодоры и придворных, Сан Витале.

Мозаичный портрет императрицы Феодоры и придворных, Сан Витале.

Слайд 29 В раннехристианскую эпоху пол в храме украшали выложенными из камней

геометрическими узорами (мозаичный пол, церковь Рождества, Вифлеем, Израиль, Ivв.н.э.). Колонны

чаще всего коринфского, иногда ионического, ордера. Стены над колоннадой были расписаны, а в конхе над апсидой были фрески и мозаики. При возведении храмов часто использовались колонны из римских храмов и других более ранних построек. Т.о., римский стиль включался в архитектуру христианских базилик.
В раннехристианскую эпоху пол в храме украшали выложенными из камней геометрическими узорами  (мозаичный пол, церковь

Слайд 30Церковь Апостолов в Константинополе - первый центральнокупольный храм с пятью

куполами—церковь

Церковь Апостолов в Константинополе - первый центральнокупольный храм с пятью куполами—церковь

Слайд 31Система опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью

парусного свода – наиболее существенное достижение Византийской архитектуры.
Вначале купол опирался

непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конст-рукцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для ос-вещения подкупольного пространства.
Купол венчал центральное пространство базилики, где совершались богослужения придавая ему большую праздничность и торжественность (базилика в Коджа-Калесси), храм Софии в Константинополе
Как правило, купольная конструкция возводилась на мощных столбах, поставленных на квадратном основании и связанных подпружными полуциркульными арками; переходной конструкцией к круглому основанию купола являлись паруса и тромпы.
Первые купола еще не имели барабанов.

Купольные базилики

Система опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода – наиболее существенное достижение Византийской

Слайд 33Церковь Св. Ирины
в Константинополе, 532 г.

Церковь Св. Ирины в Константинополе, 532 г.

Слайд 34 Самое значительное сооружение византийского зодчества—храм Софии в Константинополе. Грандиозный замысел

создания храма, который должен был затмить римский Пантеон, был осуществлен

архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 537 г.
Самое значительное сооружение византийского зодчества—храм Софии в Константинополе. Грандиозный замысел создания храма, который должен был

Слайд 35План собора Св. Софии.
1. Атриум
2. Нартекс
3. Неф
4. Апсида
5. Баптистерий
6. Минарет

План собора Св. Софии.1. Атриум2. Нартекс3. Неф4. Апсида5. Баптистерий6. Минарет

Слайд 41Контантинополь

Контантинополь

Слайд 42Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды

ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и

цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.
Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками,

Слайд 44 Подземная цистерна, Стамбул, Турция,(532 г.) При Юстиниане начали строить грандиозные

подземные цистерны для сбора и хранения воды, предназначавшийся для дворцов

Константинополя. Триста тридцать три колонны высотой почти 8м с резными капителями поддерживают кирпичный свод. Своды свидетельствуют о высоком уровне инженерии в Восточной Империи.


Подземная цистерна, Стамбул, Турция,(532 г.)  При Юстиниане начали строить грандиозные подземные цистерны для сбора

Слайд 45 Еще продолжают строиться дворцы в Константинополе. К городской стене

в самом высоком месте города пристраивается трехэтажный корпус Текфур-серая (XIV

в.); его верхний ярус образует надстройку над стеной императорской резиденции.


Еще продолжают строиться дворцы в Константинополе. К городской стене в самом высоком месте города пристраивается

Слайд 46Средневизантийская архитектура VIII-XIII в.в.

Средневизантийская архитектура   VIII-XIII в.в.

Слайд 47— один из самых значительных вкладов византийской ар­хитектуры

в мировое зодчество. У народов, заимствовавших принципы культовой византийской архитектуры

этот тип храма получил наибольшее распространение и развитие. На крестообразном пересечении нефов такого храма к центральному куполу на системе подпружных арок и парусов примыкают ци­линдрические своды перекрытия боковых пространств, обеспечивающие устойчивость конструкции церкви южных и восточных славян.

Крестовокупольный храм

— один   из самых значительных вкладов византийской ар­хитектуры в мировое зодчество. У народов, заимствовавших принципы

Слайд 48Крестово-купольные храмы
Разрез и план классического крестово-купольного четырехстолпного трехнефного храма

шестистолпный, трехнефный,

трехапсидный, пятиглавый

Крестово-купольные храмыРазрез и план классического крестово-купольного четырехстолпного трехнефного храмашестистолпный, трехнефный, трехапсидный, пятиглавый

Слайд 49Типы крестово-купольных храмов

Типы крестово-купольных храмов

Слайд 50Архитектура Византии XIII-XV в.в.

Архитектура Византии   XIII-XV в.в.

Слайд 51 Собор Сан Марко, Венеция ок. 1063-1073 гг. Пять куполов на

парусах – три купола над центральным нефом и два над

трансептом.
Собор Сан Марко, Венеция ок. 1063-1073 гг. Пять куполов на парусах – три купола над центральным

Слайд 52 Представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики.

Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе

оформления ту же тему креста в квадрате. 
Представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным

Слайд 56 Первый центральнокупольный храм с пятью куполами

– церковь Апостолов в Константинополе.

Первый центральнокупольный храм с пятью куполами – церковь Апостолов в Константинополе.

Слайд 57Примером крестово-купольной композиции в Греции служит церковь Апостолов в Фесалониках

(конец XIII —начало XIV в.). Пятикупольное здание отличает

соподчиненность и уравновешенность форм, причем структура его четко выражена во внешнем облике благодаря различию высот основного креста и остальных ячеек. Цилиндрическим сводам ветвей креста на четырех фасадах соответствуют полукруглые завершения – закомары.
Купол имеет высокий барабан, а композиция в целом – ярусное построение. В лишенном хор интерьере чувствуется простота,ясная тектоника и четкая организация пространств, развитие которых подчинено общему вертикальному строю композиции. Простота основных форм сочетается с довольно богатым кирпичным декором фасадов, в чем проявилось отчасти влияние зодчества народов сопредельных стран - болгар и сербов.

Примером крестово-купольной композиции в Греции служит церковь Апостолов в Фесалониках (конец XIII —начало XIV  в.).

Слайд 60К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский

полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной

Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры

Слайд 61С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную)

в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в

Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в

Слайд 63Планы Софийских соборов.
1 - киевского, 2 - новгородского,
3

- полоцкого.

Планы Софийских соборов. 1 - киевского, 2 - новгородского, 3 - полоцкого.

Слайд 64Успенский Собор во Владимире, 12в.

Успенский Собор во Владимире, 12в.

Слайд 66К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский

полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной

Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры

Слайд 67С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную)

в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в

Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм. Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в

Слайд 68Армения и Грузия

- крестообразные сооружения с 4 конхами
- план с

4 полукругами, 6 и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической

оболочкой (Звартноц)
- внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность
- также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием (Талин)
- конусообразный купол над средокрестием
- кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем
- иногда богатые рельефные украшения (снаружи) и живописные картины (внутри)


Армения и Грузия- крестообразные сооружения с 4 конхами- план с 4 полукругами, 6 и 8 сегментами, снаружи

Слайд 69Армения
Церковь Вагаршапат
(618-630 гг.)
Церковь Антамар
915-921 гг.

АрменияЦерковь Вагаршапат (618-630 гг.)Церковь Антамар915-921 гг.

Слайд 70Сербия
Монастырь Грачаница –
Церковь Успения.
1311-1321 гг.

Сербия Монастырь Грачаница – Церковь Успения. 1311-1321 гг.

Слайд 71Болгария
Церковь Асен 1190-1240 гг.
Построена как часть крепости, защищавшей важный

путь на юге Болгарии. Церковь имеет два этажа, нижний из

которых служит склепом. В плане представляет собой наос (святилище) с одним боковым пределом и центральным куполом. Нартекс увенчан колокольней.
БолгарияЦерковь Асен 1190-1240 гг. Построена как часть крепости, защищавшей важный путь на юге Болгарии. Церковь имеет два

Слайд 72Церковь Вседержителя,
середина 14 века.
Продолговатый план, завершенный нартексом, увенчанным

колокольней. Богатое убранство фасада указываем на связь с Константинополем Палеологов,

хотя детали декора абсолютно не тектоничны.
Церковь Вседержителя, середина 14 века. Продолговатый план, завершенный нартексом, увенчанным колокольней. Богатое убранство фасада указываем на связь

Слайд 73Румыния
Монастырь Суцевита – церковь, примерно 1580 г. Расписана в 1602

г.
Церковь в епископском монастыре,
1512-1521 гг.

РумынияМонастырь Суцевита – церковь, примерно 1580 г. Расписана в 1602 г.Церковь в епископском монастыре, 1512-1521 гг.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика