Слайд 4Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
ранне -
византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление
купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Истоки византийской архитектуры:
Греко-иллинистические;
Римские
Восточные
Слайд 5
Непрерывные вторжения германских племен
и нашествие гуннов разрушает пришедший в упадок рабовладельческий строй
Римской империи. В 325г.императором Константином столица была перенесена на место древней греческой колонии Византии (переименованной в Константинополь) на Босфорском проливе. Расположение новой столице на важнейших торговых путях между Европой и Востоком обеспечивает ей быстрый расцвет экономики, ремесла, культуры. После раздела Римской империи в 395 г. и упадка ее западной части Константинополь становится центром могущественного процветающего государства—Византии, получающей большие доходы с налогов на купечество, ремесленников и крестьянство и содержащей наемную армию (рис. 1).
Слайд 7Первоначальный аскетизм христианства и формирование религиозных церемоний закладывают основы суровой
и строгой архитектуры храмов.
Новый культ переносит все религиозные церемонии внутрь
храма, поэтому перед архитектурой ставятся задачи создания сооружений с крупным и свободным пространством, вмещающим большие массы людей.
Церкви стали общественным центром, где шла духовная обработка подданных императора, соправителем которого был сам бог
Сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов
Слайд 8 Основные типы византийских христианских сооружений:
1. Базилики вытянутой композиции, интерьеры
которых ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед, к алтарю
(Базилика в Трире, Санта Мария Маджиоре в Риме, Сент-Аполлинер в Равенне).
2. Церкви, баптистерии и мавзолеи центричной композиции к которым относятся (мавзолей святой Констанцы в Риме , Сан-Витале в Равенне , церковь святого Сергия и Вакха в Стамбуле).
Купольные базилики, соединившие в себе композиционные приемы первого и второго типов сооружений. (храм Св. Софии в Константинополе)
4. Крестово-купольный храм — один из самых значительных вкладов византийской архитектуры в мировое зодчество.
Слайд 9Важнейший вклад Византии в мировое зодчество - развитие купольных композиций
храмов: купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах
и крестово-купольной системы.
Формирование византийских систем перекрытий:
а - римский крестовый свод;
б – вспарушенный свод на четырех опорах;
в – вспарушенный свод на восьми опорах;
г - купол на парусах;
д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами;
е - крестовокупольная система перекрытия.
Слайд 10Ранневизантийская архитектура V-VIII вв.
Типы храмов:
Базилика
купольная базилика,
центрическая церковь с куполом
на восьми опорах
Время высшего расцвета был первый период, особенно
время царствования Юстиниана (20--60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу
Местные школы зодчества:
Константинопольская (столичная)
Римская
Восточная (сирийская)
Слайд 11
Сирийская школа.
Кладка из хорошо пригнанных каменных блоков (без раствора/
с раствором)
Деревянные перекрытия
(бетонная техника была забыта: природный
цемент – пуццолана – добывался только в Италии).
Иногда применялись деревянные купола
Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками,
Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза
Отчетливые геометрические объемы, поставленные изолированно, небольшие проемы окон, малое число окон, статичные интерьеры.
Слайд 12
Константинопольская школа.
широкое применение кирпича и сводов;
тенденция к
сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания,
к расчлененным, даже подчас раздробленным, объемам и их связи с городской застройкой.
Плинфа - плоский кирпич , укладываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см.
Византийская кладка - из перемежающихся рядов плинфы и тесаных каменных блоков на толстом слое известково - цемяночного раствора.
Слайд 13
1. Базилики
Интерьеры ритмом колонн главного нефа организуют движение вперед,
к алтарю (Базилика в Трире, Санта Мария Маджиоре в Риме,
Сент-Аполлинер в Равенне).
В соответствии с христианскими обрядами пространство базилики делилось на несколько частей. В полукруглой нише восточной стены (апсиде) устраивался алтарь, у которого происходило богослужение. Зал для молящихся обычно разделен на три нефа, из них центральный — выше боковых.
В ранних базиликах нефы перекрывались деревянными стропильными крышами. От входа зал отделялся нартексом—помещением, куда допускались некрещеные. Перед зданием устраивали двор с галереями по периметру и фонтаном в центре для совершения обряда омовения (рис. 3).
Слайд 15
Санта Мария ин Козмедин, Рим 772-795 гг. Обычная римская базилика
- длинный центральный неф с двумя боковыми нефами и апсидой
в конце – легла в основу планировки христианского храма. Стены с верхними окнами опираются на колонны. В базилике простые деревянные перекрытия. Есть хоры. Пол украшен мозаикакми.
Слайд 17Центричный храм
- мавзолей святой Констанцы в Риме ,
- Сан-Витале в
Равенне ,
- церковь святого Сергия и Вакха в Стамбуле
,
- баптистерий в Равенне,
также первый центральнокупольный храм с пятью куполами—церковь Апостолов в Константинополе.
Слайд 18Мавзолей святой Констанцы в Риме
диаметр 29 м,
перенесение базиликальной
системы на сводчатое здание
внутренний обход,
опора купола на систему
колонн.
Слайд 19Наряду с базиликами строились круглые и восьмиугольные в плане храмы.
В центре помещалась купель, алтарь или гробница. ( Санта Констанца
в Риме,ок.350 г.; Сан Стефано Ротондо, 468-483гг.)
Слайд 20храм Сан Витале в Равенне
церковь Сергия и
Вакха
в Константинополе
Слайд 21Центрические храмы:
Сан-Витале в Равенне, 527-547 ц.Сергия и Вакха,
Константинополь, 527г.
Слайд 22
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой
центрическую композицию на восьми устоях, основа которой – сильно развитое
подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т.п.
Слайд 23
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) была превращена
в мечеть.
Слайд 24
Санта Констанца, Рим, ок.350 г.н.э. Мавзолей построенный для дочери императора
Константина, впоследствии был превращен в христианский храм. Центральную часть храма
окружает галерея, перекрытая цилиндрическим сводом с мозаиками. Свет проникает через верхние окна.
Слайд 25Центрическая планировка с радиальной симметрией применялась во многих христианских храмах;
но предпочтение отдается базилике с ее зеркальной симметрией и строгой
ориентацией на восток.
1. Нартекс
2. Боковой неф
3. Подкупольное
пространство
4. Алтарная часть
5. Апсида
6. Ниша
Церковь Сан Витале,
Равенна, Италия
Слайд 26Круглый центрический зал окружает аркада и боковой неф, который придает
зданию восьмиугольную форму. Нартекс имеет изогнутую форму; это сделано для
того , чтобы совместить его с восьмиугольником.
Слайд 27
Центр окружает двухэтажная галерея. Свет проникает через верхние окна. Капители
колонн выполнены в византийском стиле.
Слайд 28
Мозаичный портрет императрицы Феодоры и придворных, Сан Витале.
Слайд 29
В раннехристианскую эпоху пол в храме украшали выложенными из камней
геометрическими узорами
(мозаичный пол, церковь Рождества, Вифлеем, Израиль, Ivв.н.э.). Колонны
чаще всего коринфского, иногда ионического, ордера. Стены над колоннадой были расписаны, а в конхе над апсидой были фрески и мозаики. При возведении храмов часто использовались колонны из римских храмов и других более ранних построек. Т.о., римский стиль включался в архитектуру христианских базилик.
Слайд 30Церковь Апостолов в Константинополе - первый центральнокупольный храм с пятью
куполами—церковь
Слайд 31Система опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью
парусного свода – наиболее существенное достижение Византийской архитектуры.
Вначале купол опирался
непосредственно на паруса и подпружные арки; позднее между куполом и опорной конст-рукцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для ос-вещения подкупольного пространства.
Купол венчал центральное пространство базилики, где совершались богослужения придавая ему большую праздничность и торжественность (базилика в Коджа-Калесси), храм Софии в Константинополе
Как правило, купольная конструкция возводилась на мощных столбах, поставленных на квадратном основании и связанных подпружными полуциркульными арками; переходной конструкцией к круглому основанию купола являлись паруса и тромпы.
Первые купола еще не имели барабанов.
Купольные базилики
Слайд 33Церковь Св. Ирины
в Константинополе, 532 г.
Слайд 34
Самое значительное сооружение византийского зодчества—храм Софии в Константинополе.
Грандиозный замысел
создания храма, который должен был затмить римский Пантеон, был осуществлен
архитекторами Анфимием из Тралл и Исидором из Милета в 537 г.
Слайд 35План собора Св. Софии.
1. Атриум
2. Нартекс
3. Неф
4. Апсида
5. Баптистерий
6. Минарет
Слайд 42Дворцовые постройки, церкви, часовни, галереи и портики, а также своды
ряда проездных ворот были украшены изумительными мозаиками, росписями, мрамором и
цветным камнем. В интерьерах широко применялись витражи, бронза, серебро и золото. Крыши многих зданий были крыты свинцом и золоченной бронзой. В садах и дворах имелись многочисленные замысловатые фонтаны. Высаживались экзотические виды растений, разводились экзотические виды птиц. Кроме открытых водоемов существовали небольшие пруды из ртути, в которых плавали копии водоплавающих птиц. Комплекс Большого дворца был наполнен статуями, свезенными и свозимыми со всей империи.
Слайд 44
Подземная цистерна, Стамбул, Турция,(532 г.)
При Юстиниане начали строить грандиозные
подземные цистерны для сбора и хранения воды, предназначавшийся для дворцов
Константинополя. Триста тридцать три колонны высотой почти 8м с резными капителями поддерживают кирпичный свод. Своды свидетельствуют о высоком уровне инженерии в Восточной Империи.
Слайд 45
Еще продолжают строиться дворцы в Константинополе. К городской стене
в самом высоком месте города пристраивается трехэтажный корпус Текфур-серая (XIV
в.); его верхний ярус образует надстройку над стеной императорской резиденции.
Слайд 46Средневизантийская архитектура
VIII-XIII в.в.
Слайд 47— один из самых значительных вкладов византийской архитектуры
в мировое зодчество. У народов, заимствовавших принципы культовой византийской архитектуры
этот тип храма получил наибольшее распространение и развитие. На крестообразном пересечении нефов такого храма к центральному куполу на системе подпружных арок и парусов примыкают цилиндрические своды перекрытия боковых пространств, обеспечивающие устойчивость конструкции церкви южных и восточных славян.
Крестовокупольный храм
Слайд 48Крестово-купольные храмы
Разрез и план классического крестово-купольного четырехстолпного трехнефного храма
шестистолпный, трехнефный,
трехапсидный, пятиглавый
Слайд 50Архитектура Византии
XIII-XV в.в.
Слайд 51
Собор Сан Марко, Венеция ок. 1063-1073 гг. Пять куполов на
парусах – три купола над центральным нефом и два над
трансептом.
Слайд 52
Представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики.
Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе
оформления ту же тему креста в квадрате.
Слайд 56 Первый центральнокупольный храм с пятью куполами
– церковь Апостолов в Константинополе.
Слайд 57Примером крестово-купольной композиции в Греции служит церковь Апостолов в Фесалониках
(конец XIII —начало XIV в.). Пятикупольное здание отличает
соподчиненность и уравновешенность форм, причем структура его четко выражена во внешнем облике благодаря различию высот основного креста и остальных ячеек. Цилиндрическим сводам ветвей креста на четырех фасадах соответствуют полукруглые завершения – закомары.
Купол имеет высокий барабан, а композиция в целом – ярусное построение. В лишенном хор интерьере чувствуется простота,ясная тектоника и четкая организация пространств, развитие которых подчинено общему вертикальному строю композиции. Простота основных форм сочетается с довольно богатым кирпичным декором фасадов, в чем проявилось отчасти влияние зодчества народов сопредельных стран - болгар и сербов.
Слайд 60К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский
полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной
Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
Слайд 61С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную)
в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в
Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.
Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
Слайд 63Планы Софийских соборов.
1 - киевского, 2 - новгородского,
3
- полоцкого.
Слайд 64Успенский Собор во Владимире, 12в.
Слайд 66К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский
полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной
Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
Слайд 67С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную)
в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в
Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.
Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
Слайд 68Армения и Грузия
- крестообразные сооружения с 4 конхами
- план с
4 полукругами, 6 и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической
оболочкой (Звартноц)
- внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность
- также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием (Талин)
- конусообразный купол над средокрестием
- кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем
- иногда богатые рельефные украшения (снаружи) и живописные картины (внутри)
Слайд 69Армения
Церковь Вагаршапат
(618-630 гг.)
Церковь Антамар
915-921 гг.
Слайд 70Сербия
Монастырь Грачаница –
Церковь Успения.
1311-1321 гг.
Слайд 71Болгария
Церковь Асен 1190-1240 гг.
Построена как часть крепости, защищавшей важный
путь на юге Болгарии. Церковь имеет два этажа, нижний из
которых служит склепом. В плане представляет собой наос (святилище) с одним боковым пределом и центральным куполом. Нартекс увенчан колокольней.
Слайд 72Церковь Вседержителя,
середина 14 века.
Продолговатый план, завершенный нартексом, увенчанным
колокольней. Богатое убранство фасада указываем на связь с Константинополем Палеологов,
хотя детали декора абсолютно не тектоничны.
Слайд 73Румыния
Монастырь Суцевита – церковь, примерно 1580 г. Расписана в 1602
г.
Церковь в епископском монастыре,
1512-1521 гг.