Слайд 1МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района
Московской области
Презентацию
подготовила: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории.
Слайд 3Сердце России – Москва была родиной величайшего русского поэта. Александр
Сергеевич Пушкин родился
6 июня 1799 г.
Слайд 4Со стороны отца Сергея Львовича – он принадлежал к старинному,
но захудалому старинному роду.
Его мать – Надежда Осиповна -
была внучкой Ибрагима, «арапа Петра Великого».
Слайд 5Отец поэта живо
интересовался литературой.
У него была прекрасная библиотека,
в которой были полно
подобраны и русские писатели 18 века, и западно- европейские классики 17 и 18 века.
Слайд 6В доме отца будущий поэт в детском возрасте видел и
слушал многих известных русских поэтов: Карамзина, Жуковского, Батюшкова.
Умный и наблюдательный,
мальчик много схватывал из бесед старших, тянулся к книге, рано заинтересовался литературой.
Слайд 7Воспитание детей в доме Пушкиных было поручено, как это было
принято в то время в дворянских семьях, иностранцам-гувернерам. Благотворного влияния
на воспитание мальчика эти французы-гувернеры не имели. У Пушкина
остались только
«неприятные
воспоминания о них».
Слайд 8На формирование характера и умственные развитие ребенка большое влияние оказали
бабушка поэта М.А.Ганнибал, с 1801 года жившая в доме Пушкиных,
и няня Арина Родионовна Яковлева, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говаривала сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками». Эти две русские женщины своими рассказами и сказками учили мальчика русскому языку, вводили его в мир старины, народного быта и народной поэзии.
Слайд 9Богатые и разнообразные впечатления получал Пушкин и от прогулок по
Москве, на которые он отправлялся со своим дядькой Никитой Козловым.
Слайд 10Рано пристрастился Пушкин к книгам. Он жадно читал произведения,
которые
были собраны в библиотеке его отца, и, обладая замечательной памятью,
многое усваивал наизусть. Русские писатели от Ломоносова до Жуковского, европейские классики, были прочитаны еще до поступления в лицей, куда он попал в двенадцать лет.
Слайд 11Чтение художественной литературы рано пробудило творческий дар будущего поэта. Он
пробовал свои силы в разных жанрах: писал басни, стихотворения, написал
поэму и комедию. Эти первые опыты Пушкина, к сожалению,
не сохранились.
Слайд 12Свободолюбивая лирика становится одной из направляющих в творчестве поэта, приносит
уважение читателей и недовольство властей. Его ссылают на юг, затем
в родовое имение Михайловское. С детства слышавший народную речь и воспитанный на ее мудрости, ярком колорите и выразительности, Пушкин, как и раньше заслушивается сказками няни. В одном из писем брату в 1824 г. А.С.Пушкин писал: «…вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Слайд 13В одной из тетрадей поэта есть запись, сделанная со слов
Арины Родионовны: «Что за чудо, – говорит мачеха, - вот
что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот, вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворец чудный дуб»
Слайд 14Когда и где родился Александр Сергеевич Пушкин?
Кто были его родители?
Какие
известные русские поэты бывали в доме Пушкиных?
Кто оказал наибольшее влияние
на воспитание Пушкина?
Что вы знаете об Арине Родионовне?
В каких жанрах пробовал писать юный Пушкин?
Где учился будущий поэт?
За что он был сослан в ссылку?
От кого услышал сюжеты многих своих сказок?
Слайд 15Чтение статьи о писателе в учебнике. Стр. 115 - 117
Вопросы
и задания.
Прочитайте рассказ о поэте. Какие три части можно выделить
в нем? Озаглавьте каждую из них.
Какие сказки А.С.Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных от Арины Родионовны? Какие другие сказки А.С.Пушкина ты знаешь?
Слайд 16Викторина
«Знаток сказок Пушкина»
Узнай героя сказки:
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света
все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит,
закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Месяц по косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, с
Словно реченька журчит.
Слайд 17Кто и к кому обращается со словами:
Или бес в тебя
ввернулся?
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно,
обещал,
Но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть корня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего!
Слайд 18Какой персонаж, из какой сказки видит такую картину:
Вот идет он
к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые
волны,
Так и ходят, так и воем воют.
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой, -
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Слайд 19Какая сказка заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам
урок.
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостиком по воде плеснула
И ушла в
глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Слайд 20Домашнее задание
1.Ответить на вопросы 3 – 5 стр. 117 –
118.
2. Прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»