Слайд 1А.С Пушкин «Юность. Петербургский период»
«Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие
сны.»
Слайд 2Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:
Основные периоды
жизни и творчества А.С.Пушкина.
1.Лицейский период(1813-1816гг.)
2.Петербургский период(1817-1820 гг.)
3.Период южной ссылки(1820-1824 гг.)
4.Период
ссылки в Михайловское(1824-1826гг.)
5.Творчество II половины 20-х гг.(1826-1830 гг.)
6.Творчество Болдинской осени.(1830г.)
7.Творчество 30-х гг.(1831-1836 гг.)
Слайд 3Летом 1817 года состоялся первый выпуск воспитанников Лицея . Сначала
Пушкин колебался в выборе жизненного пути, хотел поступить на военную
службу . Но друзья отговорили, и он определился чиновником в Коллегию иностранных дел.
После шестилетнего лицейского «заточения» его захватил вихрь светской жизни. «Водоворот её, постоянно шумный, постоянно державший его в раздражении , должен был иметь влияние столько же на нравственное состояние его, сколько и на физическую организацию, - писал П.В. Анненков . Спустя 8 месяцев после выхода своего из Лицея , Пушкин лежал в горячке , почти без надежды и приговорённый к смерти докторами . Это было в феврале 1818 года» К счастью , молодость взяла своё.
Слайд 4А пока в творчестве Пушкина торжествует малый жанр – вольнолюбивая
лирика, острая обличительная эпиграмма . И.Лажечников вспоминал , что пушкинские
«мелкие стихотворения , наскоро на лоскутках бумаги , карандашом переписанные, разлетелись в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней вытверживались наизусть».
Такую же «неразборчивость» проявляет Пушкин и в литературных симпатиях . Ещё на последнем году пребывания в Лицее он сближается с Жуковским. Сразу же по выходе из Лицея он принят в «Арзамас» с кличкой Сверчок. В «Послании к Жуковскому» он высмеивает литераторов из «Беседы любителей российского слова»:
В ужасной темноте пещерной глубины,
Вражды и зависти угрюмые сыны….
Слайд 5В петербургский период определяются политические симпатии Пушкина, обретающие в его
творчестве полнозвучный и живой поэтический голос. Вольнолюбие было характерно и
для лицейских его стихов, причем оно проявлялось как в прямых гражданских инвективах («Лицинию»), так и в эпикурейских стихах, в которых он славил радости земного бытия – Вакха и Киприду. В них, по наблюдению Д. Д. Благого, была не только молодость с избытком кипящих жизненных сил, но и своеобразная форма протеста против ханжества и мистицизма, которыми были охвачены тогда круги высшего придворного общества во главе с Александром I. «Юродствующему» большому свету – «вельможам», «святым невеждам», «изношенным глупцам», «почетным подлецам» – Пушкин противопоставляет в своих стихах «тесный круг друзей» – «философов и шалунов», «счастливых беззаконников», «набожных поклонников Венеры». И все чаще в одном ряду с Вакхами, Амурами и Венерами появляется слово «свобода». В петербургский период оно конкретизируется, принимая близкий декабристам политический смысл, но одновременно и прорывается к поэтическому выражению универсального и вечного начала личного и общественного бытия.
Слайд 6Особую роль в жизни Пушкина этих лет сыграл Николай Тургенев.
Он был на десять лет старше Пушкина. Н.И. Тургенев сочетал твердый
ум с любовью к России и русскому народу. Борьба с рабством ("хамством", как он выражался на своем специфическом политическом лексиконе) была идеей, которую он пронес через всю жизнь.
Слайд 7Влияние Н.И. Тургенева отчетливо сказалось в стихотворении Пушкина "Деревня". Характерно с
этой точки зрения и начало оды "Вольность" - демонстративный отказ
от любовной поэзии и обращение к вольнолюбивой Музе.
Слайд 8Пётр Яковлевич Чаадаев (27 мая [7 июня] 1794, Москва —14 [26] апреля 1856, там же) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством
сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской
жизни. Его труды были запрещены к публикации в имперской России. Чаадаев был членом «Союза благоденствия». По воспоминаниям современников, «он обзывал Аракчеева злодеем, высшие власти – взяточниками, дворян – подлыми холопами, духовенство – невеждами». Он глубоко сомневался в перспективах назревавших в России общественных перемен.
Слайд 9К Чаадаеву
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как
сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом
власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Пушкинское послание «К Чаадаеву» (1818) проникнуто стремлением юного поэта воодушевить старшего друга, вывести его из состояния душевной депрессии Отсюда – его звонкий призыв: «Товарищ, верь!» Послание открывается мотивом утраты юношеских надежд на любовь и тихую славу, на легкое достижение счастья. «Юные забавы» исчезли, «как сон, как утренний туман». Тема утраченных иллюзий здесь лишена однозначности. Возможно, речь идет о надеждах, которые питали русские люди в первые годы царствования Александра I и которые рассеялись под «гнетом власти роковой». Но в то же время лексика вступления лишена свойственной лирике декабристов однозначности, в ней многое идет от элегической лирики Жуковского – лирики «любви», «надежды», «тихой славы» с ее раздумьями о непрочности любви, добра и красоты на этой земле. Есть тут чтото и от любимых Жуковским шиллеровских баллад (сравните: «Все великое земное разлетается как дым» – и пушкинское: «Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман»). Вероятно, сюда вторгается и личный мотив: прощание Пушкина с отрочеством, с темами лицейской лирики. Политическая тема обволакивается лирическим туманом элегической исповедальности, смягчается и очеловечивается.
Слайд 10Оду «Вольность» Пушкин написал в конце 1817 года на квартире
братьев Тургеневых, окна которой выходили на Михайловский замок, где был
убит Павел I. В первой строфе оды Пушкин отрекается от поэзии, воспевающей любовь, и призывает иную музу – гордую певицу свободы:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру…
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Пушкинское понимание свободы как будто бы перекликается с теорией «естественного права» Куницына и соотносится с идеями ограничения самовластия конституцией, родственными Николаю Тургеневу, Никите Муравьеву и другим членам «Союза благоденствия»:
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с вольностью святой
Законов мощных сочетанье.
Слайд 11В 1819 году Пушкин вступает в литературное общество «Зеленая лампа»,
возникшее на развалинах старого «Арзамаса». Сохранив некоторые «арзамасские» традиции –
атмосферу легкой шутки, свободу от всякой официальности, оно было более политизированным: декабристы считали «Зеленую лампу» негласным филиалом «Союза благоденствия». В послании к «NN» (1818) – другу по «Зеленой лампе» В. В. Энгельгардту – Пушкин пишет:
С тобою пить мы будем снова,
Открытым сердцем говоря
Насчет глупца, вельможи злого,
Насчет холопа записного,
Насчет Небесного Царя,
А иногда насчет земного…
Слайд 12Летом 1819 года Пушкин навестил родовую усадьбу Михайловское. Итогом этого
события явилась «Деревня» (1820). Это стихотворение очень динамично: движутся чувства
поэта, изменяясь у нас на глазах, движутся, как в панораме, картины деревенской жизни. Стихотворение открывается резким противопоставлением суетного и порочного мира столичной жизни с роскошными пирами, забавами и заблуждениями миру русской деревни с шумом дубрав, тишиной полей, вольной праздностью – подругой размышлений. Сперва поэт воспринимает деревенскую жизнь со стороны. Он любуется красотой деревенской природы, дает живые и реалистически точные зарисовки окрестностей Михайловского, увиденных из окна барского дома: «лазурные равнины двух озер», «где парус рыбаря белеет иногда», «луг, уставленный душистыми скирдами»… Кажется, ничто не может смутить здесь душу поэта. С красотой окружающей природы гармонирует поэзия трудовой крестьянской жизни – «везде следы довольства и труда».
Слайд 13Осенью 1817 года Пушкин познакомился с Федором Николаевичем Глинкой. Глинка происходил
из небогатого, но старого рода смоленских дворян. Небольшого роста, болезненный
с детства, он отличался исключительной храбростью на войне (вся его грудь была покрыта русскими и иностранными орденами) и крайним человеколюбием.
Слайд 14Пушкин задумал поэму «Руслан и Людмила» в 1817 году еще
в Лицее, но завершил перед самой ссылкой в 1820 году.
Поэму приняли с восторгом, потому что в ней, по словам Белинского, «все было ново: и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами». В «Руслане и Людмиле» Пушкин синтезировал в единый художественный сплав дух русской народной сказки, былины, исторического предания с повествовательным искусством западноевропейского романа («Неистовый Роланд» итальянца Ариосто). С удивительной легкостью и свободой Пушкин преодолевает барьеры между своим и чужим, прошлым и настоящим, высоким и низким. Теплый, все принимающий юмор Пушкина сглаживает в повествовании острые углы, узаконивает неожиданные и дерзкие переходы от серьезного к смешному, от исторического к частному, от западноевропейского к русскому. Руслан, например, в его поэме органически соединяет в себе черты русского богатыря типа Ильи Муромца, русского святого типа Георгия Победоносца, современного гусара и рыцаря европейского романа. Пушкин настолько вживается в русские летописи, что прошлое приближается к нам, становится гранью настоящего, современного духовного опыта.
Чудодейственный сплав разных жанров, разных художественных стилей – от народного, сказочного и былинного до летописного и современного литературного – превращает поэму Пушкина в жемчужину стилистической полнозвучности и богатства живого русского литературного языка.
Слайд 15Сделала ученица 10 класса
Красильникова Мария.