Слайд 1Тайны метафоры
урок литературы, 5 класс
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
МО «Выборгский
район»
Ленинградской области
Авторы:
Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы
Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Тропы:
Гипербола
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Метафора
Какие тропы вы знаете?
Слайд 3Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
-изображают ;
-рисуют словами картины жизни;
-отличают
один предмет от другого;
-передают отношение, чувства автора.
Слайд 4Так что же они выражают?
Мы называем средствами
художественной
выразительности
Гиперболу
Эпитет
Сравнение
Слайд 5Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть,
представить
Читай… с чувством, с толком, с расстановкой
Знание текста.
Понимание смысла.
Темп, интонация,
паузы.
Выделение тропов при чтении.
Работа воображения (мы представляем картину…).
Передача настроения.
Слайд 6Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижно,
немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец
и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Слайд 7Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия
уснувшего леса?
Используйте подсказки:
Эпитет с определяемым словом.
Порядок слов – обратный.
Подразумевается сравнение,
но отсутствует союз КАК.
Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь.
«Ц е п ь ю п у х о в о й…»
Слайд 8МЕТАФОРА
Скрытое сравнение
Основа – переносное значение слова
Уподобление по сходству
Слайд 9Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я
родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой
рябины
Горькую кисть.
М.Цветаева
Слайд 10Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?
Как вы
понимаете скрытое содержание последней строфы?
Найдите метафоры.
Что в них «зашифровано»?
Какой
скрыт смысл?
Какой вы представляете себе лирическую героиню стихотворения?
Почему происходит смена, движение эпитетов:
красную – жаркую – горькую рябину?
Какое символическое значение имеет слово-образ «рябина»?
Слайд 11Варианты толкований:
Символ любви к жизни
Символ испытаний, тревог, преодолений
Символ пути
Слайд 12Примеры метафор:
существительное:
утро года
в багрец и золото одетые леса
прилагательное
золотые руки
золотое сердце
глагол
блистать
эрудицией
рябина зажглась
Слайд 13Выразительная сила метафоры:
Подчеркивает самый существенный признак
Создает индивидуальный образ
Производит эмоциональный эффект
Требует
духовного усилия, воображения, работы ума
Слайд 14Зимний день
Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Украсил
… веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. …
иней опушил … березку, словно … . Впереди Новый год – праздник … .
Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину
Слайд 15Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег.
Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают
пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невесту. Впереди Новый год – праздник детства и зимних забав.
Слайд 16 КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ?
-ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ
-ЕСЛИ СОЗДАЕТ
НАСТРОЕНИЕ
-ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ
-ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ
-ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ
ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ
ПО-НОВОМУ
Подведем итоги
Слайд 17Домашнее задание
Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть
Составить монологический ответ
о метафоре
Слайд 18Список использованной литературы
Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи.
Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
Литература. Еженедельное приложение к
газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Слайд 19
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
Черных
О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения:
учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Слайд 20Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
www. Ru.wikipedia.org
http:// russlovesnost.
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/
- Все образование Интернета
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/
-Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm