Слайд 1МОУ Радужненская СОШ
Коломенского муниципального
Московской области района
Урок литературы в 10 классе
по программе под редакцией Г.И. Беленького
Презентацию подготовила:
учитель русского
языка и литературы
высшей квалификационной категории
Привезенцева Елена Николаевна
Слайд 2АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
Романтическая лирика.
Слайд 3Проверка домашнего задания.
Каковы же основные «законы пушкинской лирики»? Перечислите их.
Объясните,
как вы понимаете их, обратившись к известным стихотворениям Пушкина, изученным
ранее.
Слайд 4Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном
бриге в Гурзуф, А.С. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило»,
которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта.
Слайд 5Стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило…»
Слайд 6Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края…
Слайд 8Главный мотив элегии — прощание с отрочеством и юностью, прощание
с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не
хочет забыть милые сердцу времена:
Слайд 9Отсюда выбранный жанр лирического произведения — элегия, в которой грустные
размышления поэта нашли выражение в переживаниях, чувствах лирического героя. Важную
роль играет в стихотворении мотив воспоминания: хотя светская, салонная жизнь обманула многие ожидания лирического героя, она не смогла убить ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость поэтического вдохновения, ни тепло и сердечность дружеских уз.
Слайд 10 Какие биографические факты и реальные жизненные впечатления нашли отражение
в этой элегии?
Каким предстает в элегии поэт? Найдите ключевые слова
в изображении лирического «я» в стихотворении.
Какова эмоциональная и смысловая роль рефрена в создании настроения элегии?
Слайд 11Докажите, что природа, окружающая поэта, романтична.
Каково его отношение к прошлому?
Что ждет его в будущем?
Почему его не страшит ни «угрюмый
океан», ни шум «послушного ветрила»?
Какое настроение вызывают элегические мотивы произведения?
Какие художественно-выразительные средства использует поэт?
Слайд 12Какой смысл приобретает в стихотворении образ океана?
В каком ключе
рисуется в стихотворении природа?
На чем основана композиция стихотворения?
Какой
смысл придают стихотворению эмоционально-оценочные эпитеты и глаголы в повелительном наклонении?
Слайд 13Стихотворение
«Свободы сеятель пустынный…»
Слайд 15Какие вольнолюбивые стихотворения Пушкина, написанные в предшествующие годы вам известны?
Каковы, воплощенные в них представления поэта о свободе?
Перечитайте статью о
Пушкине о его духовном кризисе в 1823 году. Чем он был обусловлен?
Слайд 16В начале стихотворения Пушкин предлагает евангельскую притчу о сеятеле (Матф.,
13: 3 – 9). В его переложение не вошло то
место притчи, где говорится, что «иное [зерно] упало на добрую землю и принесло плод».
Как это связано с настроением, выраженным поэтом в стихотворении? Почему поэт считает, что проповедовать «благие мысли», «честь» и «свободу» некому?
Слайд 17Русский культуролог и публицист Г.П.Федотов написал, имея в виду это
стихотворение: «Свобода не теряет для Пушкина своей священности, когда он
прощается с ней»
Какие стихотворения, созданные Пушкиным после 1823 года, подтверждают это суждение?
Слайд 19В сентябре 1824 г. Пушкин принимается за работу над монументальным
циклом «Подражание Корану». По сути обращение поэта к тексту Корана,
а вскоре и Библии есть продолжение попыток сравнить или осмыслить для себя религиозное и безрелигиозное восприятие жизни…
И.З. Сурат, С.Г.Бочаров.
Слайд 221. Как можно определить жанр стихотворения? Докажите, что
это притча.
2. Какой смысл имеет в стихотворении
чудо преображения мира по воле Бога?
3. Как этот мотив связан с пушкинской творческой биографией? Докажите, что он нашел отражение в стихотворении "Пророк".
4. Докажите, что в стихотворении, как и во всем цикле, отразилось светлое состояние духа, свойственное Пушкину в Михайловском.
Слайд 23Как вы поняли смысл девятого, заключительного стихотворения цикла? Как в
нем изображено противостояние веры и безверия? Как соотнесены в стихотворении
первая и последняя строфы?