Слайд 2История создания
Весной 1920 года по рекомендации Михаила Кольцова под именем
Кирилла Васильевича Лютова был направлен в Первую Конную Армию под
командованием Будённого в качестве военного корреспондента, был там бойцом и политработником. В рядах Первой Конной он стал участником Советско-Польской войны 1920 года. Писатель вёл записи («Конармейский дневник», 1920 год), послужившие основой для будущего сборника рассказов «Конармия». Печатался в газете Политотдела Первой Конармии «Красный кавалерист».
Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в “Лефе” несколько новелл молодого автора. Вскоре после этого вышла в свет “Конармия”. Ее перевели на двадцать языков, и Бабель стал известен далеко за пределами страны.
Слайд 3«Конармия» — сборник рассказов И. Бабеля, объединённых темой гражданской войны, основанный на
дневнике, который автор вел на службе в Первой Конной армии. Рассказы
писались автором в 1922—1937 годах. Некоторые эпизоды произведения являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказов является то, что главный герой имеет еврейские корни. Вопросу гонения евреев до и во времена гражданской войны отведено особое место в книге.
Слайд 4Книга состоит из 38 коротких рассказов, являющихся зарисовками жизни и
быта Первой Конной армии, объединённых едиными героями и временем повествования.
В рассказах интеллигентный автор-повествователь Кирилл Лютов со смешанными чувствами ужаса и восхищения описывает насилия и жестокость красноармейцев. В “Конармии” нет адвокатской защиты революции. Ее герои подчас жестоки, порой смешны; в них много бурного, военного разлива. Однако правотой дела, за которое они умирают и сражаются, проникнута вся книга, хотя ни автор, ни герои об этом не говорят. Для Бабеля бойцы “Конармии” не были схематическими героями, которых мы встречаем в нашей литературе, а являлись живыми людьми с достоинствами и пороками.
Слайд 5Критика «Конармии»
Первые же публикации рассказов цикла «Конармия» оказались в контрасте
с революционной пропагандой того времени, создававшей героические мифы о красноармейцах. У Бабеля
появились недоброжелатели: так, С. Будённый был в ярости от того, как Бабель описал жизнь и быт конармейцев. К. Ворошилов жаловался членам ЦК, что стиль произведения о Конармии был «неприемлемым». Сталин же считал, что Бабель писал о «вещах, которые не понимал». Но Бабель пребывал под покровительством Максима Горького, что гарантировало публикацию книги «Конармия». В ответ на нападки Будённого, Горький заявил: «Читатель внимательный, я не нахожу в книге Бабеля ничего „карикатурно-пасквильного“, наоборот: его книга возбудила у меня к бойцам „Конармии“ и любовь, и уважение, показав их действительно героями, — бесстрашные, они глубоко чувствуют величие своей борьбы».
Слайд 6Повествователь, странный и смешной для бойцов очкарик Лютов, превращается в
солдата. Но душа его всё равно не принимает войну, ради
каких бы светлых идеалов она ни велась.
«Конармия» — одно из произведений, показывающих революцию как стихию, хаос, порыв. Этому соответствует «мозаичный» принцип изображения: последовательность эпизодов в рассказах чаще всего непредсказуема. Восприятие автором Гражданской войны было противоречиво, так как он видел и величие её, и невероятную жестокость. Во многом эта книга была попыткой интеллигента найти себя в революции.
В 1939 году Бабель был арестован и расстрелян как «агент французской и австрийской разведок». При аресте у него были изъяты рукописи, которые не найдены до сих пор.