Разделы презентаций


"Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе

Содержание

«Никто и ничто не помешает её ходу и расходу, пока не разойдётся она до последнего экземпляра; тогда она выйдет четвертым изданием,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Герой нашего времени»- первый психологический роман

в

русской литературе

Разработала
учитель русского языка и литературы
Аксёнова Екатерина Михайловна
МБОУ «Школа № 14» Благовещенска

«Герой нашего времени»- первый психологический роман

Слайд 2 «Никто и ничто не помешает её ходу

и расходу, пока не разойдётся она до последнего экземпляра;

тогда она выйдет четвертым изданием, и так будет продолжаться до тех пор, пока русские будут говорить русским языком»
В.Г. Белинский
«Никто и ничто не помешает её ходу и расходу, пока не разойдётся она до

Слайд 3Реакционные критики в этом произведении не нашли ничего русского. Они

говорили, что герой романа порочен и списан у западноевропейских романистов.

Некоторые даже говорили о том, что в Печорине поэт изобразил себя.
Реакционные критики в этом произведении не нашли ничего русского. Они говорили, что герой романа порочен и списан

Слайд 4Работу над романом Михаил Юрьевич Лермонтов начал по впечатлениям первой

ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки» появились повести «Бэла»,

«Фаталист» в 1839 г. Во второй книжке журнала за 1840 г. появилась повесть «Тамань»

Обложка журнала

Работу над романом Михаил Юрьевич Лермонтов начал по впечатлениям первой ссылки на Кавказ. В журнале «Отечественные записки»

Слайд 5Почему, по вашему мнению, название было изменено?

«Один из героев начала

века» - первоначальное название

Почему, по вашему мнению, название было изменено?«Один из героев начала века» - первоначальное название

Слайд 62 издания при жизни автора
1840,1841

2 издания при жизни автора1840,1841

Слайд 7Первые читатели увидели карикатуру на современного человека, поэтому в 1841

г. ко второму изданию романа М. Ю. Лермонтов создал предисловие,

в котором объяснил особенности авторского замысла. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения.

Найдите доказательство этому в предисловии.

Первые читатели увидели карикатуру на современного человека, поэтому в 1841 г. ко второму изданию романа М. Ю.

Слайд 8 Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество? Найдите

доказательство в тексте.

«Будет и того, что болезнь указана, а как

ее излечить — это уж бог знает! »
 Собирается ли М. Ю. Лермонтов изменить безнравственное, порочное общество? Найдите доказательство в тексте.«Будет и того, что болезнь

Слайд 9«Дума» М.Ю. Лермонтов
Печально я гляжу на

наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под

бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно.
****
К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы

****
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад….

Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите.

«Дума»   М.Ю. Лермонтов  Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто,

Слайд 10И скучно и грустно, и некому руку подать      В минуту

душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..      А годы проходят

— все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,      А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:      И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг     Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —      Такая пустая и глупая шутка...

Найдите черты поколения, которому принадлежал Лермонтов. Видите ли вы сходство с Печориным? Докажите.

И скучно и грустно, и некому руку подать      В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и

Слайд 11
В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический

и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и,

к сожалению, слишком часто встречал» .
А. И. Герцен
В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он

Слайд 12Предисловие к «Журналу Печорина»
Назовите причины, которые побудили

автора передать публике сердечные тайны человека, которого он никогда не

знал?
Предисловие к «Журналу Печорина»   Назовите причины, которые побудили автора передать публике сердечные тайны человека, которого

Слайд 13История души человеческой

Проблема личности- центральная в романе

История души человеческойПроблема личности- центральная в романе

Слайд 14Сюжет- развитие действия, ход событий, составляющих основное содержание литературного произведения
Бэла”
“Максим

Максимыч”
“Предисловие”
“Журналу Печорина”
“Тамань” /1/
“Княжна Мери”
“Фаталист”

Фабула -  фактическая

сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии… 

«Тамань”
“Княжна Мери”
“Фаталист”
“Бэла”
“Максим Максимыч”
“Предисловие” к “Журналу Печорина”.

Сюжет- развитие действия, ход событий, составляющих основное содержание литературного произведенияБэла” “Максим Максимыч” “Предисловие”“Журналу Печорина”“Тамань” /1/“Княжна Мери”“Фаталист” Фабула

Слайд 15Такое построение произведения даёт автору возможность:
Заинтересовать читателя судьбой Печорина
Понаблюдать за

историей «души человеческой»
Раскрыть образ с разных точек зрения
Автору легче выразить

свою позицию.
Такое построение произведения даёт автору возможность:Заинтересовать читателя судьбой ПечоринаПонаблюдать за историей «души человеческой»Раскрыть образ с разных точек

Слайд 16Время произведения:

1830-1837

Время произведения:1830-1837

Слайд 17“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в

действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая –

17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.

“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;“Княжна Мери”:

Слайд 18 Почему, по вашему мнению, автор нарушает хронологию событий?

Почему автор передаёт повествование посредникам? Кто они? Случаен ли

их выбор?
Почему, по вашему мнению, автор нарушает хронологию событий? Почему автор передаёт повествование посредникам?  Кто

Слайд 19Споры о жанре произведения
«длинная цепь повестей», сочинение (Лермонтов)
Путевые заметки
Дневниковые

записи

Споры о жанре произведения «длинная цепь повестей», сочинение (Лермонтов)Путевые заметкиДневниковые записи

Слайд 20 Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры,

как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел

для этого всякие основания
Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская

Слайд 21Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое

повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный,

нестандартный период его жизни.

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного

Слайд 22Энциклопедия русской жизни
История души человеческой
Духовная эволюция
Внутренний мир героя. Эволюции нет
Реализм

Энциклопедия русской жизниИстория души человеческойДуховная эволюцияВнутренний мир героя. Эволюции нетРеализм

Слайд 23Споры о жанре
Первый русский реалистический психологический роман
Задуман как психологическое

исследование характера человека

Споры о жанреПервый русский реалистический психологический роман Задуман как психологическое исследование характера человека

Слайд 24Нравственные проблемы в романе
проблема назначения человека и смысла жизни.

Проблема эгоизма и индивидуализма
Проблема счастья
Проблема уважения к людям

Нравственные проблемы в романе проблема назначения человека и смысла жизни. Проблема эгоизма и индивидуализма Проблема счастьяПроблема уважения

Слайд 25Печорин
Вера
Мери
Бэла
Вернер
Грушницкий
Водяное
общество
Максим
Максимыч

ПечоринВераМериБэлаВернерГрушницкийВодяное обществоМаксим Максимыч

Слайд 26Проверь себя
Каким было первоначальное заглавие романа?



Проверь себяКаким было первоначальное заглавие романа?

Слайд 27Проверь себя
2. Сколько было изданий романа «Герой нашего времени» при жизни

Лермонтова?

Проверь себя2. Сколько было изданий романа «Герой нашего времени» при жизни Лермонтова?

Слайд 28Проверь себя
3. Кто и в какой главе произносит фразу: “История

души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории

целого народа...”?
Проверь себя3. Кто и в какой главе произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и

Слайд 29Проверь себя
4. Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам

автор?

Проверь себя4. Как определил жанр своего романа «Герой нашего времени» сам автор?

Слайд 30Проверь себя
5.Каков жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени»?

Проверь себя5.Каков жанр произведения Лермонтова «Герой нашего времени»?

Слайд 31Проверь себя
6. Сколько сюжетных глав в романе «Герой нашего времени»?

Проверь себя6. Сколько сюжетных глав в романе «Герой нашего времени»?

Слайд 32Проверь себя
7. Как зовут Печорина? 

Проверь себя7. Как зовут Печорина? 

Слайд 33Проверь себя
8.Какими женскими именами названы две главы романа «Герой нашего

времени»? 

Проверь себя8.Какими женскими именами названы две главы романа «Герой нашего времени»? 

Слайд 34Проверь себя
9. Дайте лексическое значение слову Тамань.

Проверь себя9. Дайте лексическое значение слову Тамань.

Слайд 35Проверь себя
10. Дайте лексическое значение слову фаталист.

Проверь себя10. Дайте лексическое значение слову фаталист.

Слайд 36 Я понял(а):
Я знаю


теперь

Я хочу

Я буду

Я понял(а): Я знаю

Слайд 37Домашнее задание
Перечитать главы «Бэла», «Максим Максимыч» (Герои, содержание, особенности композиции

и жанра, отношение к Печорину.)
Составить план повести «Бэла», озаглавив части.

Домашнее заданиеПеречитать главы «Бэла», «Максим Максимыч» (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)Составить план повести

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика