Слайд 1Баллада в творчестве А.С.Пушкина
Работу выполнила:
ученица
9 класса Б
Власова Ирина.
Руководитель:
Соколова.М.В.
Слайд 2План:
I Введение
II Жанр баллад в творчестве Пушкина:
1
Жанр баллады
2 Баллада Пушкина «Ворон к ворону летит»
3 Баллада Пушкина «Жених»
4 Баллада Пушкина «Утопленник»
5 Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
III Заключение
IV Библиография
Слайд 3
У А.С.Пушкина есть несколько стихотворений, приближающихся к балладе:
«Песнь о вещем
Олеге» (1822)
«Жених»(1825) с первоначальным разъяснением «простонародная сказка»
«Утопленник»(1829)- «простонародная сказка»
«Жил на
свете рыцарь бедный» (1829)
«Гусар»(1833)
Переводные из Адама Мицкевича «Воевода» и «Будрыс и его сыновья» (1833)
«Песнь западных славян»(1834)
В своей работе я на них остановлюсь.
Слайд 4 Введение.
Литературоведы считают, что утверждение в русской поэзии жанра баллады
произошло в творчестве А.С.Пушкина. Его балладный репертуар невелик, но разнообразен
и объединяет в себе основные направления предшествующего развития жанра. Но А.С.Пушкин не использует термин «баллада», предпочитая близкие балладе обозначения жанра: песнь, сказка, легенда. В этом проявилось различное отношение к жанру. Отображение в художественной литературе сферы человеческих чувств, переживаний, картин природы, все чаще звучавшие темы любви, дружбы, судьбы, смерти сделало необходимым появление новых жанров, таких, как послание, элегия, баллада. Обращение поэтов-романтиков к балладному жанру связано со стремлением к изображению экзотического мира, то есть перенесение действия в далёкое прошлое или фольклорную среду.
Слайд 5Жанр баллады
Цель моей работы доказать что в своём творчестве А.С.Пушкин
использует жанр баллады.Баллада - один из любимейших лирико-эпических жанров русских
романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. Баллада- это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера. В фольклоре балладами называют сюжетные песни, в которых излагается ряд событий и действует несколько персонажей. Основная тема таких песен - семейные или родственные отношения. Один из героев неправильно ведет себя, нарушает норму, и из-за этого страдают многие, в том числе и он сам. Часто к нему приходит раскаяние, но уже поздно. Поэтому баллады обычно имеют трагический финал.
Слайд 7
Жанровые особенности баллады:
1)Баллада имеет сюжет.
2)Важную роль в раскрытии идеи играет
диалог.
3)Особая роль в балладе отводится повествователю.
4)Баллада имеет зачин и концовку.
5)Баллада отличается богатством выразительных средств.
6)В балладе всегда остаётся тайна, загадка.
Слайд 8Баллада Пушкина «Ворон к ворону летит»
Рассмотрим балладу «Ворон к ворону
летит». По своей природе она является народной балладой. По происхождению
она шотландская и широко известна в переводе А.С.Пушкина. Она близка семейным балладам , о чём свидетельствует её герои- убитый богатырь и его жена. Трагичен финал баллады. События передаются через диалог воронов, и из их разговора вырисовывается сюжет:
Слайд 9
Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
«Ворон! Где б нам отобедать?
Как
бы нам о том проведать?»
Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам
обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый».
Нет лирических отступлений, подробного описания природы, внешности героев. В балладе мало подробностей.
Слайд 10 Баллада Пушкина «Жених»
Баллада «Жених» начинается с загадки. Купеческая
дочь Наташа, загадочно пропадавшая три дня, рассказывает во время свадебного
сговора сон, который как будто бы на явь, а может и выдумка невесты. Все события происходят быстро, следуя одно за другим. Действие перемежается с диалогами отца со свахой, жениха с невестой, в которых разворачивается скрытая сторона событий. Баллада завершается возмездием злодею.
Слайд 12 Баллада Пушкина «Утопленник»
В балладе «Утопленник» перед нами – простонародная,
грубоватая картина:
Прибежали в избу дети,
Второпях зовут отца:
«Тятя! Тятя ! наши
сети
Притащили мертвеца».
Сам Александр Сергеевич даёт подзаголовок: «Простонародная сказка», напоминая, что народ верит в бессмертие души, в загробный мир, в прочие чудеса. Пушкин прямо намекает, что хочет отразить в балладе народные мысли и представления о добре и зле. Поэт хотел сказать, что по христианской морали надо простить умершему все грехи и предать тело земле, чтобы успокоить его душу, заодно и себя уберечь от зла. Как же поступил мужик? Он отказал погибшему в христианском погребении. Содержание баллады совсем не весёлое. За жертву в итоге вступаются силы природы.
Слайд 13Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Баллада «Песнь о вещем Олеге»
основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории государства Российского».
Основой сюжета исторической литературной баллады являются реальные исторические события. Варяжский князь Олег появился на Руси во главе одного из отрядов варягов. Уничтожил династию Киевичей и вскоре встал во главе объединенного войска славян, совершившего поход на Царьград.
Как ныне сбирается вещий Олег,
Отмстить неразумным хазарам.
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам.
Олега укусила змея, он умер.
Дана характеристика героев. Есть лирическое начало-отношение автора к своим героям. Здесь есть таинственный ход событий.
Слайд 15 Заключение.
В русской литературе баллада появилась благодаря творчеству Василия
Андреевича Жуковского и прошла сложный путь от заимствованного до истинно
русского жанра, обладающего типичными чертами и особенностями национальной литературы. Многие литературоведы, изучающие творчество А.С.Пушкина не склонны называть произведении сборника для печати в конце 1836 года выделяет произведения в отдельный отдел «Баллады и песни». Но понятие баллады у Пушкина более широко и свободно, чем это было в фольклорной балладе, В.А.Жуковского.